Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Неразрушающие методы контроля Ультразвуковая дефектоскопия отливок Методические указания к выполнению практических занятий по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация» Специальность «Литейное производство черных и цветных металлов» (110400), специализации (110401) и (110403) (6)
(Методические материалы)

Значок файла Муфта включения с поворотной шпонкой кривошипного пресса: Метод. указ. / Сост. В.А. Воскресенский, СибГИУ. - Новокуз-нецк, 2004. - 4 с (7)
(Методические материалы)

Значок файла Материальный и тепловой баланс ваграночной плавки. Методические указания /Составители: Н. И. Таран, Н. И. Швидков. СибГИУ – Новокузнецк, 2004. – 30с (9)
(Методические материалы)

Значок файла Изучение конструкции и работы лабораторного прокатного стана дуо «200» :Метод. указ. / Сост.: В.А. Воскресенский, В.В. Почетуха: ГОУ ВПО «СибГИУ». - Новокузнецк, 2003. - 8 с (10)
(Методические материалы)

Значок файла Дипломное проектирование: Метод. указ. / Сост.: И.К.Коротких, А.А.Усольцев, А.И.Куценко: СибГИУ - Новокузнецк, 2004- 21 с (8)
(Методические материалы)

Значок файла Влияние времени перемешивания смеси на ее прочность в сыром состоянии и газопроницаемость: метод. указ./ Сост.: Климов В.Я. – СибГИУ: Новокузнецк, 2004. – 8 с. (8)
(Методические материалы)

Значок файла Вероятностно-статистический анализ эксперимента: Метод. указ. / Сост.: О.Г. Приходько: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк. 2004. – 18 с., ил. (8)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Роль НБУ в экономике страны

 

Важным условием для перехода к рыночной экономике является реформирование моноструктуры кредитного дела в двухступенчатую банковскую систему, при которой устанавливается четкое распределение функций центрального и коммерческих банков.

В двухуровневой банковской системе, которая присуща всем промышленно развитым странам с рыночной экономикой, центральный банк является вершиной кредитной системы. Важнейшая его функция — установление денежной массы в таком размере, чтобы она, с одной стороны, стимулировала возрастания экономики, а с другой — не способствовала инфляции.

Чтобы центральный банк мог справиться с такими задачами, он должен иметь единоличное право выпускать и уничтожать базовое количество денег, а также механизмы и инструменты для регулирования денежного обращения. С другой стороны, возможности вмешательства государственных органов власти в вопросы выпуска денег должны быть строго ограничены.

Этим обусловлена проблема независимости центрального банка от органов исполнительной власти. Она нужна, прежде всего, для эффективного денежно-кредитного регулирования экономики государства. Центральный банк должен иметь возможность быть противовесом правительству, что иногда руководствуется сугубо политическими соображениями при решении экономических проблем и использует при этом преимущественно популистские методы. Вместе с тем центральный банк не может быть совсем независимым. Это учреждение как банк банков и банк правительства может учитывать общеэкономические цели страны, согласовывать свою деятельность с органами исполнительной власти, которые формируют социально-экономическую и финансовую политику.

В подавляющем большинстве развитых стран становления статусов центральных банков осуществлялось под влиянием исторических традиций и национальных особенностей, степени развития демократических институтов общества.

Поэтому деятельность любого имеет определенные особенности и меру независимости. Они, по мнению некоторых экономистов, обусловлены такими факторами:

— процессом формирования руководства центрального банка;

— особенностями взаимодействия центрального банка и правительства;

— законодательным определением деятельности центрального банка;

— регулированием возможностей финансирования центральным банком государственного бюджета.

Однако кое-кто из экономистов такими факторами определяет кадровую, функциональную и финансовую автономность центрального банка.

Важнейшими среди факторов, которые предопределяют независимость центрального банка от органов исполнительной власти, являются:

— частица собственности государства в капитале центрального банка;

— личная независимость членов руководящих органов управление центрального банка (очень важной является процедура назначения и отзыв руководства банка);

— законодательное закрепление юридического статуса центрального банка;

— степень детализации законодательством цели и задача центрального банка;

— законодательное установленное право государственных органов управления на их вмешательство в денежно-кредитную политику;

— наличие законодательного ограничения кредитования правительства. В первые годы деятельности Национального банка Украины действующие нормативные акты почти не обеспечивали независимости правового статуса НБУ. Ситуация немного улучшилась после принятия Конституции Украины 28 июня 1996 года и принятие Закона "О Национальном банке Украины" 20 мая 1999 года. И все-таки в сравнении с правовым статусом центральных банков других стран с рыночной экономикой, прежде всего США, Германии, Японии, независимость нашего Национального банка существенно ограничена.

Однако не все из приведенных выше шести факторов в одинаковой мере влияют на уровень независимости центрального банка. Например, частица собственности государства в капитале Национального банка. Наиболее показательным в этом является Бундесбанк Германии, где 100% капитала принадлежит государству, и Федеральная резервная система США, где весь капитал принадлежит региональным банкам — членам Федеральной резервной системы. Несмотря на такую диаметральную противоположность относительно собственности капитала банка, считается, что и Федеральная резервная система США, и Бундесбанк Германии принадлежат к наиболее независимым центральным банкам.

Учитывая это нельзя утверждать, что Национальный банк Украины полностью зависим от правительства только потому, что весь его капитал является собственностью государства. Как правило, 100%-е участие государства в капитале центрального банка является перво-наперво признаком престижа и традиций.

Решающую роль сыграют другие факторы. Так, большое значение имеет уровень законодательного закрепления юридического статуса центрального банка и степень детализации законодательством его цели и задач. Чем более сложно внести изменения в законодательный документ, который реглам0ентирует юридический статус центрального банка, тем надежнее обеспечена его независимость. В статьи 99 Конституции Украины четко определено, что основной функцией Национального банка является обеспечение стабильности денежной единицы Украины — гривны. Эта функция НБУ регламентирована также отдельной статьей Закона "О Национальном банке Украины". Кроме того, ст. 100 Конституции Украины регламентировано, что основные основы денежно-кредитной политики разрабатывает Совет Национального банка, он же осуществляет контроль за ее проведением, а правовой статус Совета Национального банка определяется законом.

Законом "О Национальном банке Украины" четко детализированы и другие функции и задача главного банка государства. В частности установлено, что при выполнении своей основной функции НБУ оказывает содействие поддержанию как стабильности банковской системы, так и, в границах своих полномочий, — ценовой стабильности. Статьей 45 этого самого закона определено еще 18 других функций НБУ.

Итак, высочайшим законодательным актом нашего государства — Конституцией, а также Законом "О Национальном банке Украины" установлены основные полномочия НБУ и границы свободы его деятельности.

Учитывая, что в законодательстве Украины нет четко установленного права государственных органов управления на их вмешательство в денежно-кредитную политику НБУ, а также законодательного ограничения кредитования правительства, то за этими признаками наш центральный банк по степени независимости от органов исполнительной власти можно поставить в один ряд с центральными банками таких стран, как Германия, Швейцария, Австрия, Италия и других.

Из шести факторов, которые были приведены выше, при определении уровня независимости центрального банка ведущую роль, по моему мнению, играет фактор личной независимости членов руководящих органов управления. На первый взгляд, из позиции этого фактора независимость НБУ довольно высокая. Половина вышестоящего органа управления НБУ, которой является  Совет Национального банка (семь членов), назначается Верховным Советом Украины посредством принятия соответствующего постановления. Вторая половина (тоже семь членов, в состав которых входит председатель НБУ по должности) назначается Президентом Украины. Срок полномочий членов Совета Национального банка — семь лет, кроме Председателя Национального банка, который назначается на пять лет, что достаточно для профессиональной деятельности.

Таким образом, назначение членов Совета НБУ происходит довольно демократически. Кроме того, срок их полномочий не совпадает со сроком полномочий органов, которые их назначают (полномочие Президента Украины — 5 лет, полномочие Верховной Рады Украины — 4 года), что тоже является  положительным признаком. Однако это вместе с тем подпадает под положение, статьи 10 Закона "О Национальном банке Украины", где сказано, что и Президент и Верховная Рада могут освободить или отозвать выбранных ими членов совета НБУ уже через год. Наличие такого права сводит на нет личную независимость членов высшего руководящего органа Национального банка Украины от органов исполнительной и законодательной власти и делает их полностью зависимыми от политической конъюнктуры в стране, а также от использования Верховной Радой или правительством популистских методов.

Показательным относительно этого является порядок формирования Совета Европейского центрального банка, которая состоит из 18 членов — шести членов Совета директоров, которых определяет высшее политическое руководство стран Европейского валютного союза путем чрезвычайно сложных переговоров и 12 руководителей центральных банков стран, которые входят в Европейский валютный союз (ЕВС). Президент Европейского центрального банка (ЕЦБ) вместе с тем является Президентом Совета директоров.

Члены Совета ЕЦБ, как и Президент, имеют срок полномочий 8 лет и не могут быть отозваны досрочно. Это регламентируется Уставом ЕЦБ и направленно на то, чтобы все они не подпадали под политическое давление, чтобы при изменении правительства в той или другой стране Европейского валютного союза не изменялась денежно-кредитная и валютная политика ЕЦБ. Устав ЕЦБ был утвержден Маахстритским соглашением.

До этого в разных странах Европы были разные подходы к формированию и срокам полномочий высшего руководства центральных банков. В некоторых из них руководителя центрального банка можно было изменять даже без предупреждения. Поэтому после принятия Маахстритского соглашения во всех странах Европы, которые вошли в ЄВС, были унифицированы законы о центральных банках и внедрена законодательная норма, в соответствии с которой руководители центральных банков назначаются на восемь лет и не могут быть отозваны досрочно. После таких законодательных изменений все президенты центральных банков стран, которые входят в Совет ЄЦ

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров