Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Критерии и диагностика сформированности общей культуры у младших школьников

 

Воспитание, как мы знаем, процесс противоречивый и длитель­ный. В нем возникают серьезные трудности, бывают и срывы. Ре­зультаты воспитания имеют отдаленный характер, и учитывать их трудно. Оно начинается задолго до школы и продолжается в начальной школе. С определенного возраста воспитание сочетается с са­мовоспитанием.

Как узнать, достигли цели воспитательный процесс, направленный на формирование общей культуры в целом или отдельный его этап? Для этого нужно сопоставить за­проектированные и реальные результаты. Без знания достигнутых результатов, как промежуточных, так и конечных, ни планирование, ни управление процессом невозможно. Под результатами воспита­тельного процесса понимается достигнутый личностью уровень воспитанности (14, с. 371). Он может соответствовать запроектированному, а может и отличаться от него. Установить степень соответст­вия помогает диагностика. Эта оценочная процедура направлена на прояснение ситуации, выявление истин­ного уровня воспитанности. Данные диагностического изучения со­поставляются с исходными (начальными) характеристиками, раз­ница между начальным и конечным результатами определяет эф­фективность процесса воспитания.

Как же определяется сформированность общей культуры?? Это пока очень сложная процедура. Сегодня об уровнях сформированности общей культуры можно составить лишь весьма приблизительные представления, используя сложные и трудоемкие методы выявления и анализа результатов.

В качестве эталонных показателей, с которыми сравниваются дос­тигнутые результаты, используются критерии  - теоретически разработанные пока­затели уровня сформированности различных качеств личности (класса), в том числе и сформированность общей культуры.

Среди множества критериев воспитанности можно выделить две группы: содержательные и оценочные (14, с. 371). Первые связаны с выделени­ем адекватных изучаемому качеству показателей, а вторые - с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества. По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы: 1) связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме - суждениях, оценках, поступках, действиях личности и 2) связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, - мотивами, убеждениями, планами, ориентациями

Есть целый ряд условий, которые необходимо выполнять, проводя диагностику: «скрытые» педагогические цели и задачи, необходимость использования полученных результатов для конкретных реальных дел; отсутствие педагогического «давления», создание ситуации и обстановки, располагающей учащихся к «свободному выбору»; создание условий, исключающих взаимное влияние учащихся друг на друга; повторяемость отдельных методик (для сравнения результатов, выявления тенденций развития); соблюдение высокой степени педагогического такта, смысл которого — в принципе «Не навреди!»

Для изучения лисности учащихся, уровня их общей культуры можно применять целый ряд эмпирических методов, позволяющих получить информацию о личности школьников, уровне их знаний, эмоциональном состоянии, интересах, мотивах деятельности, качествах личности и т.д..: наблюдение (целенаправленное, с фиксацией количественных характеристик в тетради классного руководителя), беседа (с постановкой цели как изучения, так и воспитательного воздействия), опросники, интервью, анкеты, тесты (цель их - не только выявление определенных качеств личности, общественного мнения и отношений учащихся к чему-либо, но и сбор содержательного материала для различных форм воспитательной работы, а также для выявления индивидуального своеобразия каждого воспитанника.

С помощью практических методов диагностики изучаются представления воспитанников о ценностных ориентациях, нормах и правилах поведения, их мне­ния, суждения, оценки по интересующим воспитателя вопросам. Чаще всего в практике используются прямые вопросы ти­па: «Что такое честность?», «Почему нельзя быть ябедой?», «Зачем людям быть добрыми?», «Почему скупой платит дважды?» и т. п. Чтобы опреде­лить, как относятся воспитанники к тем или иным фактам, поступкам, действиям, событиям, применяются специальные вопро­сы в устной иди письменной форме типа: «Каким ты предпочита­ешь быть - добрым или злым?» и т. п. Они могут быть открытыми. требующими свободного аргументированного ответа, или закрыты­ми, предполагающими выбор одного из альтернативных ответов. Для диагностики оценочных суждений широко применяются и сочине­ния на заданную тему: «Как я понимаю дисциплину», «Вежливость и я» и т. п. Аналогичные задания можно предлагать в 3 - 4-м клас­сах. Ценность их в том, что они отражают внутренние позиции де­тей, сомнения, колебания и раздумья.

Внутренняя позиция личности обнажается в поведении. Как ре­бенок воспитан, так он и действует. Педагогика использует эффек­тивный способ диагностики поведения - метод воспитывающих си­туаций. Он позволяет решать две задачи: 1) диагностировать уро­вень развития требуемых качеств и 2) воспитывать эти качества. Воспитывающая ситуация - это естественная или преднамеренно созданная обстановка, в которой воспитанник вынужден действовать и в своих действиях обнаруживает некий уровень уже сформи­рованных у него определенных качеств. Естественными ситуация­ми полна повседневная жизнь, в том числе на уроках, в школьной столовой, на улице, в общественном транспорте и т. д. Преднамеренно созданные ситуации обычно затрагивают очень важные для детей стороны жизни. Это, например, ситуация, в которой распределяются обязанности, поручения, подарки, происходит выбор между личным и общественным и т.п. В таких ситуациях поведение ребенка адекватно его внутренней позиции.

В последнее десятилетие педагогическая практика тяготеет к созданию проблемных воспитывающих ситуаций. Искусственно созда­ются ситуации, когда дети вынуждены искать выход из них, а вос­питатель может оценить, каков уровень их воспитанности: какой вы­ход они найдут - таков их уровень. Выделяются следующие виды ситуации: 1) проверочная; 2) воспитывающая; 3) контролирующая; 4) закрепляющая; 5) не предусмотренная воспитателем, но помогаю­щая; 6) не предусмотренная воспитателем, мешающая или вредная.

Проблемная ситуация может создаваться как для целого класса, так и для отдельного ученика. Но и в том и в другом случае она даст положительные результаты только тогда, когда в ее основе лежат задачи, решение которых представляет интерес для воспитанников.

Регистрация результатов диагностики осуществляется в раз­личных формах. Чаще других используется шестибалльная шкала регистрации.

Мы не нашли в литературе описание диагностирования сформированности общей культуры младших школьников. На основе предложенных И.П. Подласым рекомендаций, относящихся к диагностированию моральной воспитанности школьников, мы разработали следующую шкалу регистрации результатов диагностики сформированности общей культуры.

 В ней три положительных оценки (+1, +2, +З) выра­жают степени сформированности общей культуры и три отрицательных оцен­ки (-1, -2, - 3) степени отсутствия культуры). Учитель, про­водя диагностирование, оценивает сформированность общей культуры младшего школьника:

+3 (устойчивая готовность действовать как культурный человек);

+2 (стремление совершать положительные действия);

+1 (понимание необходимости положительных действий;

0 - нейтральная позиция;

-1 (готовность к отрицательным проявлениям);

-2 (стремление к отрицательным действиям);

-3 (некультурное поведениеповедение).

Следует всегда помнить, что в основу оценки должна быть поло­жена общая сформированность культуры ребенка, а не отдельные его качества. Последние следует рассматривать в связи с мотивами пове­дения, поскольку поступок или действие, взятые вне связи с мотивом их вызвавшим, не могут адекватно характеризовать уровень воспитанности. Известно, что иногда даже гуманные поступки, якобы свиде­тельствующие о воспитанности, на самом деле бывают обусловлены далеко не лучшими побуждениями. В других условиях, при иных об­стоятельствах поведение детей могло бы быть иным.

У каждого школьного педагога скапливается собственный набор - «пакет школьных методик» изучения сформированности общей культуры школьников.

Приведем пример интересной, на наш взгляд, комплексной диагностики нравственной воспитанности как составляющей части общей культуры младших школьников.

Определение уровня сформированности знаний детей о нравственных категориях, нормах осуществляется с учетом таких критериев, как правильность, полнота и глубина знаний о способах поведения в ситуациях морального выбора, о нравственных переживаниях, возникающих в случае соблюдения или нарушения моральных требований, а также степень обобщенности высказываний детей.

Для диагностики представлений и понятий детей о некоторых нравственных категориях и нормах можно использовать методику игровых ситуаций.

Дежурная чашка

Цель: выяснить понимание детьми понятия "порядочность".

Функции: диагностическая, воспитывающая.

Организация: учитель читает рассказ "Чашка".

В старшей группе детского сада было двадцать пять ребят, а новеньких чашек с голубыми незабудками и золотыми каемочками по краям - двадцать четыре. Двадцать пятая чашка была совсем старая. Картинка на ней почти стерлась, краешек в одном месте был чуть-чуть отбит. Никто не хотел пить чай из старой чашки.

- Противная чашка, - говорили ребята, - хоть бы она скорей разбилась.
Однажды всем ребятам достались новые чашки. Они удивились. А где же старая чашка?

Нет, она не раскололась, не потерялась. Лена, которая в тот день была дежурной, взяла чашку себе. На этот раз чай пили тихо, без ссор и слез.

- Молодец, Лена, догадалась сделать так, чтобы всем было хорошо, - думали ребята.

      И с тех пор дежурные пили чай из старой чашки. Ее так и называли "наша дежурная чашка". (По В. Осеевой.)

Ответ на вопрос "Каким одним словом можно назвать поступок Лены?" каждый ученик записывает на карточке.

Обработка данных: делается вывод о степени осознания детьми сути понятия "порядочность".

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров