Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Анализ разработки проблемы двигательного творчества дошкольников в психолого-педагогической литературе

 

В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. Что же касается роли дви­жений для физического и психического развития ребен­ка, то об этом говорится почти во всех книгах о воспитании детей.

Выдающийся русский физиолог Н. Е. Введенский писал, что «каждый молодой организм в нормальных условиях носит в себе громадный запас сил и задатков. Обычно лишь часть этих сил и задатков действительно осуществляется и утилизируется в даль­нейшей жизни человека, причем в большинстве случаев лишь не­значительная часть. Насущный вопрос заключается в том, как использовать по возможности полнее тот богатый запас сил, ко­торый заложен в нашу организацию»[1].

Действительно, невозможно представить здорового ре­бенка неподвижным, хотя, к сожалению, малоподвижных детей можно все чаще и чаще встретить среди воспитан­ников детских садов, не говоря о школьниках. Не слу­чайно в последние годы одной из главных тем большин­ства популярных книг и статей медико-биологического характера стало обсуждение отрицательного влияния на состояние здоровья резко снизившейся в двадцатом сто­летии физической нагрузки. По этому поводу в медицин­ской литературе используется обобщенный термин «гипо­кинезия» (от греч. hypo — сниженный и kinesis — движе­ние), который включает весь комплекс симптомов, разви­вающихся в организме в условиях дефицита двигательной активности. В таких случаях происходят неблагоприятные изменения в сердечно-сосудистой систе­ме, снижается газообмен, значительно ухудшается само­чувствие, нарушается сон и др.[2].

У взрослых людей мышцы составляют почти половину общей массы тела. Развитая мышечная система — свидетельство хоро­шего состояния здоровья человека. Сокращение мышц при вы­полнении физических упражнений — сложный физико-химический процесс, сопровождающийся образованием тепла. Кровь прино­сит к мышцам кислород и питательные вещества, которые при распаде выделяют энергию, в частности тепловую. Работающая мышца требует повышенного поступления питательных веществ и кислорода, усиливается выделение продуктов распада из нее. Под действием физических упражнений в мышцах почти в 10 раз увеличивается количество функционирующих мелких сосудов — капилляров.

В организме, находящемся в состоянии покоя, циркулирует не вся кровь, а лишь 55—75 % ее, остальная часть депонируется в органах и тканях — селезенке, печени, коже и др. При мышечной работе количество циркулирующей крови значительно возрастает, что приводит к улучшению обмена веществ. Мышца, находящая­ся долгое время в бездеятельном состоянии, становится дряблой, так как снижается ее растяжимость и упругость, ухудшается пи­тание, уменьшается объем и сила сокращения.

Физические упражнения развивают и укрепляют опорно-дви­гательный аппарат ребенка. Кости начинают лучше расти и ста­новятся более прочными, замещение хряща плотной костной тканью происходит без отклонений. Во время движений к костям и суставам поступает больше крови и лимфы, что также улуч­шает их работу.

Работающей мышце нужно большее коли­чество кислорода и питательных веществ, чем мышце, находящей­ся в покое. Это достигается учащением сердечных сокращений и увеличением количества крови, выбрасываемой сердцем в сосу­ды при каждом сокращении. При правильно проводимых занятиях физкультурой и спортом сердце приспосабливается к вы­полнению физических нагрузок, становится более выносливым и может выдержать значительные напряжения, при этом мышца его постепенно утолщается, что увеличивает силу сердечных сокра­щений. Объем циркулирующей в организме крови возрастает, ускоряется также ток ее в сосудах[3].

С помощью органов дыхания в организм поступает кислород и удаляется образовавшаяся в тканях углекислота. В зависимости от потреб­ностей организма работа дыхательного аппарата может увели­чиваться или уменьшаться.

Занятия физкультурой и спортом хорошо развивают и укреп­ляют органы дыхания. Дыхание становится более глубоким и рит­мичным, укрепляются дыхательные мышцы. Это способствует нормальному развитию грудной клетки. При хорошей работе ды­хательного аппарата улучшаются процессы окисления, усилива­ется вентиляция легких, а частота дыханий уменьшается, что приводит к более экономичной работе дыхательной мускулатуры. Одновременно возрастает подвижность грудной клетки и диаф­рагмы, в результате чего увеличивается объем легких, участвую­щий в процессе газообмена. Сама их ткань становится более эла­стичной, легочное кровообращение улучшается, а этим облегча­ется работа сердца.

Усиление обменных процессов в организме при физических нагрузках вызывает необходимость в увеличенном потреблении продуктов питания и воды. В желудочно-кишечном тракте при этом повышается соковыделение, улучшаются перистальтика (дви­жение, вызываемое сокращением мышц кишок), всасывание и усвоение питательных веществ, а также работа органов выделе­ния. Физические упражнения укрепляют мускулатуру передней стенки живота (брюшной пресс), играющей большую роль в дея­тельности кишечника.

Во время занятий физической культурой кровь из внутренних органов, в том числе из органов пищеварения, притекает к рабо­тающим мышцам, увеличивая объем крови, участвующей в обме­не веществ. Деятельность пищеварительных желез во время вы­полнения физических упражнений понижается и усиливается лишь через 30—60 минут после их окончания. Поэтому режим дня па-до строить таким образом, чтобы занятия физкультурой или спортом заканчивались за час до приема пищи.

У детей, регулярно занимающихся физкультурой или спортом, улучшается аппетит, стимулируется деятельность пищеварительных желез.

К органам выделения относятся потовые железы кожи, лег­кие, кишечник и почки. Мышечная работа, усиливая кровоток в почках, способствует более полному выведению из организма продуктов распада. При значительной физической работе пото­вые железы функционируют более интенсивно, чем снижается нагрузка на почки, поэтому после выполнения физических упражнений обязательны водные процедуры[4].

По словам велико­го французского мыслителя Ж-Ж. Руссо, ходьба и движение спо­собствуют игре мозга и работе мысли. Исследования ученых показали, что занятия физкультурой и спортом улучшают крово­снабжение мозга, обеспечивают более надежную работу его. Мозг, масса которого в среднем составляет около 1500 г, потреб­ляет пятую часть кислорода, поступающего в организм. Запасы кислорода можно основательно пополнить лишь во время заня­тий физической культурой и лучше на свежем воздухе.

При выполнении физических упражнений в организме возни­кает большое количество условно-рефлекторных связей между корой головного мозга, внутренними органами и двигательным аппаратом. Мышечная работа при этом благотворно влияет на центральную нервную систему, улучшает ее деятельность. От мышц разных органов идут импульсы в мозг, образуются новые сочетания, вырабатываются новые условные рефлексы. В резуль­тате регулярных занятий физкультурой начинают слаженнее ра­ботать все взаимосвязанные органы и системы.

Таким образом, движения оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка и прежде всего укрепляют двигательный аппа­рат. Двигательные акты обслуживаются систе­мами дыхания, кровообращения, теплорегуляции. Все это тре­бует взаимной согласованности в работе всех физиологиче­ских систем, что зависит от соответствующей нервной регу­ляции[5].

Так, в тренировку включается и нервная система. Русский физиолог И. М. Сеченов писал, что работа мышц есть работа мозга, и этим определил взаимозависимость мышечной работы и нервной системы[6].

Данные физиологии говорят, что там, где двигательный анализатор находится в неблагоприятных условиях, задержи­вается и общее развитие высшей нервной деятельности.

В результате систематической тренировки ни одна система не останется без изменений. Эти изменения касаются мышц, костей, грудной клетки и особенно в период формирования их и наибольшей пластичности. Изменения касаются не только формы, по и функции.

Важнейшим из функциональных изменений является из­менение характера нервных процессов возбуждения и тор­можения. Основные свойства этих процессов: сила, уравно­вешенность, подвижность — совершенствуются, что очень важно для работоспособности, так как при своевременной смене возбуждения торможением работоспособность нервных клеток восстанавливается.

В воспитании детей нельзя недооценивать того, что движе­ния являются для них основным источником радости, а ра­дость играет большую роль для состояния сердечно-сосуди­стой системы.

Каждой эмоции соответствует особое состояние и особый характер работы сердца и сосудов: отрицательные эмоции (печаль, страх, гнев) вызывают сужение сосудов, что создает неблагоприятные условия для питания тканей; радость расширяет сосуды, и при этом создаются благо­приятные условия для питания и работы органов. Мы привыкли все наши чувства приписывать сердцу, отсюда такие выражения «сердце замирает от страха, сжимается от жалости, пылает гневом» и т. д. Эта связь эмоций с работой сердца и сосудов была отмечена еще в глубокой древности: «сердце холодное, горячее, доброе, злое, черствое, отзывчивое» и т. д. или «кожа бледнеет, краснеет от страха, стыда» и т. д. Происхождение этой связи И. П. Павлов находил у наших отдаленных предков; каждое «чув­ствование» выражалось движением: страх переходил в бег, гнев — в драку, радость выражалась пляской (а движения, естественно, отражаются на работе сердца и сосудов), и таким образом и «установилось точное согла­сование между чувствованиями и сердечной деятельностью»[7].

О том, что движения оказывают эффективное влияние на все без исключения психические функции известно давно. В исследованиях видных советских и зарубежных психологов Л. С. Выготского (1956), А. В. Запорожца (1967), Ж. Пиаже (1956), Дж. Брунера (1981) показа­но наличие прямой корреляционной связи между харак­тером двигательной активности и проявлениями восприя­тия, памяти, мышления и эмоций у детей разного возраста. Общий механизм этих взаимоотношений можно предста­вить следующим образом. Каждый двигательный акт осу­ществляется в пространстве и времени, поэтому активно передвигающийся ребенок-дошкольник получает возмож­ность приобрести в единицу времени больший объем ин­формации, что и способствует ускоренному формирова­нию его психики[8]. Например, установлена взаимозави­симость двигательной активности и развития речи. Дви­жения детей, в частности упражнения для пальцев рук, являются мощным стимулирующим фактором не только для своевременного возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования в дошколь­ном возрасте. Двигательная активность увеличивает сло­варное разнообразие детской речи, способствует более осмысленному пониманию слов, формированию понятий, что улучшает психическое развитие ребенка.

Таким образом, можно выделить следующие основные моменты в многообразном влиянии двигательной актив­ности на развивающийся организм: создание энергетиче­ской основы для роста и развития, деятельности морфо-функциональных систем и благотворное стимулирующее воздействие на формирование психических функций. Эти положения в совокупности обеспечивают и оздоровитель­ный эффект физических упражнений.

Но не всякие физические упражнения полезны в одинаковой мере, в равной мере укрепляют здоровье. Практика повсе­местного массового увлечения физической культурой в последние годы и специальные научные исследования поставили на повестку дня проблему «оздоровительной стоимости» физических упражнений. Вот как ее можно коротко изложить[9].

Физическое развитие человека проявляется в таких основных свойствах, как сила, быстрота, ловкость, гибкость, выносливость. Каждое из этих свойств способ­ствует и укреплению здоровья, но не в одинаковой степени. Можно стать очень сильным, используя упраж­нения тяжелой атлетики. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, можно стать очень ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения. Однако при этом не сфор­мируется достаточная устойчивость, невосприимчивость к болезнетворным воздействиям. Известны случаи, когда высококлассные тяжелоатлеты или гимнасты, или бегу­ны-спринтеры не участвовали в соревнованиях из-за... простуды!

При воспитании только этих качеств невозможно так­же эффективно решить проблему профилактики таких серьезных заболеваний, как болезни сердечно-сосудистой системы, представляющие собой основную причину смерт­ности людей среднего и пожилого возраста во многих стра­нах, включая и Россию. Имеются данные о том, что первона­чальные причины многих сердечно-сосудистых расст­ройств, в частности такой основной и тяжелой патологии, как атеросклероз, следует искать в дошкольном возрасте. Например, недавно выявлена корреляционная зависи­мость между высоким уровнем холестерина в крови у некоторых детей дошкольного возраста и развитием атеросклеротических процессов в среднем возрасте.

Таким образом, для эффективной профилактики мас­совых респираторных и сердечно-сосудистых заболеваний необходимо совершенствовать в первую очередь такое физическое качество, как выносливость. Именно выносли­вость в сочетании с закаливанием обеспечивает формиро­вание механизмов эффективной неспецифической профи­лактики этих заболеваний.

Какие же упражнения способствуют повышению выно­сливости, достижению ее высокого уровня? Такой резуль­тат можно получить при преимущественном использова­нии циклических, т. е. длительных повторяющихся равно­мерных нагрузок в виде медленного бега и прыжков.

О пользе бега для укрепления здоровья взрослых лю­дей имеется обширная литература. Однако она посвяще­на в основном благотворному влиянию нагрузок при беге на деятельность сердца и дыхания. За последнее время получены новые и пока еще малоизвестные данные. По­казано, что бег способствует улучшению кровообращения во внутренних органах, включая головной мозг. Послед­нее особенно ценно, так как обеспечивает энергетическую питательную базу для психической деятельности. Положительные изменения наблюдаются у любителей оздоро­вительного   бега   и   в   системе   микроциркуляции,   т. е. кровотока в сосудах малого калибра — артериолах, венулах, капиллярах. Этот отдел сосудистой системы, общая длина которого у каждого человека превышает десятки тысяч километров, играет очень важную роль в физиоло­гии и патологии сердечно-сосудистой деятельности, обе­спечивая    обменно-энергетические    процессы.    Первоначальные патологические изменения развиваются именно в этих  сосудах.   Систематический   рационально  организо­ванный бег улучшает кровоток в них и тем самым пре­пятствует развитию атеросклеротических нарушений. Основной оздоровительный  эффект бега  заключается во влиянии на состояние таких важнейших систем, как нервная и эндокринная. Установлено его положительное влияние на все психические функции — от восприятия до творческого мышления[10]. Удивительно благотворное воздействие бега на железы внутренней секреции, в чем, по-видимому, проявляется «омолаживающий» эффект бего­вых упражнений, когда любители оздоровительного бега после нескольких лет занятий по показателям физическо­го и психического здоровья ни в чем не уступают людям среднего и даже молодого возраста. Именно у занимаю­щихся бегом было выявлено наибольшее увеличение в тканях мозга нейропептидов-эндорфинов и энкефалинов, способствующих возникновению положительных эмоций, повышающих физическую и умственную работоспособ­ность и улучшающих сон.

В нашем многолетнем опыте и в интересных работах В. Г. Фролова (1977), Е. Н. Вавиловой (1983) и других специалистов по физическому воспитанию детей до­школьного возраста доказана возможность, целесообразность и оздоровительная эффективность использования вначале элементов, затем и полноценных, но не очень продолжительных комплексов беговых нагрузок в мед­ленном темпе (скорость до 7—8 км/ч)[11].

Начинать такие упражнения можно уже на 3-м году жизни, чередуя их с ходьбой, прыжками, дыхательной гимнастикой и бросанием мелких предметов. Дистанция первых пробежек не должна превышать 40—50 м. Конеч­но, проводить их лучше в игровой форме. Важно подчер­кнуть, что наибольший оздоровительный эффект дают сюжетные игры с длительными беговыми нагрузками. На­пример, кто-то из взрослых изображает коня, мотороллер, катер и т. д. Для старших дошкольников хорошо вводить в игры элементы спортивного соревнования.

Трудно переоценить значение для здоровья детей таких игр, как всем известные салки, лапта, классики, веревоч­ка. Много интересных подвижных игр проводятся с мя­чом, скакалкой и другими предметами. Малышей следует научить играть в «цыплят и наседку», «спящую лису», «найди свой домик» и другие игры, в которых под коман­ду взрослого дети выполняют разные беговые и прыж­ковые упражнения, благотворно отражающиеся на их здоровье и общем развитии.

Очень важно, чтобы в играх малышей участвовали взрослые, способные создать вокруг себя атмосферу веселья.

Игра как форма активности занимает значительное место в жизни ребенка. Загадка и ценность игры имеют глубокие внутренние корни, так как стремление человека играть, зарождаясь еще в раннем детском возрасте, сопровождает его всю жизнь до глубокой старости: от погремушки и куклы до азартных игр. Тайна этого феномена лежит в психофизиологической сфере человека. Действительно, если ребенок долго сидит в одной и той же позе, то он чувствует потребность в движении. Энергия ищет выхода, и ребенок совершает движения без всякой цели: бегает, прыгает, толкается. Бесспорно, некоторые игры основываются на избавлении от скопившейся энергии, на переключении деятельности[12].

Другая точка зрения заключается в том, что игра сама по себе является не столько тратой сил, сколько их источником. Найдется немало примеров из жизни, когда человека, не имеющего никакой лишней энергии, игра все равно привлекала к себе, становясь источником новых сил и новой психофизической энергии.

Однако оба этих взгляда не раскрывают истинной связи игры с внутренним миром человека. Поэтому естественно возникает вопрос о смысле и сущности игры в детстве, так как этот вид деятельности занимает доминирующее место в жизни ребенка.

Рассмотр

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров