Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (3)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (4)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (4)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (10)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (11)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (12)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (13)
(Статьи)


Заказ научной авторской работы

Особенности развития памфлетного жанра

 

В настоящее время среди исследователей нет единого мнения по поводу по поводу происхождения слова «памфлет». «Памфлет» (англ., от palme-feuillet - листок, который держат в руке) -  «термин не вполне определенного содержания, обыкновенно обозначающийнебольшое литературное произведение публицистического и чаще всего вызывающе-личного характера» [Брокгауз,  Ефрон 2008: 486]. В переводе с греческого («pamm fhlego») слово «памфлет» оз­начает «все воспламеняю» или «все испепеляю» [Тертычный 2000: 106]. Это понятие имеет под собой мифологическую основу и связано с представлением о гневе олимпийских богов, прежде всего — их главы Зевса-громо­вержца, поражавшего своими молниями врагов. В журналистике под памфлетом понимают сатирическое произведение, нацелен­ное на осмеяние определенных человеческих пороков и уничиже­ние того героя (героев), который представляется автору носителем опасного общественного зла.

Происхождение памфлета как жанра некоторые исследователи связывают с творчеством древнегреческого баснописца Эзопа. Среди основоположников европейского памфлета более позднего време­ни называют имена выдающегося французского ученого, филосо­фа Блеза Паскаля («Письма к провинциалу»), английского писа­теля Бернарда Мандевиля («Возроптавший улей, или Мошенни­ки, ставшие честными»). Классический памфлет создан молодой буржуазией в процессе борьбы складывавшегося буржуазного общества с феодализмом, средневековой церковью и схоластической философией.

Одним из первых выдающихся мастеров памфлета был Эразм Роттердамский (1466—1536). Его «Похвала глупости» ("Lob der Torheit ", 1509) направлена против князей, попов, схоластики и представляет ярко-сатирическое произведение:

«Наши проповедники слыхали неведомо от кого, что начинать речь подобает возможно тише. И вот произносят они свой зачин таким голосом, что и сами себя не могут расслышать; но стоит ли вообще говорить, если никто тебя не понимает? Слыхали они также, что громкие возгласы рождают волнение в душе слушателей. Поэтому, заговорив обычным голосом, они вдруг повышают его до бешеного вопля, хотя бы и совсем некстати. Право, хочется иной раз побожиться, что такому проповеднику пошел бы впрок эллебор9. Далее, слыхали они, что речь следует вести, постепенно воодушевляясь, и, произнеся несколько первых фраз более или менее пристойно, они вдруг начинают надрываться, хотя бы дело касалось самых ничтожных предметов, и до тех пор усердствуют, пока только духу хватает. Засим вытвердили они все, что древние риторы говорят о смехе, и потому сами тщатся отпускать шуточки, но какие шуточки! -- любезная Афродита! -- такие изящные, такие уместные, что чудится, будто слушаешь осла, поющего под звуки лиры. Порою пытаются они и съязвить, но при этом скорее щекочут, нежели ранят, а самую неприкрытую лесть стараются выдать за прямоту и откровенность» [Роттердамский 1960: 145].

Памфлет был широко использован в буржуазных революциях XVII и XVIII вв. Хотя газеты уже существовали в это время, но издание их было монополией абсолютистского правительства. Они были скорее придворными торговыми бюллетенями. Политическая литературная борьба прокладывала себе путь через брошюры и листовки, при помощи которых П. и выходили в свет. В эпоху, предшествовавшую английской революции, чрезвычайную популярность получили памфлеты Мильтона (1608—1674) против епископов. Революционная мелкобуржуазная партия левеллеров (Лилльберн, 1614—1657) наводнила страну боевыми П. против монархии, помещиков и крупных капиталистов. Известна громкая слава Свифта (1667—1745) как автора П. «Письма суконщика» ("Drapier Letters ", 1724) и «Сказка бочки» ("Tale of a Tub ", 1704). Они были направлены против реакционного английского правительства.

Дефо, громивший клерикальный обскурантизм в памфлете «Кратчайший способ расправы с диссидентами» ("The shortest Way with the Dissenters ", 1702), поплатился позорным столбом и тюрьмой. В декабре 1702 г. выходит памфлет «Кратчайший путь расправы с диссидентами». Памфлет  стал реакцией на распространявшиеся речи в защиту единства Церкви, заключенные в форму проповеди, в частности на памфлет епископа из Оксфорда доктора Генри Сачеверелла (Henry Sacheverell (1674-1724). Из работы Сачеверелла Дефо беззастенчиво «позаимствовал» стилистические приемы и даже целые фразы. Цель оправдывает средства – а  целью Даниеля Дефо было показать необоснованность и поверхностность крикливых сентенций Тори, видевших единственный выход из данной проблемы в уничтожении всех диссидентов. Получается, прямо как у Грибоедова: «Собрать бы все и сжечь».

Преследуя обозначенную цель, автор выражает свою позицию предельно ясно, тезисно. Он убеждает читателей «воздвигнуть строение»  Церкви Англии «на костях врагов» и даже называет этих врагов – «паписты и шизматики». Осталось только раздать оружие – и шашки наголо! – двинуться на «врагов народа», которых автор называет не иначе как «змеиным отродьем» («viperous brood». В английском языке существует идиома «to cherish a viper in ones bosom», то есть «пригреть змею на груди»; интересно, что в памфлете Дефо не раз проводится мысль о том, как много сделала Церковь для неблагодарных диссидентов.), от которого необходимо освободить нацию. «Убить жабу и змею легче, пока они не наделали злых дел», - наставляет Дефо. Призывы к оголтелой борьбе с врагами, безосновательное осуждение всех, кто не креститься по установленным англиканской Церковью порядкам, звучат со страниц эссе с простотой Просвещения. Свою стилистическую концепцию Дефо выразил, сказав однажды, что «если меня спросят, какой стиль я считаю наилучшим, то я отвечу – тот, на котором можно разговаривать с пятью сотнями людей самых разнообразных профессий, исключая идиотов и сумасшедших, и быть понятым всеми». Увы, переводчиками «Кратчайшего пути…» не были усвоены истины Просвещения: оригинальный вариант и перевод отличаются, как понятные любому  два таинства протестантства от бесчисленных напыщенных католических обрядов.

Позиция повествователя отражает царившие в кругах высшей духовной власти мнения о решении проблемы диссидентов путем сатирического преломления, в котором делается упор на самые крайние точки зрения.

В 1708 году Джонатан Свифт написал свой памфлет «Рассуждение о неудобстве уничтожения христианства в Англии». Этот памфлет принадлежит к шедеврам сатирической публицистики. Памфлет посвящён отмене «Акта о присяге», который был принят ещё в 1673 году. Отмену этого закона Свифт сравнивает с отменой христианства. При этом слово «христианство» автор употребляет в качестве синонима «англиканства».  Дж. Свифт логически обосновывает свою позицию: акт о присяге был одним из основных христианских ритуалов для обывателя. Так же приводится и ряд других доказательство основного тезиса. Вместе с тем, проблема раскрывается не без пародий и гротесков, что сильно контрастирует с логично выстроенной мыслью. Можно сказать, что в результате текст приобретает некую комичную двусмысленность.

Свифт в своём памфлете представляет сатирическую панораму общества. Он пишет: «Представления о богатстве и власти совместимы лишь с номинальным христианством» [Свифт 2008: 186]. Мы видим общество, в котором люди используют веру, как власть и престиж. И, не смотря на то, что во время написания памфлета Свифт активно сотрудничал с партией вигов, в тексте часто встречаются «камни в их огород». Например, касательно английской церкви, которая, по мнению автору, недалеко ушла от правительства и давно превратила религию в средство манипуляции людьми. Также Свифт отмечает в своём памфлете, что нынешняя политика слишком часто берёт себе исключительно «денежный ориентир», не думая об обществе и государстве. Таким образом, уже в этом памфлете наблюдается расхождение взглядов Свифта с вигами. Его разрыв с этой партией был  уже предопределен, хотя фактически он произошел только в 1710 году, когда Свифт перешел на сторону торийской партии и стал ее пропагандистом. Вообще, в то время инструментом межпартийной борьбы за власть была пресса, и Свифт принимал в этой борьбе самое активное участие. Недовольство Свифта вигами было вызвано тем, что, на его взгляд, у вигов были неправильные представления о границах веротерпимости. Именно эта партия разработала и провела в Парламенте идею о более лояльном отношении к диссентерам. Так в Англии назывались люди, отступающие от официального вероисповедания. Теперь было признано их право занимать государственные должности в Ирландии. Свифт же остался верным старой позиции вигов и противился любым попыткам допустить диссентеров к управлению страной. Такова была основа, на которой складывался замысел его памфлетов, направленных против позиции вигов в церковном вопросе.

Памфлетом пользовалась и политическая реакция в борьбе с революционным движением. Идеолог английского крупного землевладения, смертельный враг французской революции Эдмонд Борк ("E. Burk ", 1729—1797) прославился яркими памфлетами. В памфлете «Письма о цареубийственном мире» ("Letters on a Regicide Peace ", 1796) он требовал продолжения войны с Францией.

Новый вид памфлета создается в политической литературе XVIII века и занимает в ней большое место. Он получил богатое развитие ещё в предшествующую эпоху (например, памфлеты, направленные против Мазарини и получившие название «мазаринад»). Они вызывали появление специальных ордонансов, направленных против памфлетной публицистики. Запреты не задержали этой литературы. Она стала острым оружием «просветителей» XVIII в. Вольтер и Дидро писали под разными именами П. против церкви, дворянства и монархии. Памфлет Сийеса «Что такое третье сословие»?…» ("Qu’est-ce que le tiers ?tat?.. ", 1789) — с историческими словами «что такое третье сословие? Ничто. Чем оно должно стать? Всем» — обессмертил автора больше, чем вся его политическая деятельность.

Собранием памфлетов по существу были первые политические газеты, рождённые Великой французской революцией. Газета «Революции Франции и Брабанта» ("Les R?volutions de France et de Brabant ", 1791) Камилла Демулена была лишь продолжением его памфлета «Письма фонаря парижанам» ("Discours de la lanterne aux Parisiens ", 1789). Периодическим памфлетом был и «Друг народа» ("L’ami du peuple ", 1789—1792) Марата. Последнее было ежедневным изданием. Сам Марат зачастую был и редакто­ром, и наборщиком, и издателе

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров