Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Анализ педагогического опыта формирования общей культуры младших школьников

 

В современной педагогике существуют разные концепции воспитания, в которых по-разному рассматриваются и подходы к формированию общей культуры школьников, в том числе и учащихся начальной школы.

Концепция воспитания – это система взглядов отдельного ученого или группы исследователей на воспитательный процесс – его сущность, цель, принципы, содержание и способ организации, критерии и показатели его эффективности (16, с. 5).

Проанализируем, какое место занимает формирование общей культуры в некоторых педагогических концепциях, широко  распространенных в практике школы.

Концепция «Системное построение воспитания» (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова) основу содержа­ния воспитания предлагает видеть в общечеловеческих ценностях. Один из авторов концепции В.А. Караковский полагает, что в процессе воспитательной деятельности необходимо обратиться к ценностям фундаментальным, ориентация на которые и должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. Из всего спектра общечеловеческих ценностей он выделяет восемь, таких, как Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир (16, с. 9).

Культура рассматривается как великое богатство, накопленное человече­ством в сфере духовной и материальной жизни людей, выс­шее проявление творческих сил и способностей человека. Воспитание, с точки зрения авторов концепции, должно быть культуросообразно. Задача педаго­га - помочь воспитанникам в овладении материальной и духовной культурой своего народа, ее сокровищами. При этом надо иметь в виду, что одна из главных особенностей русского национального характера - высокая духовность, постоянные нравственные искания, возвышающие челове­ка. Мерой культуры и воспитанности человека, по мнению авторов концепции, можно считать интел­лигентность.

Интересный взгляд на понятие «воспитание» и формирование общей культуры ребенка предлагает профессор Н.М. Таланчук, автор системно-ролевой теории воспитания личности ребенка. Он исхо­дит из того, что формирование личности происходит благо­даря социальному механизму наследования и приумноже­ния социальных ценностей. «Социальные ценности,- по его мнению, - это истины жизни, добытые опытом пре­дыдущих поколений. Такие ценности существуют в виде зна­ний, идеалов, норм поведения и отношений между людь­ми, жизнедеятельности человека и т.д.» (цит. по 16, с.18).

Однако их наследование невозможно без проявления чело­веком собственной активности и педагогического обеспечения успешного протекания этого процесса. Человек наследует со­циальные ценности тогда, когда он входит в состав какого-то сообщества людей и выполняет в нем определенные социальные роли. Лишь осваивая и выполняя те или иные социальные роли, он развивает и формирует свое со­знание, мировоззрение, цели, мотивы, интересы, чувства, личностно и социально значимые потребности, т.е. становит­ся личностью.

Воспитание рассматривается как процесс человековедения, протекающий как целенаправ­ленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей.

Одним из важнейших направлений воспитательной деятель­ности, по мнению Н.М. Таланчука, является педагогическое обес­печение усвоения растущим человеком знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми в семейной сфере жиз­недеятельности. Необходимо помочь ребенку расти достойным сыном или дочерью, развивать у себя чувство родства и ответ­ственности перед своими родителями и родными, способность выполнять свой долг перед ними.

Считая учебный коллектив разновидностью трудового, профессор Н.М. Таланчук рассматривает его в качестве «эффективного тренажера» для формирования готовно­сти детей к выполнению социальных ролей в профессиональ­но-трудовой сфере жизнедеятельности.

Являясь неотъемлемой частью общества, школьное сообще­ство не может оставаться в стороне от общественных проблем и от работы по формированию готовности детей к выполнению социальных ролей в общественной сфере жизнедеятельности. Чтобы с полной отдачей выполнять гражданско-патриотическую роль, учащимся необходимо проникнуться чувством люб­ви к Родине, познать ее историю и культуру, увидеть во взаи­мосвязи ее прошлое и настоящее, ощутить ответственность за судьбу своей страны, приучить себя быть деятельным гражда­нином своей Отчизны, приумножающим ее богатства, отстаи­вающим ее честь и независимость. Школа призвана воспитывать у подра­стающих поколений национальное самосознание, гордость, честь, достоинство, формировать национальную культуру, традиции, и одновременно способствовать развитию интернационального самосознания, культуры. Велико значение школы в подготовке учащихся к освоению нравственной роли, ибо главной действующей силой всегда оста­ется человек с его определенными нравственными убеждения­ми и отношениями.

Авторы концепции «Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка» (научный руководитель – М.И. Рожков) считают, что становление лич­ности человека предполагает усвоение системы гуманисти­ческих ценностей, составляющих основу его гуманитарной культуры. Перенос общественных представлений в сознание отдельного человека ведет к превращению общечеловечес­ких ценностей в высшие психические функции индивида. Поэтому наиболее перспективной моделью воспитания, по мнению авторов концепции, является та, которая вычленя­ет социальные аспекты и интегрирует их со сферами инди­видуальности. В соответствии с этим можно воспитание должно обеспечивать развитие всех сущностных сфер человека: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляции, предметно-практической, экзистенциальной.

В интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о нравственных ценностях: моральные идеалы, принципы, нормы поведения (гуман­ность, солидарность, любовь, представления о долге, спра­ведливости, скромности, самокритичности, честности, от­ветственности за себя). В ценностно-смысловых образовани­ях содержится нравственное значение общественных явлений и ориентиры поведения, которые являются основаниями нравственных оценок. Благодаря им регулируется и органи­зуется поведение и деятельность личности.

В мотивационной сфере целесообразно формировать пра­вомерность и обоснованность отношения к моральным нор­мам: бережное отношение к человеку; сочетание личных и общественных интересов; стремление к идеалу; правдивость; нравственные установки; цели жизни; смысл жизни; отно­шение к своим обязанностям, потребность в «другом», в контакте с себе подобными. Развитие названных элементов мотивационной сферы является главной движущей силой формирования и развития личности.

В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или от­клонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, дове­рие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др.

В волевой сфере нужно формировать нравственно-воле­вые устремления в реализации нравственных поступков: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нрав­ственных идеалов Важно не столько то, что личность ставит цели, сколько то, как она их реализует, на что пойдет ради достижения цели.

В сфере саморегуляции необходимо формировать нрав­ственную правомерность выбора: совестливость, самооцен­ку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с поведением других, добропорядочность, самоконтроль, реф­лексию и др.

В предметно-практической сфере следует развивать спо­собность совершать нравственные поступки, честное и доб­росовестное отношение к действительности.

В экзистенциальной сфере требуется формировать созна­тельное отношение к своим действиям, стремление к нрав­ственному самосовершенствованию, любовь к себе и дру­гим, заботу о красоте тела, речи, души; понимание морали. Эта сфера помогает человеку вступать в определенные отно­шения с другими людьми.

Концепция «Формирование образа жизни, достойной Человека» вошла в педагогическую теорию и прак­тику вместе с именем ее создателя – Н.Е. Щурковой, изложившей основные концептуальные поло­жения в книге «Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника». «Образ жизни, достой­ной Человека» - это бытие человека в мире, руководствую­щегося отношением к миру своими родовыми качествами - стремлением к истине, добру и красоте.

Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целе­направленное, организованное профессионалом-педагогом вос­хождение ребенка к культуре современного общества, как раз­витие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

Педагогом формируется образ жизни, создаются условия для восхождения ребенка к культуре. И главное из этих усло­вий - учитель-воспитатель как «предъявитель культуры».

Обратимся к одному существенному замечанию Н.Е. Щурковой, важному в аспекте нашего исследования. «Цель воспитания, - как считает Н.Е.Щуркова, - должна носить общий характер, допуска­ющий бесконечность индивидуальных многообразий, так, чтобы развитая личность сохранялась во всей ее неповтори­мости и своеобразии в широком коридоре культуры, но так, чтобы индивидуальное своеобразие ни в коем случае не сво­дилось к варварству пещерною органического человека» (цит. по 16, с. 41).

Особенно интересен для нас педагогический опыт, обобщенный в концепции «Воспитание ребенка как человека культуры». Эта концепция разработана ростовским ученым, академиком Е.В. Бондаревской.

Человек культуры выступает в концепции в качестве культурно-воспитательного идеала. Другим концептуальным ориенти­ром для автора является образ российского общества XXI века как общества открытого, демократического, правово­го, с развитой структурой общественного самоуправления, населенного образованными, воспитанными, культурными людьми. Воспитание должно указывать человеку путь в та­кое общество. Центральным ориентиром в построении кон­цепции явился образ культуры XXI века, которому должен соответствовать человек культуры - основной и единствен­ный предмет заботы школы и цель воспитания.

Воспитание в этой концепции опре­деляется как процесс педагогической помощи ребенку в ста­новлении его субъектности, культурной идентификации, со­циализации, жизненном самоопределении.

Приведенное определение имеет в своей основе научную доказательность и опыт воспитательной работы, обретенной нелегким путем. Именно помощь, но не воздействие с це­лью... . Отношение к ребенку как к субъекту, носителю ак­тивности, для проявления которой ему необходимо простран­ство свободы, где он имел бы возможность автономизироваться, выбирать, оценивать, совершать поступки, является основным признаком гуманистического личностно-ориентированного воспитания вообще, а культурологического в осо­бенности.

Автор концепции рассматривает воспитание, с одной сто­роны, как целенаправленную деятельность педагогов по со­зданию условий для саморазвития личности, с другой - как восхождение личности к ценностям, смыслам, обрете­ние ею ранее отсутствующих свойств, качеств, жизненных позиций. Поэтому главным элементом личностно-ориентированного воспитательного процесса явл

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров