Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Пределы: Метод. указ./ Составители: С.Ф. Гаврикова, И.В. Касымова.–Новокузнецк: ГОУ ВПО «СибГИУ», 2003 (0)
(Методические материалы)

Значок файла Салихов В.А. Основы научных исследований в экономике минерального сырья: Учеб. пособие / СибГИУ. – Новокузнецк, 2004. – 124 с. (0)
(Методические материалы)

Значок файла Дмитрин В.П., Маринченко В.И. Механизированные комплексы для очистных работ. Учебное посо-бие/СибГИУ - Новокузнецк, 2003. – 112 с. (3)
(Методические материалы)

Значок файла Шпайхер Е. Д., Салихов В. А. Месторождения полезных ископаемых и их разведка: Учебное пособие. –2-е изд., перераб. и доп. / СибГИУ. - Новокузнецк, 2003. - 239 с. (2)
(Методические материалы)

Значок файла МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ Для студентов специальности "Металлургия цветных металлов" (0)
(Методические материалы)

Значок файла Учебное пособие по выполнению курсовой работы по дисциплине «Управление производством» Специальность «Металлургия черных металлов» (110100), специализация «Электрометаллургия» (110103) (0)
(Методические материалы)

Значок файла Контрольные задания по математике для студентов заочного факультета. 1 семестр. Контрольные работы №1, №2, №3/Сост.: С.А.Лактионов, С.Ф.Гаврикова, М.С.Волошина, М.И.Журавлева, Н.Д.Калюкина : СибГИУ. –Новокузнецк, 2004.-31с. (3)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Критерии и диагностика сформированности общей культуры у младших школьников

 

Воспитание, как мы знаем, процесс противоречивый и длитель­ный. В нем возникают серьезные трудности, бывают и срывы. Ре­зультаты воспитания имеют отдаленный характер, и учитывать их трудно. Оно начинается задолго до школы и продолжается в начальной школе. С определенного возраста воспитание сочетается с са­мовоспитанием.

Как узнать, достигли цели воспитательный процесс, направленный на формирование общей культуры в целом или отдельный его этап? Для этого нужно сопоставить за­проектированные и реальные результаты. Без знания достигнутых результатов, как промежуточных, так и конечных, ни планирование, ни управление процессом невозможно. Под результатами воспита­тельного процесса понимается достигнутый личностью уровень воспитанности (14, с. 371). Он может соответствовать запроектированному, а может и отличаться от него. Установить степень соответст­вия помогает диагностика. Эта оценочная процедура направлена на прояснение ситуации, выявление истин­ного уровня воспитанности. Данные диагностического изучения со­поставляются с исходными (начальными) характеристиками, раз­ница между начальным и конечным результатами определяет эф­фективность процесса воспитания.

Как же определяется сформированность общей культуры?? Это пока очень сложная процедура. Сегодня об уровнях сформированности общей культуры можно составить лишь весьма приблизительные представления, используя сложные и трудоемкие методы выявления и анализа результатов.

В качестве эталонных показателей, с которыми сравниваются дос­тигнутые результаты, используются критерии  - теоретически разработанные пока­затели уровня сформированности различных качеств личности (класса), в том числе и сформированность общей культуры.

Среди множества критериев воспитанности можно выделить две группы: содержательные и оценочные (14, с. 371). Первые связаны с выделени­ем адекватных изучаемому качеству показателей, а вторые - с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества. По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы: 1) связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме - суждениях, оценках, поступках, действиях личности и 2) связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, - мотивами, убеждениями, планами, ориентациями

Есть целый ряд условий, которые необходимо выполнять, проводя диагностику: «скрытые» педагогические цели и задачи, необходимость использования полученных результатов для конкретных реальных дел; отсутствие педагогического «давления», создание ситуации и обстановки, располагающей учащихся к «свободному выбору»; создание условий, исключающих взаимное влияние учащихся друг на друга; повторяемость отдельных методик (для сравнения результатов, выявления тенденций развития); соблюдение высокой степени педагогического такта, смысл которого — в принципе «Не навреди!»

Для изучения лисности учащихся, уровня их общей культуры можно применять целый ряд эмпирических методов, позволяющих получить информацию о личности школьников, уровне их знаний, эмоциональном состоянии, интересах, мотивах деятельности, качествах личности и т.д..: наблюдение (целенаправленное, с фиксацией количественных характеристик в тетради классного руководителя), беседа (с постановкой цели как изучения, так и воспитательного воздействия), опросники, интервью, анкеты, тесты (цель их - не только выявление определенных качеств личности, общественного мнения и отношений учащихся к чему-либо, но и сбор содержательного материала для различных форм воспитательной работы, а также для выявления индивидуального своеобразия каждого воспитанника.

С помощью практических методов диагностики изучаются представления воспитанников о ценностных ориентациях, нормах и правилах поведения, их мне­ния, суждения, оценки по интересующим воспитателя вопросам. Чаще всего в практике используются прямые вопросы ти­па: «Что такое честность?», «Почему нельзя быть ябедой?», «Зачем людям быть добрыми?», «Почему скупой платит дважды?» и т. п. Чтобы опреде­лить, как относятся воспитанники к тем или иным фактам, поступкам, действиям, событиям, применяются специальные вопро­сы в устной иди письменной форме типа: «Каким ты предпочита­ешь быть - добрым или злым?» и т. п. Они могут быть открытыми. требующими свободного аргументированного ответа, или закрыты­ми, предполагающими выбор одного из альтернативных ответов. Для диагностики оценочных суждений широко применяются и сочине­ния на заданную тему: «Как я понимаю дисциплину», «Вежливость и я» и т. п. Аналогичные задания можно предлагать в 3 - 4-м клас­сах. Ценность их в том, что они отражают внутренние позиции де­тей, сомнения, колебания и раздумья.

Внутренняя позиция личности обнажается в поведении. Как ре­бенок воспитан, так он и действует. Педагогика использует эффек­тивный способ диагностики поведения - метод воспитывающих си­туаций. Он позволяет решать две задачи: 1) диагностировать уро­вень развития требуемых качеств и 2) воспитывать эти качества. Воспитывающая ситуация - это естественная или преднамеренно созданная обстановка, в которой воспитанник вынужден действовать и в своих действиях обнаруживает некий уровень уже сформи­рованных у него определенных качеств. Естественными ситуация­ми полна повседневная жизнь, в том числе на уроках, в школьной столовой, на улице, в общественном транспорте и т. д. Преднамеренно созданные ситуации обычно затрагивают очень важные для детей стороны жизни. Это, например, ситуация, в которой распределяются обязанности, поручения, подарки, происходит выбор между личным и общественным и т.п. В таких ситуациях поведение ребенка адекватно его внутренней позиции.

В последнее десятилетие педагогическая практика тяготеет к созданию проблемных воспитывающих ситуаций. Искусственно созда­ются ситуации, когда дети вынуждены искать выход из них, а вос­питатель может оценить, каков уровень их воспитанности: какой вы­ход они найдут - таков их уровень. Выделяются следующие виды ситуации: 1) проверочная; 2) воспитывающая; 3) контролирующая; 4) закрепляющая; 5) не предусмотренная воспитателем, но помогаю­щая; 6) не предусмотренная воспитателем, мешающая или вредная.

Проблемная ситуация может создаваться как для целого класса, так и для отдельного ученика. Но и в том и в другом случае она даст положительные результаты только тогда, когда в ее основе лежат задачи, решение которых представляет интерес для воспитанников.

Регистрация результатов диагностики осуществляется в раз­личных формах. Чаще других используется шестибалльная шкала регистрации.

Мы не нашли в литературе описание диагностирования сформированности общей культуры младших школьников. На основе предложенных И.П. Подласым рекомендаций, относящихся к диагностированию моральной воспитанности школьников, мы разработали следующую шкалу регистрации результатов диагностики сформированности общей культуры.

 В ней три положительных оценки (+1, +2, +З) выра­жают степени сформированности общей культуры и три отрицательных оцен­ки (-1, -2, - 3) степени отсутствия культуры). Учитель, про­водя диагностирование, оценивает сформированность общей культуры младшего школьника:

+3 (устойчивая готовность действовать как культурный человек);

+2 (стремление совершать положительные действия);

+1 (понимание необходимости положительных действий;

0 - нейтральная позиция;

-1 (готовность к отрицательным проявлениям);

-2 (стремление к отрицательным действиям);

-3 (некультурное поведениеповедение).

Следует всегда помнить, что в основу оценки должна быть поло­жена общая сформированность культуры ребенка, а не отдельные его качества. Последние следует рассматривать в связи с мотивами пове­дения, поскольку поступок или действие, взятые вне связи с мотивом их вызвавшим, не могут адекватно характеризовать уровень воспитанности. Известно, что иногда даже гуманные поступки, якобы свиде­тельствующие о воспитанности, на самом деле бывают обусловлены далеко не лучшими побуждениями. В других условиях, при иных об­стоятельствах поведение детей могло бы быть иным.

У каждого школьного педагога скапливается собственный набор - «пакет школьных методик» изучения сформированности общей культуры школьников.

Приведем пример интересной, на наш взгляд, комплексной диагностики нравственной воспитанности как составляющей части общей культуры младших школьников.

Определение уровня сформированности знаний детей о нравственных категориях, нормах осуществляется с учетом таких критериев, как правильность, полнота и глубина знаний о способах поведения в ситуациях морального выбора, о нравственных переживаниях, возникающих в случае соблюдения или нарушения моральных требований, а также степень обобщенности высказываний детей.

Для диагностики представлений и понятий детей о некоторых нравственных категориях и нормах можно использовать методику игровых ситуаций.

Дежурная чашка

Цель: выяснить понимание детьми понятия "порядочность".

Функции: диагностическая, воспитывающая.

Организация: учитель читает рассказ "Чашка".

В старшей группе детского сада было двадцать пять ребят, а новеньких чашек с голубыми незабудками и золотыми каемочками по краям - двадцать четыре. Двадцать пятая чашка была совсем старая. Картинка на ней почти стерлась, краешек в одном месте был чуть-чуть отбит. Никто не хотел пить чай из старой чашки.

- Противная чашка, - говорили ребята, - хоть бы она скорей разбилась.
Однажды всем ребятам достались новые чашки. Они удивились. А где же старая чашка?

Нет, она не раскололась, не потерялась. Лена, которая в тот день была дежурной, взяла чашку себе. На этот раз чай пили тихо, без ссор и слез.

- Молодец, Лена, догадалась сделать так, чтобы всем было хорошо, - думали ребята.

      И с тех пор дежурные пили чай из старой чашки. Ее так и называли "наша дежурная чашка". (По В. Осеевой.)

Ответ на вопрос "Каким одним словом можно назвать поступок Лены?" каждый ученик записывает на карточке.

Обработка данных: делается вывод о степени осознания детьми сути понятия "порядочность".

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров