Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

СОЗДАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ И ЕГО СТАТУС

 

Центральным банком нашей страны является Национальный банк Украины (НБУ).

Банковская система независимой Украины и соответственно Национальный банк Украины создавались на протяжении 1991 г. в связи с дезинтеграцией советской банковской системы. Правовой основой банковской системы нашего государства стал Закон Украины «О банках и банковской деятельности», принятый Верховной Радой Украины 20 марта 1991 года. В соответствии с постановлением Верховной Рады Украины «О порядке введения в действие Закона Украины "О банках и банковской деятельности"» этот законодательный акт было введен в действие с 1 мая 1991 года.

В соответствии с указанным постановлением Верховной Рады действие Закона Украины «О банках и банковской деятельности» распространялась на все имеющиеся в нашей стране банки. Было также объявлено собственностью Украины Украинский республиканский банк Госбанка СССР, Украинский республиканский банк государственного коммерческого промышленно-строительного банка (Укрпромбанк), Украинский республиканский банк Сберегательного банка СССР, Украинский республиканский банк Внешэкономбанка СССР с их сетью, вычислительными центрами, всеми активами, пассивами, а также Украинское республиканское управление инкассации Госбанка СССР с подчиненной ему сетью учреждений и организаций.

Особенно важным было то, что отдельно, в п. 3 постановления Верховной Рады Украины «О порядке введения в действие Закона Украины "О банках и банковской деятельности» предполагалось «создать на базе Украинского республиканского банка Госбанка СССР Национальный банк Украины». Собственно, этим пунктом постановления Верховной Рады Украины организационно был решен вопрос о создании центрального банка независимого государства — Украины.

Этим самым постановлением Национальный банк Украины был обязан до 1 мая 1991 г. разработать проект своего Устава, определить структуру и численность центрального аппарата, подчиненной сети учреждений и представить на утверждение Президиума Верховной Рады Украины. Одновременно Совету Министров Украины и Национальному банку Украины поручалось внести в Верховную Раду Украины предложения относительно размера и источников формирования уставного фонда Национального банка Украины.

Итак, на основании указанных выше законодательных актов была упразднена государственная монополия в банковской системе и создана новая двухуровневая финансовая система. Первый уровень — Национальный банк Украины, второй — коммерческие банки. Деятельность этих банков тесно взаимосвязана. Собственно, они образовывают взаимоскоординированную и управляемую единым органом структуру. Вместе с тем любая из составляющих этой системы функционирует соответственно законам рынка.

Статус и принципы деятельности Национального банка Украины определенны Основным Законом государства. Статьи, которые касаются функционирования Национального банка, помещены в двух разделах, посвященных законодательной и исполнительным властям. Это не случайно, поскольку речь идет о центральном банке государства, которое возглавляет ее национальную финансово-кредитную систему.

Национальный банк по своему правовому статусу является одним из важнейших учреждений государства. Он не входит ни в одну из ветвей власти. Свою деятельность осуществляет на основах независимости и экономической самостоятельности. Тем не менее, этот главный орган банковской системы по ряду вопросов является зависимым от Верховной Рады Украины, перед которой и отчитывается о своей деятельности.

К полномочиям законодательного органа государства Конституция Украины относит назначение на должность и освобождение от должности председателя Национального банка Украины, которое осуществляет Верховный Совет по представлению Президента Украины. Кроме того, именно Верховная Рада Украины назначает половину состава Совета Национального банка Украины, а также заслушивает отчеты его председателя о деятельности банка.

Другая половина Совета согласно со ст. 106, п. 12 Конституции Украины назначается Президентом Украины. Такой подход дает возможность двум ветвям власти пропорционально, в равной мере принимать участие в формировании состава Совета Национального банка Украины и осуществлять регулятивное влияние государства на финансово-кредитную политику, его реализацию. Конституционные основы формирования вышестоящего органа управление НБУ, а также его руководства служит примером равновесия двух ветвей власти в Украине.

Совет Национального банка Украины соответственно со ст. 100 Конституции Украины разрабатывает основные основы денежно-кредитной политики и осуществляет контроль за ее проведением. Правовой статус Совета Национального банка Украины определяется законом.

Важно подчеркнуть, что правом законодательной инициативы в Верховной Раде, кроме Президента Украины, народных депутатов Украины, Кабинета Министров Украины, Конституция наделяет также и Национальный банк Украины (ст. 93, п. 1 Конституции Украины). Предоставление этого права Национальному банку свидетельствует о высшей степени его значимости в системе государственных учреждений.

Существенное значение для эффективного функционирования НБУ имеют его взаимоотношения с Кабинетом Министров Украины. Эти государственные органы проводят взаимные консультации по вопросам денежно-кредитной политики, разработке и осуществлению общегосударственной программы экономического и социального развития. НБУ поддерживает экономическую политику Кабинета Министров Украины, пока она не противоречит обеспечению стабильности денежной единицы Украины. Председатель Национального банка или по его поручению один из заместителей могут принимать участие в заседаниях Кабинета Министров с правом совещательного голоса. Итак, НБУ как орган государства является равноправным партнером государственного органа исполнительной власти — Кабинета Министров Украины.

Национальный банк Украины как экономически самостоятельное государственное учреждение осуществляет расходы, как правило, за счет собственных доходов. Однако получение прибылей не является целью деятельности Национального банка. Для обеспечения выполнения своих функций он имеет право на приобретение и распоряжение движимым и недвижимым имуществом.

Смета расходов Национального банка на каждый год утверждается Советом НБУ. Этот самый орган утверждает Основные направления денежно-кредитной политики Национального банка.

Изложенным выше не ограничиваются правовые основы функционирования НБУ. Как юридическое лицо он действует на основании Устава Национального банка Украины, утвержденного постановлением Президиума Верховной Рады Украины от 7 октября 1991 г.

 

 

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров