Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Неразрушающие методы контроля Ультразвуковая дефектоскопия отливок Методические указания к выполнению практических занятий по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация» Специальность «Литейное производство черных и цветных металлов» (110400), специализации (110401) и (110403) (6)
(Методические материалы)

Значок файла Муфта включения с поворотной шпонкой кривошипного пресса: Метод. указ. / Сост. В.А. Воскресенский, СибГИУ. - Новокуз-нецк, 2004. - 4 с (7)
(Методические материалы)

Значок файла Материальный и тепловой баланс ваграночной плавки. Методические указания /Составители: Н. И. Таран, Н. И. Швидков. СибГИУ – Новокузнецк, 2004. – 30с (9)
(Методические материалы)

Значок файла Изучение конструкции и работы лабораторного прокатного стана дуо «200» :Метод. указ. / Сост.: В.А. Воскресенский, В.В. Почетуха: ГОУ ВПО «СибГИУ». - Новокузнецк, 2003. - 8 с (8)
(Методические материалы)

Значок файла Дипломное проектирование: Метод. указ. / Сост.: И.К.Коротких, А.А.Усольцев, А.И.Куценко: СибГИУ - Новокузнецк, 2004- 21 с (8)
(Методические материалы)

Значок файла Влияние времени перемешивания смеси на ее прочность в сыром состоянии и газопроницаемость: метод. указ./ Сост.: Климов В.Я. – СибГИУ: Новокузнецк, 2004. – 8 с. (8)
(Методические материалы)

Значок файла Вероятностно-статистический анализ эксперимента: Метод. указ. / Сост.: О.Г. Приходько: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк. 2004. – 18 с., ил. (8)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Исторические аспекты развития института государственной службы в России

 

Государственная служба в России имеет глубокие исторические корни. Уже в XVI в. Иван IV создал для контроля над «государевыми служивыми людьми» специальное учреждение—Разряд, который вел дела 22-23 тысяч человек, из них 2-3 тысячи были внесены в московские послушные списки, т.е. составили некое подобие столичной номенклатуры, в списки других городов - местные номенклатуры. Основная часть этих людей привлекалась государем для военных нужд, но из этих списков черпались кадры и для других царских назначений, так как четкого разделения между военной и гражданской царской службой не было. При назначении учитывались три фактора: родословная кандидата, чиновность (служебный титул) и разрядность (предыдущая должность). Так при Иване IV сформировался в основном служивый класс и разрядные списки. В 1682 году по представлению Комиссии было отменено «богоненавистное и враждотворное местничество»; т.е. изменилось отношение сословного положения служивого человека к служебному чину, а именно возможность приобретения служивого чина не зависимо от происхождения. Эта мера разрушила родовое основание лестницы чинов[1]. Петр I Табелью о рангах завершил процесс формирования российской государственной-службы, внеся тоталитаристское стремление максимально поставить подданных под контроль государства. Но уже 31 января 1724 г. он подписал Указ, что в секретари не из дворянского сословия не определять, хотя некоторая «лазейка» в виде производства особо отличившихся из «подьяческого чина» с предоставлением им шляхетства была оставлена.

Позже механизм регулирования ограниченного доступа представителям низших классов в дворянство через государеву службу был усовершенствован. В 1790 г. указ Екатерины II «О правилах производства в статские чины» установил право на потомственное дворянство лишь с восьмого класса Табели. Основным путем продвижения являлась выслуга лет, досрочный перевод в высший класс был исключением из правил, как награда. К началу XIX века Табель содержала 14 классов: высший первый класс— канцлер; действительный тайный советник; низший—14-й класс—коллежский регистратор. Табель дополнял высшие почетные звания статс-секретарь, сенатор и пр. Иногда чиновники получали в виде особого отличия свитские, т.е. придворные чины. «Табель о рангах» превратилась в России в настоящую хартию служивого сословия. Она принесла не только бюрократизацию государства, но и некоторые положительные моменты, среди которых можно выделить расширение возможностей для вертикальной социальной мобильности, для возвышения людей из низших классов (при соблюдении определенных условий) Это было в какой-то степени вынужденной мерой: во - первых, после освобождения дворян от обязательной службы многие стремились выйти в отставку; во-вторых, при разрастании «государева хозяйства» и увеличении численности чиновного аппарата невозможно было обойтись без привлечения на статскую службу недворян. И правительство вынужденно было принимать тенденцию «дедворянизации» госслужбы. В результате к началу XIX в. сформировался особый социальный класс низшего и среднего чиновничества. Юридическое регулирование их статуса Николай I осуществил законами 1827 и 1834 гг. Первый определял порядок поступления на госслужбу, а второй—условия продвижения по служебной лестнице. В основу продвижения был положен принцип выслуги, обеспечивающий автоматический, медленный переход с одной ступени на другую, квалификация и профессионализм учитывались меньше всего. Это вело к возрастанию роли чиновников в государстве. Маркиз де Кюстин в своих записках о России так описал эту ситуацию: «Из своих канцелярий эти незаметные тираны, эти деспотичные пигмеи безнаказанно угнетают страну, даже императора, стесняя его в действиях; тот хоть и понимает, что не столь всемогущ, как о нём говорят, но, к удивлению своему, порой не вполне знает, насколько ограничена его власть. Болезненно ощущая этот предел, он даже не осмеливается сетовать, а ставит этот предел ему бюрократия, страшная всюду, ибо злоупотребление ею именуют любовью к порядку, но в России более страшная, чем где-либо. Видя, как тирания чиновников подменяет собою деспотизм императора, содрогаешься от страха за эту страну» [2]. Все попытки ограничить всевластие чиновников ни к чему не привели. Наиболее серьезная попытка рационализации российской статской службы была предпринята при Александре I и связана с именем М.М. Сперанского, но мечта его потерпела крах. На смену «административному романтизму» М.М. Сперанского пришел охранительный администратизм николаевских времен. В 40-e гг. было принято утверждение «Устав о службе гражданской», который установил примерное соответствие между шкалами чинов и должностей в том виде, в каком они без особых изменений просуществовали до 1917 гг., хотя идеи и попытки отменить Табель или как-то более радикально изменить возникали при каждом новом монархе, начиная с Павла I и кончая Александром Ш. При этом критика системы чинов исходила не только из вне, но и из правительственных кругов. Можно назвать имена политических деятелей, чиновников, которые подавали записки на высочайшее имя—Л. Шепелев, М. Корф, П. Долгоруков, в которых они критиковали данную систему, так как в управление попадало много чиновников продажных, необразованных, не квалифицированных. При Николае II была образована в 1895 г. при Госсовете новая комиссия по совершенствованию гражданской службы. В 1901 г. она представила свой доклад, в котором не было и речи об отмене чинов и упразднении сословного ценза. Предлагалось лишь заменить при чинопроизводстве принцип выслуги лет принципом поощрения за заслуги, восстановить образовательный ценз для чиновников. Реализованы эти полумеры были лишь после революции 1905-1907 гг. принятием закона «Об отмене сословного принципа при получении чинов» и замене его критерием образования, но сами чины сохранялись. По существу, выводы комиссии и последующие за этим законы отразили еще раз высокую степень отчуждения власти от общества и отсутствие у правительства политической воли. Временное правительство в августе-сентябре 1917 г. подготовило проект постановления «Об отмене гражданских чинов, орденов и других знаков отличия», но не успело его утвердить[3].  

Итак, из истории-попыток реформирования государственной службы понятно, что недостатки чиновничества были очевидны и для общества, и для самой власти. Это, прежде всего, низкая эффективность государственного аппарата, неразвитое чувство, ответственности чиновников за выполняемую работу, крайняя медлительность. Б. Чичерин отмечал неспособность российской бюрократии к деятельному участию в общественном обновлении в силу ее кастовой отчужденности от общества: «Бюрократия может дать сведущих людей и хорошие орудия власти, но в этой узкой среде, где неизбежно господствуем формализм и рутина, редко развивается истинно государственный смысл. Новые силы и новые орудия, необходимые для обновления государственного строя, правительство может найти лишь в глубине общества»[4].           

Традиционно в среде российского чиновничества процветала коррупция. Л В. Оболонский, анализируя эту проблему, видел три основные причины данного явления. Во-первых, источник «морально-идеологический»—-несовместимость самих основ идеологии и психологии абсолютной монархии с идеей гражданской службы как службы обществу. И поэтому роль чиновников понималась как государева, а не как государственная служба Во-вторых, источник политико-организационный: централистская концепция организаций государственной власти. Основной принцип правителей—максимальный контроль над страной со стороны центра и его наместников. В-третьих, финансовый источник. Материальное содержание чиновничества было крайне низким[5].

Эти причины, определяющие размах коррупции госаппарата, можно рассматривать в какой-то мере как объективные - тотальное отчуждение власти от общества и собственных слуг (чиновников). Но российская госслужба в XIX в. имела и несомненные достоинства. Она стала более эффективной, управленческая   машина   вращалась   слажено,   приблизилась   к   западно-европейской бюрократии. Движение вперед в результате реформ Сперанского при Александре I, либеральных реформ Александра II было очевидным. Реформы носили либеральный характер, пришли новые талантливые люди—представители либеральной бюрократии, причем кадровое обновление коснулось всех этажей управленческой иерархии, кадры черпались из единомышленников на всех уровнях бюрократической лестницы[6]. Следующая попытка изменения госслужбы была предпринята министром путей сообщения, министром финансов, председателем кабинета С. Витте. Он доказывал Николаю II необходимость принятия институтов ограничения монархии, стремился предотвратить бессмысленную войну с Японией, провел финансовую реформу, сумел в обход Табели о рангах ввести в аппарат Министерства финансов и других ведомств свежих людей, у которого были знания и желание «сделать жизнь лучше», но его реформы остались незавершенными, а сам С. Витте закончил жизнь в отставке и забвении и умер незадолго до начала первой мировой войны[7].

В советский период формированию и функционированию госслужбы уделялось особое внимание. Одним из первых актов советской власти был декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 11 ноября 1917 г. Его принятие связано прежде всего с идеей слома старого госаппарата и упразднения всякого чиновничества, полного объединения в руках представительных -учреждений законодательных и управленческих функций. Система должностей и чинов была заменена партийно-государственной номенклатурой, просуществовавшей весь советский период до : начала перестройки 1987, г. Закона о госслужбе в СССР не было, правовое регулирование осуществлялось посредством декретов, положений, правительственных постановлений, указов, инструкций[8]. Порядок комплектования должностей госслужащих был определен в конституциях, законах о совете министров и о местных советах народных депутатов. Решающее воздействие на подбор и расстановку  кадров,  их смещение  в любом  государственном управленческом органе оказывали партийные органы и организации КПСС, но произвольное «тасование» кадров препятствовало росту профессионализма в сфере госслужбы, куда попада

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров