Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Проблема Эго-идентичности в эпигенетической теории социокультурного развития

 

Эрик Эриксон является одним из широко известных первых исследователей идентичности. До его работ, в психологических текстах можно встретить лишь отдельные лаконичные упоминания термина идентичность и в лучшем случае, в некоторых работах попытки дать контекст, в котором данный термин мог бы быть использован, (З.Фрейд, Ж.Лакан и др.). Большая заслуга Э.Эриксона же заключается в том, что он первый именно в полном смысле этого слова, исследовал идентичность, используя различные подходы: психоаналитический и социологический, и изучая ее с различных сторон, “во многих различных смыслах”, придал идентичности контекст и содержание.

Э. Эриксон, дополняя и расширяя теорию З.Фрейда, рассматривает идентичность в различных, но взаимосвязанных между собой аспектах: чувство идентичности, процесс формирования идентичности и идентичность как конфигурация, результат этого процесса, которая становится одной из основных внутрипсихических структур [50].

Чувство, ощущение идентичности. Свое исследование идентичности Э.Эриксон начинает, отталкиваясь работ В.Джеймса, Ч.Кули, Дж.Мида и З.Фрейда. Термин идентичность В. Джеймсом не использовался, Эриксон лишь делает свое предположение о том, что Джеймс имеет ввиду под “субъективным вдохновенным ощущением тождества и целостности” своего Я - “ощущение идентичности”. Именно с этого ощущения идентичности, переживания ребенком “чувства идентичности” и начинается с точки зрения Э.Эриксона идентичность. Э.Эриксон считает, что “наиболее ранним и наиболее недифференцированным “чувством идентичности” становится чувство взаимного доверия и взаимного узнавания, возникающее в самых ранних отношениях между матерью и ребенком [51, с.114]. Эти формирующиеся у ребенка основы идентичности, заключенные в этом “чувстве идентичности” и обусловленные ранним детским опытом, зависят, прежде всего, от “качества связей ребенка с матерью” [51, с.113]. Таким образом, чтобы у детей возникло это вышеописанное чувство доверия, отношение матери к ребенку должно сочетать в себе хороший эмпатический контакт с ребенком и твердое чувство собственной уверенности. Это чувство идентичности сопровождает нас всю жизнь, мы переживаем его как “оптимальное чувство” “психосоциального благополучия”, “ощущения себя в своей тарелке” и лишь в кризисные моменты нашей жизни может казаться нам “слишком осознанным”. Оно достигает кульминации своей осознанности в подростковый период в форме переживания “острого осознания идентичности” [50, с.175]. Конец детства, это как раз тот период, в котором и возникает психическая цельность, которую Эриксон назвал “чувством внутренней идентичности”. В этот момент становится возможным проследить наличие связи между ощущением себя в прошлом, настоящем и будущем и между собственным представлением о себе и тем как меня видят другие.

 Формирование идентичности протекает “большей частью бессознательно” на всех уровнях психической деятельности [50, с.32]. Этот процесс представляет собой “процесс одновременного отражения и наблюдения”, в результате которого формируется конфигурация, состоящая из двух основных составляющих: собственной оценки себя в сопоставлении с оценкой его другими и оценки суждений других о нем в сопоставлении с тем как индивид воспринимает себя в сравнении с этими другими, значимыми для него. “Описанный процесс находится в постоянном изменении и развитии”. Его можно представить в норме как процесс “постоянной дифференциации”, “ по мере того, как расширяется круг значимых для индивида лиц: от матери до всего человечества. Процесс формирования идентичности продолжается всю жизнь индивида. Словами Э.Эриксона “он начинается где – то во время первой “настоящей” “встречи” матери и ребенка - двух людей познающих друг друга через прикосновение, и “не кончается” до тех пор, пока в человеке не гаснет способность узнавать другого” [50, с.32].

Э.Эриксон называет жизненный цикл человека эпигенезом идентичности. Это значит, что все выделенные им восемь последовательных стадий, являются этапами формирования идентичности. Каждая стадия делает свой непосредственный вклад в развитие идентичности, который определяется достигнутым по прохождении этой фазы развития доминирующим чувством, одним из полярной диады: доверие – недоверие; автономия – стыд, сомнение; инициатива – чувство вины, созидание – чувство неполноценности; идентичность – спутанная идентичность; интимность – изоляция; генеративность – стагнация; интегративность – безысходность [41, 50].

На протяжении всего детства происходит “пробная кристаллизация идентичности”. В связи с этим, Эриксон выстраивает динамическую схему процессов, последовательно сменяющих друг друга и участвующих в формировании и развитии Эго: механизм интроекции, идентификации и формирование идентичности. В результате “множества успешных, пробных идентификаций у ребенка начинают складываться ожидания по поводу того, что значит быть старше и что значит быть моложе”, эти ожидания в последствии становятся частью идентичности. Но сам процесс формирования идентичности начинается тогда, когда эти идентификации становятся непригодными. Идентичность включает в себя все значимые идентификации, но изменяет их с целью создания единого и причинно связанного: отказываясь от одних и взаимно ассимилируя другие и объединяя их в новую конфигурацию. Эта развивающаяся конфигурация постепенно на протяжении всего детства устанавливалась, синтезируя и ресинтезируя Эго и включала в себя конституционально обусловленные свойства, идеосинкретические потребности либидо, хорошие способности, значимые идентификации, эффективные механизмы защиты и последовательно принимаемые роли. Таким образом, эти перечисленные Э.Эриксоном составные части, которые мы могли бы назвать компонентами идентичности, мы по полному праву можем принять за основные линии для дальнейшего более детального изучения идентичности.

Идентичность как конфигурация. С этой точки зрения большое значение для изучения идентичности имеет среда, причем среда не только внешняя, объективный мир людей и их взаимоотношений, существующий вокруг индивида, но и аналогичная внешней внутренняя среда, внутренний мир значимых других и их отношений, существующая в человеке. “ С точки зрения развития”, – пишет Э.Эриксон – ““прошлое” окружение всегда присутствует в нас” [50, с.33]. Поэтому Э.Эриксон выбирает инструментами познания идентичности психоанализ и социологию, как методы изучающие среду и ее изменения. Идентичность – “это не доспехи”, “не нечто статичное и неизменное” [50, с.33]. Идентичность индивида “включает в себя, не исчерпываясь этим, сумму всех последовательных идентификаций, в тот ранний период, когда ребенок хотел, а часто и нуждался походить на людей, от которых он зависел” [51, с.96]. В процессе лечения и воспитания некоторые нежелательные идентификации могут быть заменены, хотя “изначальное направление, в котором идет формирование идентичности остается неизменным”, считает Эриксон. Особенностью идентичности является ее медленное изменение и слабое осознавание в детстве. “У ребенка в результате множества успешных пробных идентификаций начинают складываться ожидания по поводу того, что значит быть старше и что значит быть моложе, ожидания, которые становятся частью идентичности по мере того, как они, шаг за шагом, проверяются психосоциальным опытом”. Эти вышеописанные детские идентификации индивид подчиняет “новому виду идентификации, достигнутому в ходе социализации и соперничества со сверстниками” [51, с.166]. Этот “новый единый гештальт, уже “есть нечто большее, чем просто сумма его частей”.

 Эго – идентичность. В самом начале своих исследований идентичности Эриксон употребляет термин эго–идентичность, который имел более общее значение и аналогичное тому, что он позже подразумевал под идентичностью вообще. “В процессе развития и работы Эго, путем интеграции физического совершенства и культурной значимости, у ребенка происходит постепенное появление самоуважения”. Эту генетическую непрерывность саморепрезентации Эриксон считает возникающей в процессе работы Эго, как результат синтезирующей функции на границе “эго” с “окружением”, социальной реальностью, и поэтому он называет ее “эго-идентичностью” индивида. Эриксон выделяет два фактора, на которых эго-идентичность основана, и которые он называет “качеством существования”. Первый – это ощущение тождества самому себе и непрерывность своего существования во времени и пространстве. И второй основополагающий момент в эго-идентичности - это то, что эти вышеописанные тождество и непрерывность признаются окружающими, “значимыми другими” [50, с.59]. Именно этот действующий внутри психический фактор обеспечивает “избирательное выделение значимых идентификаций на всем протяжении детства и постепенную интеграцию образов “я”, достигшую кульминации в чувстве идентичности” [51, с.219].

Э.Эриксоном в отношении психосоциальной идентичности было введено понятие позитивной и негативной идентичности [51, с.231]. Негативная идентичность это попытка овладеть ситуацией, когда позитивная идентичность не может быть установлена из–за того, что ее различные элементы подавляют друг друга. Таким образом, негативная идентичность представлена Э.Эриксоном как “извращенно основанная на всех тех идентификациях и ролях, которые на критических стадиях развития представлялись им наиболее нежелательными или опасными и в то же время наиболее реальными” [51, с.184].

Рассматривая нарушения в развитии, Эриксон вводит понятие спутанности идентичности как “существенные нарушения у раздираемых противоречиями молодых людей” [50, с.26], как специфический кризис, возникающий в определенных жизненных ситуациях. Такими факторами, вызывающими психическое напряжение и последующее нарушение, являются, с точки зрения Эриксона, возникновение потребности в физической и психологической близости, соперничество, окончательный профессиональный выбор и психосоциальное самоопределение. Но возникновение такого “паралича” в этих затруднительных для индивида ситуациях, по мнению Эриксона, зависит от того, имеется ли у данного индивида “латентное заболевание”. Спутанность идентичности может выражаться в “чрезмерно пролонгированном моратории” или в серьезной регрессивной патологии.

Так, анализируя эпигенетическую теорию Э.Эриксона, можно сделать следующие выводы:

- Основой для формирования чувства идентичности является степень близости и доверия между матерью и младенцем, на базе которого к концу детства формируется психическая цельность, «чувство внутренней идентичности»;

- Эго-идентичность это генетическая непрерывность саморепрезентации, возникающая в процессе работы Эго, как результат синтезирующей функции на границе “эго” с “окружением”, социальной реальностью;

- Процессами, выстраивающими Эго-идентичность индивида являются механизм интроекции, идентификации и формирование идентичности;

- Конституционально обусловленные свойства, идеосинкретические потребности либидо, значимые идентификации, эффективные механизмы защиты и последовательно принимаемые роли являются компонентами Эго-идентичности;

- Факторы, основывающие Эго-идентичность: ощущение тождества самому себе и непрерывность своего существования во времени и пространстве; признание окружающими, «значимыми другими» этого тождества и непрерывности.

 

 

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров