Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (2)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (2)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (10)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (10)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (11)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (11)
(Статьи)


Заказ научной авторской работы

Статус центрального банка

 

Статус центрального банка – не только важнейший элемент становления данного института  в экономике, но и фактор, который имеет большое политическое и экономическое значение для развития рыночной инфраструктуры. Положение центрального банка является отображением тех процессов, которые происходят в экономике, уровня развития ее политических институтов, демократических традиций сотрудничества, его экономической культуры также.

В условиях административной экономики центральные (государственные) банки подчинялись правительствам различных стран. Это положение, как правило, закреплялось конституционными нормами. Например, в Конституции бывшего СССР (статья 14) отмечалось, что руководство эмиссионным делом в стране, как и всей денежной и кредитной системой в целом, является исключительным правом правительства СССР. В соответствии с этим размеры денежной эмиссии определялись на правительственном уровне. Поэтому на государственный банк СССР как эмиссионный центр страны возлагалась функция лишь технического обеспечения директив правительства относительно вопросов денежного обращения. Речь шла лишь о функции "печатного станка", который послушно обеспечивал выполнение разработанных правительством планов денежной эмиссии.

Еще ограниченными были функции республиканских банковских учреждений. Государственный банк СССР считался общесоюзным банковским учреждением, в структуре которого республиканские банки выполняли роль филиалов.

В условиях рыночной экономики центральные банки являлись, как правило, учреждениями юридически независимыми от исполнительных органов власти. Их главное назначение – обеспечение  стойкости национальной денежной единицы и регулирование и координация деятельности денежно-кредитной сферы. В своей деятельности центральные банки могут руководствоваться лишь государственными интересами и действующим законодательством.

Правовой статус центральных банков развитых стран закрепленный в правовых актах: законах о центральных банках и их уставах, законах о банковской и кредитной деятельности, в валютном законодательстве. Обычно основным правовым актом, который регулирует деятельность центрального банка, является Закон о центральном банке, где определен его организационно-правовой статус, функции, процедура признания высшего руководящего состава, взаимоотношения с государственной и национальной банковской системой. Данный закон устанавливает полномочия центрального банка как эмиссионного института страны.

Организационно-правовые основы центральных банков промышленно развитых стран разные. По характеру собственности центральные банки можно поделить  на три вида:

1) государственные - 100% капитала центрального банка этих стран принадлежит государству (Франция, Великобритания, Германия, Испания, Украина);

2) акционерные - весь капитал этих банков может принадлежать  коммерческим банкам (например, в США) или другим финансовым учреждениям (например, в Италии 100% капитала центрального банка принадлежит банкам и страховым компаниям);

3) смешанные - государство владеет лишь частью капитала центрального банка (например, в Японии 55% капитала находится в  собственности государства и 45% - у частных лиц, в Швейцарии 57% является собственностью кантонов и 43% - собственность частных лиц).

Государство, тем не менее, во всех странах играет ведущую роль в формировании органов управления центрального банка, независимо от части владения государством капитала центрального банка.

Характер взаимоотношений центральных банков с правительственными государственными структурами по своему содержанию и форме существенно отличаются в разных странах. Если попробовать обобщить картину взаимодействия центрального банка с правительством, то в общем плане можно выделить две полюсных маркосистемных модели:

1)     центральный банк выступает агентом министерства финансов и проводником его денежно-кредитной политики;

2)     центральный банк является независимым от правительства, что обеспечивает его самостоятельность в проведении денежно-кредитной политики  без давления со стороны органов власти.

Однако на практике ни одна из этих схем в чистом виде не получила распространения в связи с разнообразием форм организации политической власти и неадекватность экономического развития в разных странах. В большинстве стран функционирует промежуточная модель, в рамках которой используются принципы взаимодействия исполнительной власти с центральным банком при определенной степени независимости последней.

Под независимостью центрального банка от правительства следует понимать две ее формы:

1) политическая независимость – это автономия (самостоятельность) центрального банка при установлении целевых ориентиров денежной массы;

2) экономическая независимость – это самостоятельность центрального банка при выборе инструментов денежно-кредитной политики.

Условиями политической независимости центрального банка является установление порядка признания членов его руководящего органа или управляющего, утверждения принятого банком решения со стороны правительства и (или) парламента. Экономическая независимость выражается в том, что центральный банк не обязан автоматически выдавать денежные средства правительству для финансирования государственных расходов и давать ему преимущество при предоставлении кредитов.

Независимость центрального банка в целом определяется такими факторами:

-         независимость от правительства. Это условие является обязательным. Если центральный банк обязан выполнять указания правительства, то он не сможет поддерживать стабильность цен, поскольку будет чувствовать давление со стороны правительства;

-          личная независимость членов органов  управления центрального банка. Независимость органов управления центрального банка обеспечивается в том случае, если они назначаются на достаточно продолжительный период времени. В случае их повторного назначения возникает опасность уменьшения степени их личной независимости;

-         юридический статус банка, что определяется возможностями внесения изменений в устав (закон) банка. Чем сложнее внести изменения в устав, тем надежнее обеспечивается независимость центрального банка.

Независимый статус центрального банка дает ему возможность не связывать свои действия с динамикой политической конъюнктуры, а обеспечивать реализацию денежно-кредитной политики, используя при этом самые эффективные средства. Он должен иметь возможность быть противовесом правительства, которое может решать экономические вопросы, руководствуясь сугубо политическими рассуждениями (например, будущими выборами) и поэтому использовать популистские методы.

Современная экономическая теория отмечает об инфляционном направлении экономической политики. Речь идет о том, что правительства стран пытаются стимулировать рост выпуска продукции в краткосрочном периоде, создавая дополнительную инфляцию. Органы денежно-кредитного регулирования должны противостоять этому, обеспечивая стабильность цен. Основным здесь является убедить субъектов экономики относительно обещаний правительства и центрального банка поддерживать низкий уровень инфляции. Однако, как подтверждает прошедший опыт, население не очень верит обещаниям.

Решением этой проблемы является разграничение ответственности за проведение монетарной политики от политической власти и закрепления этого в законодательстве. Согласно с этой точкой зрения, центральным банкам необходимо предоставить свободу формулировать и осуществлять монетарную политику в соответствии с основными целями, закрепленными в законодательстве. В подтверждение этого можно навести такие аргументы:

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров