Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Пределы: Метод. указ./ Составители: С.Ф. Гаврикова, И.В. Касымова.–Новокузнецк: ГОУ ВПО «СибГИУ», 2003 (3)
(Методические материалы)

Значок файла Салихов В.А. Основы научных исследований в экономике минерального сырья: Учеб. пособие / СибГИУ. – Новокузнецк, 2004. – 124 с. (2)
(Методические материалы)

Значок файла Дмитрин В.П., Маринченко В.И. Механизированные комплексы для очистных работ. Учебное посо-бие/СибГИУ - Новокузнецк, 2003. – 112 с. (5)
(Методические материалы)

Значок файла Шпайхер Е. Д., Салихов В. А. Месторождения полезных ископаемых и их разведка: Учебное пособие. –2-е изд., перераб. и доп. / СибГИУ. - Новокузнецк, 2003. - 239 с. (4)
(Методические материалы)

Значок файла МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ Для студентов специальности "Металлургия цветных металлов" (2)
(Методические материалы)

Значок файла Учебное пособие по выполнению курсовой работы по дисциплине «Управление производством» Специальность «Металлургия черных металлов» (110100), специализация «Электрометаллургия» (110103) (2)
(Методические материалы)

Значок файла Контрольные задания по математике для студентов заочного факультета. 1 семестр. Контрольные работы №1, №2, №3/Сост.: С.А.Лактионов, С.Ф.Гаврикова, М.С.Волошина, М.И.Журавлева, Н.Д.Калюкина : СибГИУ. –Новокузнецк, 2004.-31с. (6)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Современная российская бюрократия и реформирование управления

 

Как соотносятся отмеченные недостатки дореволюционной российской бюрократии с сегодняшними проблемами? Даже поверхностный взгляд показывает, что многое из того, что являлось препятствием для эффективного выполнения бюрократией управленческих функций, не изжито и сегодня. Так же, как и в XIX в., сегодняшние представления об излишней численности российского управленческого класса не вполне соответствуют действительности.

Исследования специалистов ГУ ВШЭ показывают, что в аппарат не так уж раздут. Самый большой прирост численности был достигнут в 1995 г. - в 6%, а в целом с 1994 г. по 2001 г. число аппаратчиков во всех ветвях власти выросло на 16 %. Эксперты считают это нормальным, поскольку рост был обусловлен возникновением новых рыночных институтов. К началу 2000 г. численность государственных служащих на тысячу человек постоянного населения колебалась от 4 человек в Ингушетии до 58 в Эвенкии, а средняя численность по стране - 7 чиновников, что меньше, чем в развитых странах (Австрии, Швеции, Великобритании, США, Франции)[1]. Между тем согласно существующим предложениям планируется сокращение до 30 % российского государственного аппарата.

Из бед дореволюционной бюрократии можно отметить низкую оплату труда государственных служащих среднего и низшего уровня. В ходе административной реформы уровень оплаты государственных служащих высшего уровня значительно вырос, чего не скажешь о более многочисленных категориях управленцев, зарплата которых несколько выше средней зарплаты по стране. Не секрет, что именно это обстоятельство создает питательную среду для коррупции.

Выше говорилось о том, что низкий уровень образования был уязвимым местом российской бюрократии в исторической России. К сожалению, принятая недавно Государственной Думой новая редакция Трудового кодекса в нарушение ряда положений Закона о государственной службе отменила право государственных служащих на второе бесплатное высшее образование. Не трудно предположить, что согласно этому положению уровень образования сотрудников государственного аппарата снизится, так как из-за низкой оплаты труда большинство управленцев не в состоянии оплатить свое второе высшее образование.

Осмысление концепций и практики административной реформы в современной России дает основания для других размышлений. Ряд существующих в настоящее время предложений исходят из целесообразности значительного сокращения функций государства (называются нереальные цифры 500, 600 и даже 800 функций, якобы выполняемых современным российским государством, тогда как в теории и практике государственного управления их насчитывается от 5-6 до 10-12). Между тем в реальности полномочий и функций российского государства в ряде ключевых отраслей (например, в экономике и социальной сфере) существенно меньше, чем в индустриально развитых странах. Реализация предложений по «уходу государства» из управления на практике может привести к росту коррупции, еще большему падению исполнительской дисциплины в практике государственного управления, снижению политической роли Президента РФ и падению удельного веса исполняемости его решений.

Очевидно, что в основе тезиса об избыточности функций государства лежит неоправданно расширительное толкование функций государства вследствие отсутствия четкого разграничения между интересами, полномочиями и функциями государства и интересами, полномочиями и функциями бюрократии. Между тем подобное различение весьма существенно как концептуально, так и практически. В частности, проблемная ситуация в современной России характеризуется тем, что интересы, функции и полномочия государства незначительны даже по сравнению с такими деэтатизированными странами, как Великобритания и США, тогда как интересы, функции и полномочия административно-политической бюрократии в современной России гипертрофированы. При этом бюрократия использует рычаги государства для достижения сугубо партикулярных (групповых) задач и целей в противовес общегосударственным.

При уточнении концепции административной реформы в РФ необходимо учитывать как отечественный, так и международный опыт. Последние два десятилетия ушедшего двадцатого века стали временем осуществления реформ государственного управления в целом ряде развитых стран на основе концептуальных оснований теории Нового государственного управления (New Public Management). Сутью реформирования государственной службы в духе New Public Management, в конечном счете, стало делегирование ряда функций, ранее осуществлявшихся государством, рыночным структурам. Стратегические функции остались за центральным аппаратом, тогда как остальные функции, связанные с обслуживанием и ранее осуществлявшиеся государством, были возложены на коммерческие структуры. Исходной концептуальной посылкой этих реформ был тезис о зрелости и эффективности институтов гражданского общества, которые в состоянии более эффективно, нежели государство, выполнять целый ряд социально значимых функций[2].

Что касается административной реформы в РФ, то следует принять во внимание тот факт, что, в отличие от развитых стран, институты гражданского общества в России слабы и неэффективны. Как известно, условиями эффективности гражданского общества являются институционально-нормативное (легитимность институтов и процедур гражданского общества) и ресурсное обеспечение институтов гражданского общества. И если первое условие (пусть и формально) обеспечено, то в отношении ресурсов (прежде всего финансовых, точнее, их отсутствия) комментарии излишни. Неэффективность институтов гражданского общества и слабость их ресурсной базы определяют необходимость

тщательной проработки вопроса о том, какие именно функции и в каком объеме российское государство может делегировать самодеятельной инициативе. Небезосновательны опасения, что возникший в результате ухода государства вакуум может быть заполнен не гражданской инициативой, а союзом коррумпированной бюрократии и коррумпированного бизнеса.

Вышесказанное определяет необходимость коррекции концепции административной реформы: гипертрофированные полномочия и функции административно-политической бюрократии действительно желательно урезать, тогда как государству не стоит непродуманно и поспешно расставаться со своими прерогативами и функциями.

Реформирование государственной службы в России предполагает на первом этапе реализацию ряда положений, которые являются базовыми в традиционной (веберовской) модели государственной службы, возможности которой далеко не исчерпаны. Для России и сегодня является актуальным ряд положений веберовской теории бюрократии: рациональность; ориентация на формализованные процедуры в противовес персоналистской ориентации на патрона; прозрачность, четкость, подотчетность обществу; ликвидация коррупции.

При разработке концепции второго этапа реформирования государственной службы необходим учет особенностей современного этапа национально-государственного строительства в России, специфики общественно-политического и финансово-экономического состояния государства.

Успешная реализация реформы государственной службы невозможна без адекватного представления о настроениях, ожиданиях, установках государственных служащих. В этом плане представляют интерес результаты социологического исследования «Государственная служба и гражданское общество в России в условиях проведения административной и судебно-правовой реформ», осуществленного специалистами Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Полученные в ходе мониторингового исследования данные позволяют говорить о тенденции повышения требовательности граждан в отношении правовой природы государства и его отдельных институтов (включая государственную службу) по обеспечению правопорядка в стране. Вторая важная тенденция характеризует возрастание роли демократии не только как политической ценности, но и как ориентира для выбора пути и методов совершенствования работы госаппарата, усиления демократических начал в деятельности властных структур, их большей открытости и подконтрольности[3].

Одновременно возрастают требования граждан к качеству административных услуг, оказываемых населению государством в лице его конкретных органов. Названные требования, в основном, соответствуют замыслу реформы государственной службы, что говорит об объективном совпадении интересов граждан и идеологии реформы, что создает объективную основу для ее поддержки гражданами. Но пока такой поддержки в обществе не наблюдается. Отмечая некоторые позитивные сдвиги в деятельности государственного аппарата, абсолютное большинство граждан не видит прямой связи реформы государственной службы со своими интересами, а считают ее, в основном, чисто аппаратным мероприятием. Более того, опрошенные считают, что по отдельным показателям, напрямую затрагивающим их интересы, положение по мере продвижения реформы становится еще хуже. В частности, это касается административного произвола, нарушения прав граждан. Поэтому ожидать действенной поддержки реформы государственной службы со стороны рядовых граждан не приходится. К тому же они слабо ориентируются в содержании и задачах реформы, не имеют представления о конкретных формах, которые позволили бы им включаться в процесс реформирования. Пока что граждане считают, что реформирование государственной службы - это задача политического руководства страны[4].

Давление на аппарат со стороны населения скорее всего будет усиливаться и важной задачей реформирования является перевод этого давления в конструктивное русло, что возможно в рамках создаваемой Общественной палаты, которая наделена функцией контроля за государственными структурами.

Для реализации программного положения об открытости и подконтрольности аппарата, государственных служащих гражданскому обществу пока нет условий. Рядовые граждане поддерживают данные программные положения, но они не готовы, недостаточно компетентны, чтобы реально участвовать в контроле за деятельностью властных структур. Очень сильно мешает движению в этом направлении и большая степень недоверия населения к органам власти.

Большая часть государственных служащих (прежде всего, рядовых) готова к открытости, предлагает пути решения этой проблемы, но лишь в определенных рамках: информировать граждан, не выходя на уровень контроля с их стороны за деятельностью властных структур, процессами принятия и реализации решений.

Часть государственных служащих - принципиальные противники участия граждан в выполнении властно-контрольных функций, другая часть - считает (и не без основания), что большинство граждан еще не созрели для этого рода деятельности; третьи - полагают, что при существующей системе организации государственной службы, отсутствии прозрачных и понятных критериев оценки работы, четких процедурных правил принятия решений и ответственности действенный контроль в принципе невозможен ни со стороны общества, ни со стороны политического руков

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров