Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Основы микропроцессорной техники: Задания и методические указания к выполнению курсовой работы для студентов специальности 200400 «Промышленная электроника», обучающихся по сокращенной образовательной программе: Метод. указ./ Сост. Д.С. Лемешевский. – Новокузнецк: СибГИУ, 2003. – 22 с: ил. (4)
(Методические материалы)

Значок файла Организация подпрограмм и их применение для вычисления функций: Метод. указ./ Сост.: П.Н. Кунинин, А.К. Мурышкин, Д.С. Лемешевский: СибГИУ – Новокузнецк, 2003. – 15 с. (2)
(Методические материалы)

Значок файла Оптоэлектронные устройства отображения информации: Метод. указ. / Составители: Ю.А. Жаров, Н.И. Терехов: СибГИУ. –Новокузнецк, 2004. – 23 с. (2)
(Методические материалы)

Значок файла Определение частотных спектров и необходимой полосы частот видеосигналов: Метод указ./Сост.: Ю.А. Жаров: СибГИУ.- Новокузнецк, 2002.-19с., ил. (2)
(Методические материалы)

Значок файла Определение первичных и вторичных параметров кабелей связи: Метод. указ./ Сост.: Ю. А Жаров: СибГИУ. – Новокузнецк, 2002. – 18с., ил. (2)
(Методические материалы)

Значок файла Операционные усилители: Метод. указ. / Сост.: Ю. А. Жаров: СибГИУ. – Новокузнецк, 2002. – 23с., ил. (2)
(Методические материалы)

Значок файла Моделирование электротехнических устройств и систем с использованием языка Си: Метод указ. /Сост. Т.В. Богдановская, С.В. Сычев (7)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Педагогическая сущность формирования общей культуры

 

Определение педагогической сущности формирования общей культуры личности, на наш взгляд, уместно начать с выявления сути ключевого понятия «куль­тура». Его истолкование даст нам возможность уяснить содержа­ние и специфику общей культуры.

Среди множества определений культуры наиболее удачными в данном контексте представляют­ся те из них, которые трактуют это системное социальное явле­ние и как фонд ценностей, созданных людьми, и как способ творческого освоения мира, реализации сущностных сил инди­вида, социальной группы. Таким образом, культура выступает средоточием духовности, энергии созидания, высшим критери­ем достижений в различных областях жизнедеятельности (2, с.105).

Следует различать культуру социума (совокупный продукт цивилизации) и культуру отдельного человека, которая имеет пер­сонифицированный характер и является достоянием того или иного конкретного члена общества (2, с. 106). Социологи полагают, что культурный уровень личности определяется прежде всего мерой «присвоения» общечеловеческих ценностей через призму собственной индивидуальности, в процессе само­развития и самосовершенствования.

Что же входит в содержание общей культуры? Это преж­де всего его жизненные установки и приоритеты общечеловеческих ценностей — Истины, Любви, Добра, Красоты, Свободы и т.д. Культурным мы называем человека с широким спектром духовных и физических потребностей — в труде, познании, искусстве спорте, общении с природой; обладающего достаточным науч­ным, политическим, художественным кругозором; соблюдающе­го общепринятые нормы поведения в обществе, производствен­ной, бытовой обстановке.

Ядром общей культуры личности являются образованность и воспитанность в их гармоническом единстве. Если основу образо­ванности составляет накопленный человеком фонд теоретических и конкретных знаний, дающих возможность представить целост­ную картину мира, то сущность воспитанности заключается в гу­манном отношении к окружающим, в культуре труда, поведения и быта.

Овладение культурой предполагает поступательное движение, мобилизацию внутренних духовных ресурсов и прежде всего - общетворческих способностей и умений - интеллектуальных, ху­дожественных, технических, социальных и других.

Ценностные ориентации составляют основу общей культуры человека. Ориентациями называют избирательную направленность человека на те объекты действительности, которые он считает наиболее значимыми, привлекательными. В ценностных ориентациях личности выражаются ее жизненные позиции, установки, взгляды.

Важнейшим признаком вос­питательного процесса является определение на основании по­ставленной цели и стратегических задач содержания его (10, с.22).

Одна из важных целей содержания школьного воспитательного процесса - это организация ос­воения (как учащимися, так и педагогами) социально-культурных ценностей общества: экономики, политики, науки, всех видов ис­кусства, жизненной практики во всех видах деятельности.

 В практике воспитания нередко имеется в виду (и соответственно строится воспитательная работа) вооружение школьников лишь знаниями из различных областей культуры.

Сегодня образователь­ные программы школ, дошкольных и внешкольных учреждений,  вузов нацелены на приобщение подрастающего поколения и мо­лодежи к культуре, на создание необходимых предпосылок для их творческой самореализации и самоопределения в изменяющемся мире.                                             

Однако культурологические аспекты образовательного про­цесса далеко не охватывают всех сторон формирования лично­сти. За скобками нередко остаются такие черты выпускника, как гражданственность, социальная активность, готовность к обще­ственно полезному труду, уважительное, доброжелательное от­ношение к людям, порядочность, ответственность и многое другое. А это уже предмет специальной кропотливой воспитательной ра­боты.

Са­мой сущностной характеристикой воспитания общей культуры является «формиро­вание отношения к предметам, явлениям, фактам, событиям ок­ружающего мира, составными элементами которого является воздействие на сознание, поведение и эмоционально-волевую сферу личности школьника» (10, с. 23).

Подразумевается овладение всеми пятью элементами культу­ры, которые называет в своих исследованиях И.Я. Лернер: 1) уже добытые обществом знания о природе, человеке, обществе, тех­нике и способах деятельности, обеспечивающих применение знаний и преобразование действительности; 2) освоенные навы­ки и умения, то есть приобретенный опыт осуществления уже известных обществу способов деятельности как интеллектуаль­ного, так и практического характера, опыт воспроизведения из­вестных способов познания действительности; 3) опыт творче­ской деятельности, 4) нормы и правила, на основе которых стро­ятся взаимоотношения людей в разнообразных видах деятельно­сти; культура эмоционально-волевой сферы; 5) (близкий 4-му) законы общения людей (10, с. 23).

Об этой стороне содержания воспитания писал Н.К. Ре­рих: «Воспитать- это не только дать ряд механических сведений. Воспитание, формирование миросознания достигается синтезом и не синтезом невзгод, но синтезом радости совершенствования и творчества. Если же мы пресечем всякий поток этого радостного осветления жизни, то какие же мы будем воспитатели? Какое же образование может дать педагог, распространяющий округ себя печаль и отчаяние? Но недалека от отчаяния подделка под ра­дость, и потому всякая насильственная улыбка недаром называет­ся улыбкою черепа. Значит, и нам самим нужно убедиться в том, насколько нужна и жизненна программа культуры как оздоров­ляющее начало, как жизнедатель» (цит. по 10, с. 23).

Когда мы говорим о формировании определенных отношений, то имеем виду отношение человека к окру­жающей действительности. Если человек любит людей, ува­жает их человеческое достоинство, знает нравственные нормы отношений и почитает их неукоснительными для исполнения - никогда не обидит, не обманет, не нагрубит, не поставит в не­ловкое положение, не доведет до слез. А если нет - унижение и обида других людей становятся нормой жизни для такого человека. Любит природу истинной человеческой любовью, действенно способствует ее процветанию, оберегает и обогащает - никогда не станет браконьером. А потребительское отношение приводит к неадекватным относительно человеческих ценностей суждениям, поступкам, эмоциям и определяется это отношением к знаниям, нормам, традициям, обычаям, к живой и неживой природе, к человеческим ценностям - любви, дружбе, достоинству, к произведениям искусства, достижениям науки и техники. Ко всему, что окружает человека.

Не трудно заметить, что общая культура ассоциируется с хоро­шим, позитивным отношением, а ее отсутствие, нравствен­ная невоспитанность - с негативным отношени­ем.

Мы согласны с Л.И. Маленковой, которая считает, что категория «отношение» «есть сущностная характеристика воспитания» (10, с. 27).

Как соотнести это понятие с формированием личности ребенка, прекрасной во всех отношениях, оцени­ваемых с позиций истины, добра, красоты, то есть с позиций общей культуры?

Центром гуманистической педагоги­ки является развивающаяся личность ребенка, которая существует, проявляется, развивается в деятельности: интеллектуально-познавательной, ценностно-ориентировочной, трудовой, общественно полезной, художест­венной, физкультурной, игровой, в свободно выбираемой дея­тельности свободного общения на досуге. Развиваются все орга­ны и все сферы личности. При этом ребенок вступает в опре­деленные, заданные средой, материальным и человеческим окру­жением, отношения «добра - зла», «истинного - ложного», «пре­красного - безобразного». В отношения с предметами, явления­ми, ценностями материального и духовного мира. Складывается определенный опыт отношений, развивающийся человек подни­мается на следующую ступень своего развития; физического, психического, социального. И опять вступает в деятельность и в отношения. И так далее...

В развитии человека (ребенка, школьника) идут, количественно и качественно нарастая, как бы два параллельных процес­са: первый - накопление знаний о мире, навыков и умений их при­менения в жизни, на практике, и способов их получения. И второй - процесс формирования от­ношений к приобретаемым ребенком знаниям, умениям, навыкам их получения.

Отношение проявляется в трех формах: рациональной, эмоциональной и поведенческо-деятельностной (10, с. 33).

Форма рациональная (сфера сознания личности) – это отношение к объектам окружающего мира начинается с понятий и представлений о вещах, явлениях, событиях, ценностях. Чтобы сформировать сис­тему знаний о мире и непроходящую потребность их постоянного пополнения, первым важным составным звеном содержания воспитания должно стать просвеще­ние: экономическое, политическое, нравственное, гражданское, эстетическое, экологическое, половое.

Форма эмоциональная предполагает восприятие любого зна­ния, любого действия и поступка сквозь призму эмоционального строя личности, чувств, вызываемых явлениями окружающего мира. Вторым важным звеном содержания воспитания должно быть создание опыта сопереживания позитивного при встрече с истиной, добром, красотой и негативного при встрече с ложью, злом, безобразным. Цель - развивать и совершенствовать эмоционально-волевую сферу развивающейся личности школьника.

И, наконец, форма поведенческо-деятельностная, в которой существует и проявляется отношение. Знания о мире, эмоциональная оценка их неизменно приводят к определенному типу действий и поступков (сознательных, осознанных действий). Ученик, знающий правила хорошего тона, принявший их эмоционально (испытывает удовлетворение от следования им), всегда культурен и вежлив. Поведение как система поступков реально выявляет сущность личности, то есть систему его отношений к окружающему миру.

Для того чтобы отношение закрепилось в поведении и деятельности школьников, необходимо создать опыт нравственной, правовой, эстетической и т.д. деятельности, формирующий группу привычек. Поэтому третьим звеном содержания воспитания школьников должна быть организация разнообразных видов деятельно­сти: познавательной, ценностно-ориентировочной, трудовой, общественно-полезной, художественной, физкультурной, игровой, деятельности свободного общения.

Любая форма воспитательной работы, любой акт педагогического воздействия, направленные на формирование общей культуры школьников будут эффективными, если содержат в себе воздействие сразу на все три ф

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров