Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Определение показателя адиабаты воздуха методом Клемана-Дезорма: Метод, указ. / Сост.: Е.А. Будовских, В.А. Петрунин, Н.Н. Назарова, В.Е. Громов: СибГИУ.- Новокузнецк, 2001.- 13 (3)
(Методические материалы)

Значок файла ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ТЕПЛОЁМКОСТИ ГАЗА ПРИ ПОСТОЯННОМ ДАВЛЕНИИ К ТЕПЛОЁМКОСТИ ГАЗА ПРИ ПОСТОЯННОМ ОБЪЁМЕ (3)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа 8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИСПЕРСИИ ПРИЗМЫ И ДИСПЕРСИИ ПОКАЗАТЕЛЯ ПРЕЛОМЛЕНИЯ СТЕКЛА (4)
(Методические материалы)

Значок файла ОПРЕДЕЛЕНИЕ УГЛА ПОГАСАНИЯ В КРИСТАЛЛЕ С ПО-МОЩЬЮ ПОЛЯРИЗАЦИОННОГО МИКРОСКОПА Лабораторный практикум по курсу "Общая физика" (3)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа 7. ПОЛЯРИЗАЦИЯ СВЕТА. ПРОВЕРКА ЗАКОНА МАЛЮСА (6)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа № 7. ИЗУЧЕНИЕ ВРАЩЕНИЯ ПЛОЩАДИ ПОЛЯРИЗАЦИИ С ПОМОЩЬЮ САХАРИМЕТРА (4)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа 6. ДИФРАКЦИЯ ЛАЗЕРНОГО СВЕТА НА ЩЕЛИ (6)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Педагогическая сущность формирования общей культуры

 

Определение педагогической сущности формирования общей культуры личности, на наш взгляд, уместно начать с выявления сути ключевого понятия «куль­тура». Его истолкование даст нам возможность уяснить содержа­ние и специфику общей культуры.

Среди множества определений культуры наиболее удачными в данном контексте представляют­ся те из них, которые трактуют это системное социальное явле­ние и как фонд ценностей, созданных людьми, и как способ творческого освоения мира, реализации сущностных сил инди­вида, социальной группы. Таким образом, культура выступает средоточием духовности, энергии созидания, высшим критери­ем достижений в различных областях жизнедеятельности (2, с.105).

Следует различать культуру социума (совокупный продукт цивилизации) и культуру отдельного человека, которая имеет пер­сонифицированный характер и является достоянием того или иного конкретного члена общества (2, с. 106). Социологи полагают, что культурный уровень личности определяется прежде всего мерой «присвоения» общечеловеческих ценностей через призму собственной индивидуальности, в процессе само­развития и самосовершенствования.

Что же входит в содержание общей культуры? Это преж­де всего его жизненные установки и приоритеты общечеловеческих ценностей — Истины, Любви, Добра, Красоты, Свободы и т.д. Культурным мы называем человека с широким спектром духовных и физических потребностей — в труде, познании, искусстве спорте, общении с природой; обладающего достаточным науч­ным, политическим, художественным кругозором; соблюдающе­го общепринятые нормы поведения в обществе, производствен­ной, бытовой обстановке.

Ядром общей культуры личности являются образованность и воспитанность в их гармоническом единстве. Если основу образо­ванности составляет накопленный человеком фонд теоретических и конкретных знаний, дающих возможность представить целост­ную картину мира, то сущность воспитанности заключается в гу­манном отношении к окружающим, в культуре труда, поведения и быта.

Овладение культурой предполагает поступательное движение, мобилизацию внутренних духовных ресурсов и прежде всего - общетворческих способностей и умений - интеллектуальных, ху­дожественных, технических, социальных и других.

Ценностные ориентации составляют основу общей культуры человека. Ориентациями называют избирательную направленность человека на те объекты действительности, которые он считает наиболее значимыми, привлекательными. В ценностных ориентациях личности выражаются ее жизненные позиции, установки, взгляды.

Важнейшим признаком вос­питательного процесса является определение на основании по­ставленной цели и стратегических задач содержания его (10, с.22).

Одна из важных целей содержания школьного воспитательного процесса - это организация ос­воения (как учащимися, так и педагогами) социально-культурных ценностей общества: экономики, политики, науки, всех видов ис­кусства, жизненной практики во всех видах деятельности.

 В практике воспитания нередко имеется в виду (и соответственно строится воспитательная работа) вооружение школьников лишь знаниями из различных областей культуры.

Сегодня образователь­ные программы школ, дошкольных и внешкольных учреждений,  вузов нацелены на приобщение подрастающего поколения и мо­лодежи к культуре, на создание необходимых предпосылок для их творческой самореализации и самоопределения в изменяющемся мире.                                             

Однако культурологические аспекты образовательного про­цесса далеко не охватывают всех сторон формирования лично­сти. За скобками нередко остаются такие черты выпускника, как гражданственность, социальная активность, готовность к обще­ственно полезному труду, уважительное, доброжелательное от­ношение к людям, порядочность, ответственность и многое другое. А это уже предмет специальной кропотливой воспитательной ра­боты.

Са­мой сущностной характеристикой воспитания общей культуры является «формиро­вание отношения к предметам, явлениям, фактам, событиям ок­ружающего мира, составными элементами которого является воздействие на сознание, поведение и эмоционально-волевую сферу личности школьника» (10, с. 23).

Подразумевается овладение всеми пятью элементами культу­ры, которые называет в своих исследованиях И.Я. Лернер: 1) уже добытые обществом знания о природе, человеке, обществе, тех­нике и способах деятельности, обеспечивающих применение знаний и преобразование действительности; 2) освоенные навы­ки и умения, то есть приобретенный опыт осуществления уже известных обществу способов деятельности как интеллектуаль­ного, так и практического характера, опыт воспроизведения из­вестных способов познания действительности; 3) опыт творче­ской деятельности, 4) нормы и правила, на основе которых стро­ятся взаимоотношения людей в разнообразных видах деятельно­сти; культура эмоционально-волевой сферы; 5) (близкий 4-му) законы общения людей (10, с. 23).

Об этой стороне содержания воспитания писал Н.К. Ре­рих: «Воспитать- это не только дать ряд механических сведений. Воспитание, формирование миросознания достигается синтезом и не синтезом невзгод, но синтезом радости совершенствования и творчества. Если же мы пресечем всякий поток этого радостного осветления жизни, то какие же мы будем воспитатели? Какое же образование может дать педагог, распространяющий округ себя печаль и отчаяние? Но недалека от отчаяния подделка под ра­дость, и потому всякая насильственная улыбка недаром называет­ся улыбкою черепа. Значит, и нам самим нужно убедиться в том, насколько нужна и жизненна программа культуры как оздоров­ляющее начало, как жизнедатель» (цит. по 10, с. 23).

Когда мы говорим о формировании определенных отношений, то имеем виду отношение человека к окру­жающей действительности. Если человек любит людей, ува­жает их человеческое достоинство, знает нравственные нормы отношений и почитает их неукоснительными для исполнения - никогда не обидит, не обманет, не нагрубит, не поставит в не­ловкое положение, не доведет до слез. А если нет - унижение и обида других людей становятся нормой жизни для такого человека. Любит природу истинной человеческой любовью, действенно способствует ее процветанию, оберегает и обогащает - никогда не станет браконьером. А потребительское отношение приводит к неадекватным относительно человеческих ценностей суждениям, поступкам, эмоциям и определяется это отношением к знаниям, нормам, традициям, обычаям, к живой и неживой природе, к человеческим ценностям - любви, дружбе, достоинству, к произведениям искусства, достижениям науки и техники. Ко всему, что окружает человека.

Не трудно заметить, что общая культура ассоциируется с хоро­шим, позитивным отношением, а ее отсутствие, нравствен­ная невоспитанность - с негативным отношени­ем.

Мы согласны с Л.И. Маленковой, которая считает, что категория «отношение» «есть сущностная характеристика воспитания» (10, с. 27).

Как соотнести это понятие с формированием личности ребенка, прекрасной во всех отношениях, оцени­ваемых с позиций истины, добра, красоты, то есть с позиций общей культуры?

Центром гуманистической педагоги­ки является развивающаяся личность ребенка, которая существует, проявляется, развивается в деятельности: интеллектуально-познавательной, ценностно-ориентировочной, трудовой, общественно полезной, художест­венной, физкультурной, игровой, в свободно выбираемой дея­тельности свободного общения на досуге. Развиваются все орга­ны и все сферы личности. При этом ребенок вступает в опре­деленные, заданные средой, материальным и человеческим окру­жением, отношения «добра - зла», «истинного - ложного», «пре­красного - безобразного». В отношения с предметами, явления­ми, ценностями материального и духовного мира. Складывается определенный опыт отношений, развивающийся человек подни­мается на следующую ступень своего развития; физического, психического, социального. И опять вступает в деятельность и в отношения. И так далее...

В развитии человека (ребенка, школьника) идут, количественно и качественно нарастая, как бы два параллельных процес­са: первый - накопление знаний о мире, навыков и умений их при­менения в жизни, на практике, и способов их получения. И второй - процесс формирования от­ношений к приобретаемым ребенком знаниям, умениям, навыкам их получения.

Отношение проявляется в трех формах: рациональной, эмоциональной и поведенческо-деятельностной (10, с. 33).

Форма рациональная (сфера сознания личности) – это отношение к объектам окружающего мира начинается с понятий и представлений о вещах, явлениях, событиях, ценностях. Чтобы сформировать сис­тему знаний о мире и непроходящую потребность их постоянного пополнения, первым важным составным звеном содержания воспитания должно стать просвеще­ние: экономическое, политическое, нравственное, гражданское, эстетическое, экологическое, половое.

Форма эмоциональная предполагает восприятие любого зна­ния, любого действия и поступка сквозь призму эмоционального строя личности, чувств, вызываемых явлениями окружающего мира. Вторым важным звеном содержания воспитания должно быть создание опыта сопереживания позитивного при встрече с истиной, добром, красотой и негативного при встрече с ложью, злом, безобразным. Цель - развивать и совершенствовать эмоционально-волевую сферу развивающейся личности школьника.

И, наконец, форма поведенческо-деятельностная, в которой существует и проявляется отношение. Знания о мире, эмоциональная оценка их неизменно приводят к определенному типу действий и поступков (сознательных, осознанных действий). Ученик, знающий правила хорошего тона, принявший их эмоционально (испытывает удовлетворение от следования им), всегда культурен и вежлив. Поведение как система поступков реально выявляет сущность личности, то есть систему его отношений к окружающему миру.

Для того чтобы отношение закрепилось в поведении и деятельности школьников, необходимо создать опыт нравственной, правовой, эстетической и т.д. деятельности, формирующий группу привычек. Поэтому третьим звеном содержания воспитания школьников должна быть организация разнообразных видов деятельно­сти: познавательной, ценностно-ориентировочной, трудовой, общественно-полезной, художественной, физкультурной, игровой, деятельности свободного общения.

Любая форма воспитательной работы, любой акт педагогического воздействия, направленные на формирование общей культуры школьников будут эффективными, если содержат в себе воздействие сразу на все три ф

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров