Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Пределы: Метод. указ./ Составители: С.Ф. Гаврикова, И.В. Касымова.–Новокузнецк: ГОУ ВПО «СибГИУ», 2003 (0)
(Методические материалы)

Значок файла Салихов В.А. Основы научных исследований в экономике минерального сырья: Учеб. пособие / СибГИУ. – Новокузнецк, 2004. – 124 с. (0)
(Методические материалы)

Значок файла Дмитрин В.П., Маринченко В.И. Механизированные комплексы для очистных работ. Учебное посо-бие/СибГИУ - Новокузнецк, 2003. – 112 с. (3)
(Методические материалы)

Значок файла Шпайхер Е. Д., Салихов В. А. Месторождения полезных ископаемых и их разведка: Учебное пособие. –2-е изд., перераб. и доп. / СибГИУ. - Новокузнецк, 2003. - 239 с. (2)
(Методические материалы)

Значок файла МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ Для студентов специальности "Металлургия цветных металлов" (0)
(Методические материалы)

Значок файла Учебное пособие по выполнению курсовой работы по дисциплине «Управление производством» Специальность «Металлургия черных металлов» (110100), специализация «Электрометаллургия» (110103) (0)
(Методические материалы)

Значок файла Контрольные задания по математике для студентов заочного факультета. 1 семестр. Контрольные работы №1, №2, №3/Сост.: С.А.Лактионов, С.Ф.Гаврикова, М.С.Волошина, М.И.Журавлева, Н.Д.Калюкина : СибГИУ. –Новокузнецк, 2004.-31с. (3)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Приемы и методы формирования общей культуры  младших школьников

 

Как известно, в педагогике выделяются три группы ме­тодов воспитания: 1) убеждения; 2) стимулирующие (или воз­вратно-оценочные), 3) методы организации жизни и деятельно­сти учащихся (10, с. 35).

Как мы уже говорили, любая форма воспитательной работы, любой акт педагогического воздействия, направленные на формирование общей культуры школьников будут эффективными, если содержат в себе воздействие сразу на все три формы отношения: рациональную, эмоциональную и поведенческо-деятельностную.

Методы убеждения, прежде всего, направлены на рациональ­ную сферу отношения. Убеждение - это процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения, убежде­ние предполагает наличие содержательной информации в сооб­щении педагога и осознанное отношение к ней воспитанника, воспринимающего информацию. Убеждение предполагает изме­нение сознания воспитанника, которое создает готовность защищать данную точку зрения и действовать в соответствии с нею. Нередко процесс убеждения представляет собой явную или скрытую дискуссию двух или нескольких человек, цель которой состоит в достижении единства понимания и переживания.

Знания, понятия, представления младшего школьника об окружающем мире отличаются своей неполнотой, несформированностью в силу небогатого его жизненного опыта, не развитого в полную меру сознания. С некоторыми предметами и явлениями дети вообще встречаются впервые. А иногда в житейском опыте уже сформировались неправильные понятия и представления.

Основное назначение методов убеждения - убедить учащихся в объективности, истинности, в жизненной необходимости овладения общественно ценными идеями, взглядами, нормами поведения, критериями оценки окружающего мира. При этом не следует примитивно представлять, будто бы убеждение в методике воспитания первично. Такое словесное воздействие лишь наносит вред воспитанию именно потому, что углубляет имеющийся разрыв между сознанием и поведением. Методы убеждения - и словесного, и примером собственного поведения взрослых, и всей окружающей ребенка атмосферой - должны постоянно сопровождать процесс организации  жизни и деятельности младшего школьника.

В целенаправленном воспитательном процессе палитра методов убеждения может и должна быть разнообразной. Вариативность их - главное условие успешности. За основу может быть положено выделение четырех основных форм метода убеждения:

• информационные (когда учащимся предлагаются в гото­вом виде понятия и представления о добре и зле, истин­ности и ложности, прекрасном и безобразном...),

• поисковые (когда учащиеся включаются педагогом в по­иск ответов на поставленные проблемы: что есть добро и зло, истинное и ложное, прекрасное и безобразное?);

• дискуссионные (когда учащимся предлагаются различные пути решения нравственных, эстетических, экономиче­ских и т.д. проблем; предлагается самим в ходе дискуссии прийти к правильному ответу);

• взаимного просвещения (когда понятия о мире обога­щаются взаимно через различные организационные фор­мы участия самих сверстников: доклады и выступления учащихся, устные журналы, выставки творчества, руко­писные альманахи, стенгазеты) (10, с. 37).

Выбор и результативность методов убеждения определяется технологией и педагогической техникой их исполнения. Перечислим некоторые их правила: компетентность и убежденность са­мого педагога в предмете убеждения; актуальность (для процесса воспитания и для школьника) избранной темы; опора на имею­щийся у школьника опыт; тщательный отбор содержания (инте-ресность и увлекательность, уход от банальности); обеспечение ак­тивной позиции каждого ученика (проблемные вопросы, участие в действиях и ритуалах, дискуссионность); общий позитивный фон (обстановка, такт, тон, стиль); учет возрастных и половых особенностей, ставка на индивидуальность; оснащенность пособиями, техническими средствами обучения; этико-эстетическая вырази­тельность педагога (речь, внешний облик, мимика, пантомимика, организационная четкость, педагогический такт...).

Психолог А.Г. Ковалев предупреждает, что убеждение нельзя отождествлять с морализированием, при котором предлагаемая информация декларируется бездоказательно, например, в таких формах: «И не стыдно», «Каждый должен...», «В таких случаях надо...» и тому подобное. Как правило, все, о чем говорится при морализировании, хорошо известно тем, к кому оно обращено, и потому они относятся к нему иронически и даже презрительно.

Методы организации жизни и деятельности учащихся призваны воздействовать на поведенческо-деятельностную сферу формирующегося отношения. Их цель - научить младшего школьника оп­ределенным навыкам, умениям и формам поведения от простей­ших действий до сознательных социальных актов. В основе этих методов - непосредственный практический опыт людей, кото­рый приобретается в практической человеческой деятельности.

Этой цели служит богатая палитра методов воспитания, включающих воспитанников в многообразные виды практиче­ской деятельности, инструментованной как воспитывающая. На­зовем некоторые из них:

1) Педагогическое требование. Суть его - в переводе внеш­него во внутренне и превращение механизма воспитания в само воспитание, содержание требования определяется общественными нормами истины, добра и красоты и выступает перед учащимися как конкретная реальная задача в ходе выполнения той или иной деятельности. По форме предъявления требования могу быть прямые (предписание, инструкция, приказание, указание... и косвенные (просьба, совет, намек, рекомендация, подсказка...) При реализации косвенных требований педагогическая позиция является максимально скрытой.

2) Приучение как метод представляет собой организации планомерного и регулярного выполнения учащимися определенных действий, превращающихся в привычные формы поведения в логике истины, добра и красоты. Одним из средств метода приучения является режим жизни и деятельности учащихся, другим - нормы и правила культуры поведения, выраженные обычаях, традициях, правилах этикета...

3) Упражнение как метод воспитания предусматривает мно­гократное повторение, закрепление, упрочение и совершенство­вание социально ценных и личностно значимых действий и по­ступков нравственного поведения. Результатом метода упражне­ния следует считать формирование нравственных привычек.

4) Создание воспитывающих ситуаций, в которых ученик ста­вится в ситуацию выбора определенного решения, варианта по­ведения. В поисках выхода из различных ситуаций, сконструи­рованных в ходе воспитательного процесса, учащиеся усваивают нормы и правила поведения по законам истины, добра и красо­ты. Наиболее обнажены отношения, когда ситуация доходит до степени конфликтной. Примеры метода воспитывающих ситуа­ций: эпизодические и длительные поручения, акции милосердия и благотворительности, дежурство, различные соревнования и состязания, ситуации с нравственно-, эстетически-, экологиче­ски-ориентированным выбором и т. д.

5) Пример окружающих взрослых либо сверстников; соответ­ствующая предметная и этико-эстетическая атмосфера, общест­венное мнение - в форме социальных правил, предписаний, оце­нок, требований, обычаев, традиций и личного мнения окру­жающих и т. д.

Исключительно актуальным для младших школьников выступает повседневное общение, деловое, то­варищеское, доверительное взаимодействие.

Высокая оценка младшим школьником своей учебной деятельности де­лает его чрезвычайно чувствительным к тем оценкам, кото­рые дают ему значимые взрослые, в первую очередь учи­тель, родители, знакомые. Поэтому в начальной школе объективно создаются благоприятные условия для исполь­зования не только воздействующих и взаимодействующих методов воспитания, но и методов, учитывающих содей­ствие детей воспитателю. К ним относятся методы поддерж­ки инициативы, методы самоорганизации взаимодействия, со­вместной учебной деятельности и др. Вместе с тем психоло­гической основой единства обучения и воспитания является наличие взаимосвязей учебной с другими видами деятель­ности, особенно с трудом, что способствует формированию нравственных качеств личности младшего школьника.

Определенные методические правила позволяют педагогу тех­нологически верно и технически ярко и точно инструментовать различные вариации методов организации жизни и деятельности учащихся. Назовем некоторые из них: цель организуемой дея­тельности детей должна быть полезна для общества, для других людей и субъективно переживаться как личностно значимая, приносящая удовлетворение каждому из участников; коллектив­ная деятельность предпочтительнее индивидуальной; обеспече­ние активности каждого участника деятельности; технологиче­ская четкость (времени, места, объема действий, порядок их вы­полнения, оснащенность необходимыми материалами); сменные отношения взаимной зависимости и взаимного подчинения в ор­ганизуемой групповой деятельности школьников; деятельность детей должна сопровождаться и завершаться позитивной оценкой маленьких и больших достижений, положительным подкреплением, постоянным педагогическим анализом и корректировкой; скрытая педагогическая позиция взрослого, организующего деятельность детей.

Необходимо помнить при организации этой группы методов воспитания о законе психического заражения и его разновидности - подражании. Психическое заражение осуществляется через восприятие психических состояний, настроений, переживаний, обладающих, как правило, яркой эмоциональной окрашенностью. Причем, способность человека подверженности психологическому заражению зависит от двух факторов: возраста и общей развитости и зрелости личности.

И наконец, третью группу методов воспитания составляют возвратно-оценочные методы: одобрение и осуждение, поощрение и наказание. Их назначение - регулировка через эмоционально-волевую сферу проявляющихся положительных и отрицательных качеств личности воспитанника: стимулирование положительных и торможение отрицательных. Причем, субъектом возвратной воспитательной оценки могут выступать и педагоги, и родители, и коллектив сверстников, и просто окружающие люди.

В педагогическом наследии А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского и других педагогов разработана теория и выработаны педагогические правила и требования к поощрению и наказанию. Вот некоторые из них:

• Нельзя переоценивать роль поощрения и наказания в воспитательном процессе. В хорошем слаженном детском коллективе можно вообще длительное время обходиться без них.

• Использование поощрений и наказаний эффективно только в сочетании с методами убеждения и организации жизни и деятельности детей.

• Ведущим должен быть метод поощрения, вспомогательным — наказания.

• Поощрения и наказания должны быть индивидуализированными, учитывать возрастные, половые особенности, сложившуюся психолого-педагогическую ситуацию.

• Имеется большой перечень ситуаций, когда поощрения и наказания (особенно!) не могут быть применены. Например, за то, что получено от природы (ум, здоровье, внешность и т.д.), не должно вредить здоровью, нельзя дважды наказывать за одно и то же, нельзя наказывать, если проступок осознан учеником, если поступок - результат неумения и другие.

Особая роль в педагогической практике отводится методу внушения, заимствованному из психотерапии, медицинской психологии, лечебной педагогики. Суть его в том, что некоторые аксиоматичные педагогические суждения доводятся до сознания и подсознания учащихся, внедряются в их поведение, выступают качестве одобрения, осуждения, если они используются авторитетным для детей воспитателем, педагогически и психологически грамотно инструментующим свои воспитательные воздействия.

Ругая ребен­ка, то есть решительно и убежденно, что он: лентяй, трус, бестолочь, идиот, негодяй, изверг, подлец... – педагог это внушает. И ребенок верит. Оценивая, учитель внушает самооценку: ничего из тебя никогда не выйдет, ты неисправим, ненормальный, самый настоящий предатель, тебе одна дорога (в тюрьму, под забор, на панель, в больницу, к чертовой матери). Ребенок зачастую защищается: грубит в ответ, делает назло, обещает исправиться, а продолжает...

Следует сказать еще о двух понятиях, имеющих прямое отношение к методике воспитания общей культуры. Во-первых, это понятие приема (педагогического, методического), который необходимо понимать как «деталь метода, зависящую от индивидуально-психологических особенностей как педагога, так и воспитанника, от сложившейся психолого-педагогической ситуации» (10, с. 44). Например, требование учителя может быть выражено в форме совета, приказания, выражения доверия, авансирования, просьбы, рекомендации. Это все разнообразные приемы, с помощью которых педагог может обогатить палитру используемых методов воспитания.

И, во-вторых, следует различать два понятия: метод воспитания и метод воздействия; если метод воспитания имеет своей конечной целью формирование запланированного отношения, определенных качеств личности школьника, то метод воздействия рассчитан на получение сиюминутной реакции ученика. Например, воспитание бережного, почтительного отношения к книге формируется постепенно, длительно, начиная с первых лет жизни ребенка: объяснением, что книги надо беречь, привитием любви к чтению; скрупулезным собиранием семейной библиотеки, красочными и увлекательными праздниками Недели детской книги; творческими уроками литературы. И лишь эпизодичным сиюминутным в этой системе выступает метод воздействия: книге нельзя делать никаких помарок: сотри сейчас же свои пометки!» Или «Не загибай углов страниц, пользуйся закладкой».

Таким образом, различные группы методов воспитания и педагогические приемы их реализации, воздействуя на разные сферы формирующейся личности младшего школьника, являются, как говорил А.С. Макаренко, своеобразным «инструментом прикосновения личности», с помощью которого включаются «механизмы» самореализации личности, что является основой современного подхода к воспитанию.

 

 

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров