Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Неразрушающие методы контроля Ультразвуковая дефектоскопия отливок Методические указания к выполнению практических занятий по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация» Специальность «Литейное производство черных и цветных металлов» (110400), специализации (110401) и (110403) (6)
(Методические материалы)

Значок файла Муфта включения с поворотной шпонкой кривошипного пресса: Метод. указ. / Сост. В.А. Воскресенский, СибГИУ. - Новокуз-нецк, 2004. - 4 с (7)
(Методические материалы)

Значок файла Материальный и тепловой баланс ваграночной плавки. Методические указания /Составители: Н. И. Таран, Н. И. Швидков. СибГИУ – Новокузнецк, 2004. – 30с (9)
(Методические материалы)

Значок файла Изучение конструкции и работы лабораторного прокатного стана дуо «200» :Метод. указ. / Сост.: В.А. Воскресенский, В.В. Почетуха: ГОУ ВПО «СибГИУ». - Новокузнецк, 2003. - 8 с (8)
(Методические материалы)

Значок файла Дипломное проектирование: Метод. указ. / Сост.: И.К.Коротких, А.А.Усольцев, А.И.Куценко: СибГИУ - Новокузнецк, 2004- 21 с (8)
(Методические материалы)

Значок файла Влияние времени перемешивания смеси на ее прочность в сыром состоянии и газопроницаемость: метод. указ./ Сост.: Климов В.Я. – СибГИУ: Новокузнецк, 2004. – 8 с. (8)
(Методические материалы)

Значок файла Вероятностно-статистический анализ эксперимента: Метод. указ. / Сост.: О.Г. Приходько: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк. 2004. – 18 с., ил. (8)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Смерть в образно-поэтической системе А.А. Фета

 

В фетовских стихотворениях практически не встречается случаев описания поэтапного человеческого угасания, ведущего к смерти, смертельно больных людей и непосредственно акта смерти.  И, тем не менее, «смерть» в его стихах, взятая как философская категория – это одно; «смерть возлюбленной» – совсем другое; а «предчувствуемая поэтом собственная смерть» – нечто третье, непохожее ни на первое, ни на второе»[1].

Чаще поэт либо обращается к умершим людям и самой смерти, либо воспроизводит уже знакомые сюжеты  (произведения художественной литературы, мифы, фольклор), косвенно или прямо связанные с темой смерти. Так, интерпретируя античный миф о гибели Фаэтона, Фет рассказывает о красивой смерти молодого юноши, но сожалеет при этом о его безвременной гибели. «Красота юного мертвеющего тела поразительна со сходством со статуей; отчётлив «скульптурный код» в смерти Фаэтона: «…округленные бедра белели, будто мрамор, приявший изгибы от рук Праксителя…». Оппозиция мёртвого/живого оказывается снятой превращением одного в другое»[2]:

Весь был разодран хитон, округленные бедра белели,

Будто бы мрамор, приявший изгибы от рук  Праксителя,

Ноги казали свои покровенные прахом подошвы,

Светлые кудри чела упадали на грудь, осеняя

Мертвую силу лица и глубоко-смертельную язву.

      Влажное ложе покинувши, Феб златокудрый направил… (1, 164).

В стихотворении Фета «Офелия гибла и пела…» отражена сюжетная линия трагедии Шекспира «Гамлет» о гибели несчастной девушки, покинутой возлюбленным и впавшей в безумие. В произведении «Я болен, Офелия, милый мой друг!» этого же цикла, воспроизводятся произведения «Гамлет» и «Отелло» и соответственно образы Офелии и Дездемоны (не раз сопоставлявшиеся критикой и, возможно, из-за этого наложившиеся друг на друга в фетовском стихотворении). Здесь автор упоминает иву, с которой была связана смерть шекспировской героини:

Офелия гибла и пела,

И пела, сплетая венки;

С цветами, венками и песнью

На дно опустилась реки.                                                       

                                       Офелия гибла и пела… (1, 85).

О, спой мне, как носится ветер вокруг

Его одинокой могилы.

Душе раздражённой и груди больной

Понятны и слёзы и стоны.

Про иву, про иву зелёную спой,

Про иву сестры Дездемоны.

                                        Я болен, Офелия, милый мой друг! (1, 84).

Произведение «Лихорадка» связано с народными представлениями о тяжелых болезнях, которые могут обернуться настоящими несчастьями.  Сюжет «Лихорадки» заимствован Фетом из чулковской «Абевеги русских суеверий, идолопоклоннических жертвоприношений, свадебных обрядов, колдовства, шаманства» (2-е издание «Словаря русских суеверий»). М.Д. Чулков – открыватель и первый пропагандист славянской мифологии пишет о девяти сестрах-лихорадках, приходящих в дома и передающих различные недуги через поцелуй. «Образ лихорадок суть лишь персонификации отдельных симптомов болезни»[3]. Автор «Абевеги» достаточно подробно рассказывает о последствиях лихорадки и способах борьбы с нею (например, «лихорадки боятся собачьих удавок, свиных глаз»). Фет же делает больший акцент не на самой болезни, а на её истолковании в народе:

«Что за шутки спозаранок!

Уж поверь моим словам:

Сестры, девять лихоманок,

Часто ходят по ночам.

Вишь, нелегкая их носит,

Сонных в губы целовать!

Всякой болести напросит,

И пойдет тебя трепать».

                                                                     Лихорадка (1, 155).

В лирике Фета практически нет откровенно пессимистических произведений о смерти. Так, в стихотворении «Больной», рассказывающем о состоянии человека на грани жизни и смерти, лирический герой надеется на излечение весенними небесами. Даже похоронная процессия в стихотворении «Был чудный майский день в Москве...», вызывает у лирического героя А.А. Фета восторг и умиротворение. Возможно, в студенческие годы автор действительно смотрел на похороны ребенка[4] и испытывал подобные чувства. Показательно, что Фет не только «подчеркивает здесь значение пасхального дня, сверхъестественного, как и все время Пасхи, когда происходит чудо Воскресения Христова»[5], но и с легкостью воспринимает смерть как таковую:

За гробом шла, шатаясь, мать 

Надгробное рыданье…

 Но мне казалось, что легко

 И самое страданье.

                                    Был чудный майский день в Москве... (1, 231).

Символика, связанная с проблемой смерти, всегда была в центре внимания зарубежной и отечественной литературы. «Объясняется это тем, что творцам свойственна потребность осмысления жизни «с обратной стороны», потребность понять, что такое смерть, и показать ценность жизни при осознании конечности земного существования».[6]

Русские поэты, обращающиеся к теме смерти, демонстрируют особое, близкое восприятие похоронных обрядов, в частности погребения, и эстетическое отношение к трупу. Их взор обращается к сельскому погосту, местам захоронения бойцов, склепам или одиноко стоящим могилам. О кладбище говорят как о «жилище плача»[7] (Батюшков), «долине скорби»[8] (А. Майков) и т. д.

В стихотворении «Стою печален на кладбище»(1834) лирический герой А.С. Пушкина не может оторваться, печально глядя на заброшенное кладбище. В 1836 году, за год до смерти, поэт пишет «Когда за городом задумчив я брожу», где противопоставляет однообразие и бездушие городского кладбища местам родового захоронения. В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Кладбище» полустёртые надписи на могилах завораживали так, что «невольно голова наполнилась мечтами». И.А. Бунин разглядывает могилу, печаль которой «понятна и близка»[9] его сердцу, и с всепрощающей любовью вспоминает умерших («Могильная плита»).

 Подобные примеры в описании кладбища можно встретить практически во всех сборниках русских поэтов. А.А. Фет в этом смысле не исключение. В стихотворении «Я русской, я люблю молчанье ночи мразной» (из цикла «Снега») автор с первых же строк объясняет странную любовь к погребению национальной принадлежностью. Поэт празднует встречу с «тихими гробами»,  обращается к «дорогим мертвецам» («Не первый год у этих мест») и завидует жребию павших в бою, рассматривая «кладбище» как символ бессмертия и вечной славы («Севастопольское братское кладбище»). О посещении кладбища погибших в 1854 – 1855 годах Фет пишет: «Нигде и никогда не испытывал я того подъёма духа, который так мощно овладел мною на братском кладбище. Это тот самый геройский дух, отрешенный от всяких личных стремлений, который носится над полем битвы и один способен стать предметом героической песни» (1, 504).

Достаточно часто А.А. Фет упоминает образ могилы (склепа, гробницы или гроба), которая допускает к себе человеческие секреты и хранит самые сокровенные тайны («

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров