Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Производственная специальная практика: Метод. указ. и рабочая программа / Сост.: Н.И. Швидков, В.Б. Деев, А.В. Феоктистов: СибГИУ. – Новокузнецк, 2002. – 14 с (0)
(Методические материалы)

Значок файла Программа и методические указания по проведению преддипломной практики на металлургических предприятиях.: Метод. указ. / Сост.: И.К.Коротких, А.А.Усольцев, А.И.Куценко: СибГИУ - Новокузнецк, 2004- 20 с (2)
(Методические материалы)

Значок файла Программа и методические указания по проведению производственной практики на металлургических предприятиях. : Метод. указ / Сост.: И.К. Коротких, Б.А. Кустов, А.А. Усольцев, А.И. Куценко: СибГИУ - Но-вокузнецк 2003- 22 с. (1)
(Методические материалы)

Значок файла Применение регрессионного и корреляционного анализа при проведе-нии исследований в литейном производстве: Метод. указ. / Сост.: О.Г. Приходько: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк. 2004. – 18 с., ил. (2)
(Методические материалы)

Значок файла Преддипломная практика: Метод. указ. и рабочая программа / Сост.: Н.И. Швидков, В.Б. Деев, А.В. Феоктистов: СибГИУ. – Новокузнецк, 2002. – 9 с. (2)
(Методические материалы)

Значок файла Неразрушающие методы контроля Ультразвуковая дефектоскопия отливок Методические указания к выполнению практических занятий по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация» Специальность «Литейное производство черных и цветных металлов» (110400), специализации (110401) и (110403) (6)
(Методические материалы)

Значок файла Муфта включения с поворотной шпонкой кривошипного пресса: Метод. указ. / Сост. В.А. Воскресенский, СибГИУ. - Новокуз-нецк, 2004. - 4 с (9)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ЭМИССИОННЫХ БАНКОВ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИХ СТАТУСА

 

Центральные банки в их современном виде, с присущими им функциями, существуют относительно непродолжительный период времени. Первый центральный банк (шведский "Риксбанк") был создан в 1668 г., в 1694г. был создан Банк Англии. Однако функции первых центральных банков значительно отличались от функций современных центральных банков.

В XVII-XVIII в.в. четкого разграничения между коммерческими и центральными банками не было. В то время монополии на эмиссию банкнот не существовало, то есть коммерческие банки активно применяли выпуск банкнот для накопления капитала. Это привело к существенному увеличению денежной массы и повышению значения наличного обращения банкнот: банкноты вытесняли полноценные монеты из обращения.

Бурное развитие рынка требовало надежного покупательного и платежного средства, которое бы пользовалось всенародным доверием и вращалось на территории всей страны. Тем времен децентрализованная эмиссия банкнот позволяла практически любым коммерческим банкам (независимо от их размера и популярности среди населения) выпускать деньги в обращение. К тому же, отдельные коммерческие банки злоупотребляли выпуском банкнот, что приводило к невозможности последних удовлетворить повышенный спрос их клиентов относительно обмена банкнот банков на золото. Это вызывало банкротство отдельных банков и усиления недоверия к обращению банкнот.

Такая ситуация ограничивала возможности государства в управлении экономикой посредством количества денег, которые находятся в обращении и требовала принятия государством определенных мероприятий, которые позволяли бы регулировать денежное обращение и защищать интересы вкладчиков коммерческих банков.

Такими мероприятиями государства стали сначала ограничения количества коммерческих банков, которые имели право на выпуск банкнот - как правило, это были большие и надежные банки. Кроме того, критерии относительно величины активов и. надежности этих банков со временем вырастали, что привело к процессу централизации банкнотной эмиссии в некоторых коммерческих банках. Следствием этого процесса стало закрепление за одним банком монопольного права на выпуск банкнот.

Следовательно, в историческом плане именно централизация банкнотной эмиссии привела к появлению центральных эмиссионных банков.

Например, в Англии по состоянию на 1 января 1844 г. правом на самостоятельную эмиссию национальной денежной единицы владели 279 больших коммерческих банков. Эмиссия этих банков составляла 8 млн. фунтов стерлингов, а центрального банка - 19 млн. фунтов стерлингов, или соответственно 30 и 70% общего эмиссионного фонда государства. На начало 1901 г. количество банков, которые имели право на эмиссию, сократилась до 60, а размер их эмиссии - до 1 млн. фунтов стерлингов, что составляло лишь 0,03% общей эмиссии страны. Это означает, что во второй половине прошлого века монопольное право на эмиссию денег фактически утвердилось за Банком Англии.

Похожий эволюционный путь развития прошли большинство центральных банков европейских стран (Франция, Германия, Россия и т.д.), в которых централизация банкнотной эмиссии была завершена в начале XX ст. В большинстве других стран этот процесс произошел в течение первой половины XX ст. и был связан, как правило, с основанием центрального банка путем предоставления ему законодательно соответствующих полномочий.

В различные времена банк, наделенный монопольным правом эмиссии денег, назывался по-разному: сначала - эмиссионным, а впоследствии - центральным или национальным, что отвечало его ключевой роли у кредитной системы той или другой страны.

Следовательно, исторически в мире сложилось два пути возникновения центральных банков:

1) эволюционный - становление центрального банка происходило в течение длительного периода времени путем постепенного закрепления за ним монопольной эмиссии банкнот (Банк Англии, Банк Голландии, Банк Франции). Центральные банки этих стран возникли на базе наибольших коммерческих банков, в которых с развитием кредитной системы происходила концентрация банкнотной эмиссии;

2) директивный - государство принимало решения об основании центрального банка, закрепив за ним с момента создания монопольное право выпуска денег в стране, наделив его также функциями регуляции деятельности коммерческих банков и денежно-кредитной регуляции экономики (Федеральная резервная система США, Резервный банк Австралии, Национальный банк Украины).

Заметим, что на протяжении 40-50 годов XIX в. происходила оживленная дискуссия относительно преимуществ централизованной монопольной банковской системы сравнительно с системой конкурентных и равноправных на рынке банков. Во время дискуссии выяснялись не только сущность понятий «свободная банковская система» и «централизованная банковская система», а и преимущества и недостатки любой из них. В этой дискуссии победила, конечно, наиболее рациональная банковская система, то есть централизованная. В значительной мере это связано с необходимостью монополии эмиссионной деятельности, благодаря которой современные центральные банки получили соответствующие функции и особый статус.

В XX в. выделение в банковской системе отдельного центрального звена в большинстве развитых стран мира является не только естественным явлением, а и обязательным условием достижения высшего экономического развития.

Правовое положение центральных банков, их статус в развитых странах определяются соответствующим законодательством. В большинстве стран мира основном правовым актом, который регламентирует деятельность центральных банков, есть акт высшей юридической силы — закон. В законах о банках определяются их структура, основные задачи, функции и компетенция, порядок взаимоотношений с органами законодательной и исполнительной власти, государственными органами управления, а также полномочие государства относительно субъектов банковской системы и др. Закон закрепляет полномочие центрального банка как государственного эмиссионного центра. В правовых актах, которые определяют статус центральных банков, закрепляются также их властные полномочия в сферах регулирования денежного обращения, валютных операций, функционирование кредитной системы и т.п.

Центральные банки могут быть по форме собственности государственными или акционерными. Так, во Франции, Великобритании, Германии, Нидерландах, Испании капитал центральных банков полностью принадлежит государству. В некоторых странах государство владеет лишь частью капитала (Бельгия, Япония). В США акционерами центрального банка (федеральных резервных банков) являются только коммерческие банки. Однако в любом случае государство играет главную роль в формировании органов управления центрального банка.

Существенно различаются в отдельных странах содержание и формы взаимоотношений и взаимосвязей между центральными банками и существующими ветвями власти. В экономической литературе выделяются две модели таких взаимоотношений. Первая — центральный банк выступает агентом правительства (министерства финансов) и проводником его денежно-кредитной политики. Вторая — центральный банк является независимым от правительства, которое обеспечивает нему самостоятельность в проведении денежно-кредитной политики без любого влияния со стороны правительственных органов. Однако на практике эти модели в «чистом виде» не функционируют. В большинстве стран существуют промежуточные модели, которые предусматривают определенные принципы взаимодействия исполнительной власти с центральным банком и определенная степень его независимости.

Законодательство лишь пяти стран – США, Германии, Швейцарии, Швеции и Нидерландов — предусматривает подчинение центральных банков парламентам. В большинстве стран мира центральные банки подчинены казначейству или министерству финансов.

В законодательстве Великобритании, Франции, Италии, Японии и некоторых других стран предусмотрено, что министерство финансов имеет право выдавать инструкции центральным банкам. Тем не менее, такие случаи являются чрезвычайно редкими.

В странах, где законодательными актами предусмотрено подчинение центральных банков непосредственно парламентам, с помощью соответствующих процедур возможно принятие решений, какими органами исполнительной власти обязуются оказывать содействие центральным банкам в решении определенных проблем, в осуществлении денежно-кредитной политики. Кроме этого, законодательство некоторых стран предусматривает отчетность центральных банков перед парламентами. Например, Федеральная резервная система США подает Конгрессу США отчет о своей деятельности дважды на год. Центральные банки Германии и Японии подают отчеты в свои парламенты ежегодно.

Вопрос независимости центральных банков является дискуссионным, особенно в странах с рыночным типом экономики. Для центральных банковских учреждений Украины оно имеет не только теоретический, а и практический интерес. От ответа на этот вопрос зависит определение правового положения, задач, функций, полномочий и принципов организации НБУ в будущем законе про Национальный банк Украины.

Центральные банки в большинстве стран мира постоянно пользуются поддержкой государства, которое дает возможность обеспечить платежную систему мощными средствами телекоммуникации, необходимой для осуществления расчетов между субъектами рынка. Центральные банки способны регистрировать все платежные операции, качественно проводить зачисления взаимных обязательств банков и т.п. Центральный банк осуществляет макроэкономический надзор за функционированием всей банковской системы, а также за деятельностью каждого банка в отдельности. Благодаря этому он оперативно принимать превентивные меры, направленные на стабилизацию финансового состояния участников рынка платежных услуг и осуществлять санацию того ли другого рынка с целью недопущения разлада расчетной системы посредствам банкротства или не ликвидности ее участников.

Только центральный банк в соответствии со своим статусом наделен необходимой ликвидностью и абсолютной платежеспособностью. Этим риск неплатежей при расчетах с участием центрального банка сводиться практически к минимуму.

Тем не менее, в разных странах роль центрального банка в расчетах и их регулировании неодинаковая. Причины этого разные. В частности, немалое значение имеет уровень квалификации участников платежных отношений, которые проводят расчетные операции. Есть отличия и в правовой базе и подходах отдельных государств к осуществлению субъектами рынка финансовой деятельности.

 

 

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров