Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Интеграция предметов в современной школе, как педагогическое
явление

 

Интеграция является одним из важнейших направлений развития системы школьного образования не только в 90-е гг., но, пожалуй, в течение всего ХХ в. В процессе активного поиска и разработки концептуально новых моделей обучения феномен интеграции в образовании в последние годы все более обнаруживает свой сложный характер и получает неоднозначную оценку. При первоначальном, еще неразвитом понимании интеграция представляется как довольно простой и эффективный инновационный прием. Обычно под интеграцией понимают объединение некоторых частей, массивов учебного содержания из различных предметов, в результате которого возникает новообразование. В современной инновационной педагогической практике во множестве возникают новые, так называемые, интегрированные курсы и уроки. В них продолжают видеть радикальное средство от таких серьезных недостатков традиционного образования, как разобщенность учебных дисциплин, слабые возможности формирования у учащихся целостной картины мира и пр. Однако сегодня начинают звучать и другие голоса, предостерегающие от чрезмерно оптимистичной оценки возможностей интегрированных курсов. Так, в Решении коллегии МО РФ "О развитии литературного образования в общеобразовательных учреждениях" читаем: "В курсах, интегрированных с другими гуманитарными предметами, литература иногда теряет свое самостоятельное значение, иллюстрируя исторические либо художественные процессы, подчиняется логике изучения других дисциплин"[38;4]. Сегодня после ряда лет работы по интегрированным курсам становится понятным, что они неспособны заменить собой традиционные предметы и в лучшем случае могут служить лишь дополнением к последним. Отказ от традиционной предметоцентрированной системы образования неизбежно приведет к снижению у учащихся уровня системности и, соответственно, прочности знаний. Поскольку традиционные школьные предметы представляют собой не что иное как дидактически переработанные формы научного знания, то отказ или ограничение предметоцентризма вызовет также разрушение или ущемление научности как одного из важнейших принципов современной дидактики.

Тем не менее, проблема интеграции в образовании гораздо глубже вопроса об интегрированных учебных курсах. Интеграционные процессы определяют долгосрочную перспективу развития образования и оказывают существенное влияние на проводимую МО РФ образовательную политику. Так, "Базисный учебный план" предусматривает новое дидактическое понятие - "образовательная область". Образовательная область - это общность нескольких учебных предметов, практиковавшихся ранее независимо друг от друга. При нынешнем состоянии школьного дела образовательная область является чисто формальной структурой и, соответственно, абстрактным и содержательно бедным дидактическим понятием. Нет пока основания говорить о ней как об интегрированной системе. Но важен в данном случае сам факт появления этого понятия и его принятие педагогическим сознанием. Введение в официальный педагогический оборот нового дидактического понятия "образовательная область", которое подчиняет себе традиционное понятие "учебный предмет", обозначает, оформляет и закрепляет то существенное изменение педагогического сознания, которое произошло в нем за последние годы под влиянием быстро меняющейся социо-культурной ситуации и инновационной педагогической практики. Переход от учебного предмета как основной организационной дидактической единицы к образовательной области придает интеграции статус одного из важнейших дидактических понятий.

Об исключительно важном значении интеграции для процесса развития отечественного образования свидетельствуют также возникающие в последние годы новые педагогические концепции. Из них широкое распространение получила концепция "культурологического личностно-ориентированного образования" Е.В.Бондаревской, выступающая как альтернативная по отношению к традиционному знаниево-ориентированному образованию. Как проявляет себя эта концепция в некоторых своих существенных характеристиках? "В культурологической школе приоритетное значение отдается изучению культуры и человека как ее субъекта, формируется целостный образ культуры, общая картина мира связывается с общей картиной культуры. Содержание образования характеризуется тенденциями к энциклопедичности, интеграции знаний, гуманистической и эстетической направленностью, которая распространяется и на область естественно-научного знания. ...Особое внимание уделяется развитию у учащихся культурологического и исторического мышления, проблемному видению и познанию мира, интеграции знаний в целостную систему"[6;23-24]. С этих концептуальных позиций интеграция представляется одним из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления нового образования.

Личностно-ориентированное образование не является единственной инновационной концепцией. В современной педагогике появляются другие перспективные модели образования и даже такие, которые не только противостоят традиционной знаниево-ориетированной школе, но и дистанциируются от личностно-ориентированной модели. Такой моделью, альтернативной и старым, и новым концепциям, выступает "интегральная модель обучения" М.Н.Берулава, рассмативающая личность учителя и ученика "как саморегулируемую систему", как "интегральную индивидуальность" и основу образовательного процесса[1;9-11].

В процессе поиска и открытия нового образования появляются и другие концептуальные модели, которые не противостоят ни новым, ни старым подходам, а представляют собой воссоздание уже забытых идей в современном педагогическом сознании. Комплексное обучение, как известно, доминировавшее в советской школе 20-х гг., приобретает сегодня, в контексте мышления рубежа тысячелетий, иное звучание: оно становится как "гуманистическая школа", как "школа глобального образования"[33;10-16]. В основе такой школы, по определению В.Лысенко, "эпистемический подход к организации образовательного процесса". Эпистемы могут быть самыми разными: война, дерево, воздух, свобода, человек, бог и др.; каждая эпистема создает целостное "образовательное поле" посредством интеграции разнопредметного содержания вокруг некоторой учебной проблемы. В концепции "глобального образования" межпредметная интеграция также выступает основным методом построения учебного процесса.

Представленные концепции различаются прежде всего своими позициями: одни утверждают свою качественность в отличие от традиционного образования, другие противостоят и старым и новым моделям, третьи всецело включены в педагогическую традицию. Каждая из концепций развивает тот или иной аспект интеграции: 1) формирование у ученика целостной картины мира, интегрального мировосприятия, интегрального мышления, 2) отношение к ученику как к "интегральной индивидуальности", самостоятельно формирующей личностное, знаниевое и смысловое поле, 3) отказ от предметного обучения и структурирование образовательного процесса по интегральным эпистемам. Разные по типу педагогические концепции по сути сходятся в одном - в отношении к интеграции как к перспективнейшему направлению развития образования.

Эта ситуация в современной отечественной педагогике, схематично представленная нами, может быть определена как проблемная. И именно она задает направление нашего исследовательского интереса и составляет начало той проблемы, которая инициирует настоящую работу. Действительно, с одной стороны, интеграция понимается как принцип построения образовательного процесса, на ее основе выстраиваются новые модели образования, она задает направление официальной образовательной политике. Но, с другой стороны, реализация интеграции в педагогической практике явно заходит в тупик. Попытки непосредственного построения процесса обучения на интегративной основе путем разработки и введения в образовательный процесс интегрированных учебных курсов не оправдывают тех надежд, которые первоначально на них возлагались. Интегрированные курсы могут служить дополнением к традиционным предметам, но они не составляют сколько-нибудь серьезной альтернативы традиционной системе предметного обучения. Более того, по сути, разработка таких курсов представляет собой последовательное развитие принципа предметоцентризма, поскольку предполагает в качестве результата творческой деятельности новый учебный предмет в дополнение к уже существующим. Сегодня мы вынуждены признать, что практическая интеграция, как она осуществлялась в последние годы, реально не создала никакой концептуально новой системы образования. Там же, где она проводится упорно, усложняется классическая предметная система обучения и либо снижается качество систематического обучения по основным предметам, либо неоправданно увеличивается нагрузка на детей за счет введения дополнительных учебных курсов.

Противоречие между концептуальной глубиной интеграции, ее принципиальной дидактической значимостью и несовершенством практического построения процесса обучения на интегративной основе может быть определено как кризис педагогического эмпиризма.

Несостоятельность интегративного обучения впервые в полной мере проявила себя в 20-е гг., в период "трудовой школы" и комплексного обучения, ее первые симптомы вновь обнаруживают себя сегодня. Однако эта проблема относится не к интеграции как таковой, а к нашему пониманию феномена интеграции в образовании. Кризис эмпиризма - это кризис современного педагогического сознания, это противоречие между эмпирическим стилем мышления, которым традиционно пользуется педагогика, и объективной необходимостью создания концептуально новой системы образования. Попытки разработать новые предметные образовательные системы, отталкиваясь от общераспространенных, привычных и практичных представлений интеграции как объединения и слияния того, что прежде существовало самостоятельно, лишь умножают число учебных дисциплин и не меняют качества обучения. Этот путь оказывается тупиковым по той причине, что попытки реформировать традиционное образование основаны на богатом практическом опыте и его эмпирических обобщениях, но не имеют под собой научно-педагогической теории интеграции. Движение от старой практики к новой через эмпирическое обобщение приводит всего лишь к косметическому обновлению традиционного образования, а при чрезмерной настойчивости идет во вред школьному делу.

Современное педагогическое мышление оказалось, таким образом, в ситуации, когда дальнейшая инновационная деятельность в аспекте интеграции не может продолжаться без ее системного теоретического обоснования, без научной теории интеграции в образовании. Попытки с ходу изменить реальный процесс образования без глубокой научной проработки проблемы приводят к откатыванию назад и принятию на самом высоком уровне охранительных мер для защиты традиционного образования.

Дальнейшее развитие образования на основе интеграции требует создания научной теории интеграции в образовании и преодоления эмпиризма в педагогике.

Традиционная система обучения имеет дело со множеством учебных дисциплин, которые содержательно и методически плохо согласуются между собой; ее организационный принцип – предметоцентризм – функционирование учебных предметов как автономных образовательных систем. Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускников школ, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции.

В связи с таким характером перспектив развития современного образования возникают проблемы соотношения предметоцентризма и интеграции. Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся.

Интеграция как педагогическое явление имеет давние традиции. Прежде всего многие школьные предметы издавна имеют интегрированный характер. Чаще всего это была интеграция внутрипредметного уровня: школьный курс литературы всегда являлся интеграцией науки о литературе, читательской практики и опытов сочинительства, то есть явлений разного порядка, связанных между собой на основе целеполагания.

То же самое применительно к курсу музыки, ИЗО, МХК, только с иным соотношением указанных выше компонентов. По-своему отразился процесс интеграции в географии, биологии, физике, математике и других предметов, так что школе не пришлось резко менять курс, тем более что основой для нынешнего процесса интеграции был длительный период установления межпредметных связей, давшей школе новый взгляд на связь предметов, единение в содержании образования.

Однако ныне наступил новый этап подхода к единству школьных предметов, когда от стадии реализации межпредметных связей, д

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров