Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Приемы и методы формирования общей культуры  младших школьников

 

Как известно, в педагогике выделяются три группы ме­тодов воспитания: 1) убеждения; 2) стимулирующие (или воз­вратно-оценочные), 3) методы организации жизни и деятельно­сти учащихся (10, с. 35).

Как мы уже говорили, любая форма воспитательной работы, любой акт педагогического воздействия, направленные на формирование общей культуры школьников будут эффективными, если содержат в себе воздействие сразу на все три формы отношения: рациональную, эмоциональную и поведенческо-деятельностную.

Методы убеждения, прежде всего, направлены на рациональ­ную сферу отношения. Убеждение - это процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения, убежде­ние предполагает наличие содержательной информации в сооб­щении педагога и осознанное отношение к ней воспитанника, воспринимающего информацию. Убеждение предполагает изме­нение сознания воспитанника, которое создает готовность защищать данную точку зрения и действовать в соответствии с нею. Нередко процесс убеждения представляет собой явную или скрытую дискуссию двух или нескольких человек, цель которой состоит в достижении единства понимания и переживания.

Знания, понятия, представления младшего школьника об окружающем мире отличаются своей неполнотой, несформированностью в силу небогатого его жизненного опыта, не развитого в полную меру сознания. С некоторыми предметами и явлениями дети вообще встречаются впервые. А иногда в житейском опыте уже сформировались неправильные понятия и представления.

Основное назначение методов убеждения - убедить учащихся в объективности, истинности, в жизненной необходимости овладения общественно ценными идеями, взглядами, нормами поведения, критериями оценки окружающего мира. При этом не следует примитивно представлять, будто бы убеждение в методике воспитания первично. Такое словесное воздействие лишь наносит вред воспитанию именно потому, что углубляет имеющийся разрыв между сознанием и поведением. Методы убеждения - и словесного, и примером собственного поведения взрослых, и всей окружающей ребенка атмосферой - должны постоянно сопровождать процесс организации  жизни и деятельности младшего школьника.

В целенаправленном воспитательном процессе палитра методов убеждения может и должна быть разнообразной. Вариативность их - главное условие успешности. За основу может быть положено выделение четырех основных форм метода убеждения:

• информационные (когда учащимся предлагаются в гото­вом виде понятия и представления о добре и зле, истин­ности и ложности, прекрасном и безобразном...),

• поисковые (когда учащиеся включаются педагогом в по­иск ответов на поставленные проблемы: что есть добро и зло, истинное и ложное, прекрасное и безобразное?);

• дискуссионные (когда учащимся предлагаются различные пути решения нравственных, эстетических, экономиче­ских и т.д. проблем; предлагается самим в ходе дискуссии прийти к правильному ответу);

• взаимного просвещения (когда понятия о мире обога­щаются взаимно через различные организационные фор­мы участия самих сверстников: доклады и выступления учащихся, устные журналы, выставки творчества, руко­писные альманахи, стенгазеты) (10, с. 37).

Выбор и результативность методов убеждения определяется технологией и педагогической техникой их исполнения. Перечислим некоторые их правила: компетентность и убежденность са­мого педагога в предмете убеждения; актуальность (для процесса воспитания и для школьника) избранной темы; опора на имею­щийся у школьника опыт; тщательный отбор содержания (инте-ресность и увлекательность, уход от банальности); обеспечение ак­тивной позиции каждого ученика (проблемные вопросы, участие в действиях и ритуалах, дискуссионность); общий позитивный фон (обстановка, такт, тон, стиль); учет возрастных и половых особенностей, ставка на индивидуальность; оснащенность пособиями, техническими средствами обучения; этико-эстетическая вырази­тельность педагога (речь, внешний облик, мимика, пантомимика, организационная четкость, педагогический такт...).

Психолог А.Г. Ковалев предупреждает, что убеждение нельзя отождествлять с морализированием, при котором предлагаемая информация декларируется бездоказательно, например, в таких формах: «И не стыдно», «Каждый должен...», «В таких случаях надо...» и тому подобное. Как правило, все, о чем говорится при морализировании, хорошо известно тем, к кому оно обращено, и потому они относятся к нему иронически и даже презрительно.

Методы организации жизни и деятельности учащихся призваны воздействовать на поведенческо-деятельностную сферу формирующегося отношения. Их цель - научить младшего школьника оп­ределенным навыкам, умениям и формам поведения от простей­ших действий до сознательных социальных актов. В основе этих методов - непосредственный практический опыт людей, кото­рый приобретается в практической человеческой деятельности.

Этой цели служит богатая палитра методов воспитания, включающих воспитанников в многообразные виды практиче­ской деятельности, инструментованной как воспитывающая. На­зовем некоторые из них:

1) Педагогическое требование. Суть его - в переводе внеш­него во внутренне и превращение механизма воспитания в само воспитание, содержание требования определяется общественными нормами истины, добра и красоты и выступает перед учащимися как конкретная реальная задача в ходе выполнения той или иной деятельности. По форме предъявления требования могу быть прямые (предписание, инструкция, приказание, указание... и косвенные (просьба, совет, намек, рекомендация, подсказка...) При реализации косвенных требований педагогическая позиция является максимально скрытой.

2) Приучение как метод представляет собой организации планомерного и регулярного выполнения учащимися определенных действий, превращающихся в привычные формы поведения в логике истины, добра и красоты. Одним из средств метода приучения является режим жизни и деятельности учащихся, другим - нормы и правила культуры поведения, выраженные обычаях, традициях, правилах этикета...

3) Упражнение как метод воспитания предусматривает мно­гократное повторение, закрепление, упрочение и совершенство­вание социально ценных и личностно значимых действий и по­ступков нравственного поведения. Результатом метода упражне­ния следует считать формирование нравственных привычек.

4) Создание воспитывающих ситуаций, в которых ученик ста­вится в ситуацию выбора определенного решения, варианта по­ведения. В поисках выхода из различных ситуаций, сконструи­рованных в ходе воспитательного процесса, учащиеся усваивают нормы и правила поведения по законам истины, добра и красо­ты. Наиболее обнажены отношения, когда ситуация доходит до степени конфликтной. Примеры метода воспитывающих ситуа­ций: эпизодические и длительные поручения, акции милосердия и благотворительности, дежурство, различные соревнования и состязания, ситуации с нравственно-, эстетически-, экологиче­ски-ориентированным выбором и т. д.

5) Пример окружающих взрослых либо сверстников; соответ­ствующая предметная и этико-эстетическая атмосфера, общест­венное мнение - в форме социальных правил, предписаний, оце­нок, требований, обычаев, традиций и личного мнения окру­жающих и т. д.

Исключительно актуальным для младших школьников выступает повседневное общение, деловое, то­варищеское, доверительное взаимодействие.

Высокая оценка младшим школьником своей учебной деятельности де­лает его чрезвычайно чувствительным к тем оценкам, кото­рые дают ему значимые взрослые, в первую очередь учи­тель, родители, знакомые. Поэтому в начальной школе объективно создаются благоприятные условия для исполь­зования не только воздействующих и взаимодействующих методов воспитания, но и методов, учитывающих содей­ствие детей воспитателю. К ним относятся методы поддерж­ки инициативы, методы самоорганизации взаимодействия, со­вместной учебной деятельности и др. Вместе с тем психоло­гической основой единства обучения и воспитания является наличие взаимосвязей учебной с другими видами деятель­ности, особенно с трудом, что способствует формированию нравственных качеств личности младшего школьника.

Определенные методические правила позволяют педагогу тех­нологически верно и технически ярко и точно инструментовать различные вариации методов организации жизни и деятельности учащихся. Назовем некоторые из них: цель организуемой дея­тельности детей должна быть полезна для общества, для других людей и субъективно переживаться как личностно значимая, приносящая удовлетворение каждому из участников; коллектив­ная деятельность предпочтительнее индивидуальной; обеспече­ние активности каждого участника деятельности; технологиче­ская четкость (времени, места, объема действий, порядок их вы­полнения, оснащенность необходимыми материалами); сменные отношения взаимной зависимости и взаимного подчинения в ор­ганизуемой групповой деятельности школьников; деятельность детей должна сопровождаться и завершаться позитивной оценкой маленьких и больших достижений, положительным подкреплением, постоянным педагогическим анализом и корректировкой; скрытая педагогическая позиция взрослого, организующего деятельность детей.

Необходимо помнить при организации этой группы методов воспитания о законе психического заражения и его разновидности - подражании. Психическое заражение осуществляется через восприятие психических состояний, настроений, переживаний, обладающих, как правило, яркой эмоциональной окрашенностью. Причем, способность человека подверженности психологическому заражению зависит от двух факторов: возраста и общей развитости и зрелости личности.

И наконец, третью группу методов воспитания составляют возвратно-оценочные методы: одобрение и осуждение, поощрение и наказание. Их назначение - регулировка через эмоционально-волевую сферу проявляющихся положительных и отрицательных качеств личности воспитанника: стимулирование положительных и торможение отрицательных. Причем, субъектом возвратной воспитательной оценки могут выступать и педагоги, и родители, и коллектив сверстников, и просто окружающие люди.

В педагогическом наследии А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского и других педагогов разработана теория и выработаны педагогические правила и требования к поощрению и наказанию. Вот некоторые из них:

• Нельзя переоценивать роль поощрения и наказания в воспитательном процессе. В хорошем слаженном детском коллективе можно вообще длительное время обходиться без них.

• Использование поощрений и наказаний эффективно только в сочетании с методами убеждения и организации жизни и деятельности детей.

• Ведущим должен быть метод поощрения, вспомогательным — наказания.

• Поощрения и наказания должны быть индивидуализированными, учитывать возрастные, половые особенности, сложившуюся психолого-педагогическую ситуацию.

• Имеется большой перечень ситуаций, когда поощрения и наказания (особенно!) не могут быть применены. Например, за то, что получено от природы (ум, здоровье, внешность и т.д.), не должно вредить здоровью, нельзя дважды наказывать за одно и то же, нельзя наказывать, если проступок осознан учеником, если поступок - результат неумения и другие.

Особая роль в педагогической практике отводится методу внушения, заимствованному из психотерапии, медицинской психологии, лечебной педагогики. Суть его в том, что некоторые аксиоматичные педагогические суждения доводятся до сознания и подсознания учащихся, внедряются в их поведение, выступают качестве одобрения, осуждения, если они используются авторитетным для детей воспитателем, педагогически и психологически грамотно инструментующим свои воспитательные воздействия.

Ругая ребен­ка, то есть решительно и убежденно, что он: лентяй, трус, бестолочь, идиот, негодяй, изверг, подлец... – педагог это внушает. И ребенок верит. Оценивая, учитель внушает самооценку: ничего из тебя никогда не выйдет, ты неисправим, ненормальный, самый настоящий предатель, тебе одна дорога (в тюрьму, под забор, на панель, в больницу, к чертовой матери). Ребенок зачастую защищается: грубит в ответ, делает назло, обещает исправиться, а продолжает...

Следует сказать еще о двух понятиях, имеющих прямое отношение к методике воспитания общей культуры. Во-первых, это понятие приема (педагогического, методического), который необходимо понимать как «деталь метода, зависящую от индивидуально-психологических особенностей как педагога, так и воспитанника, от сложившейся психолого-педагогической ситуации» (10, с. 44). Например, требование учителя может быть выражено в форме совета, приказания, выражения доверия, авансирования, просьбы, рекомендации. Это все разнообразные приемы, с помощью которых педагог может обогатить палитру используемых методов воспитания.

И, во-вторых, следует различать два понятия: метод воспитания и метод воздействия; если метод воспитания имеет своей конечной целью формирование запланированного отношения, определенных качеств личности школьника, то метод воздействия рассчитан на получение сиюминутной реакции ученика. Например, воспитание бережного, почтительного отношения к книге формируется постепенно, длительно, начиная с первых лет жизни ребенка: объяснением, что книги надо беречь, привитием любви к чтению; скрупулезным собиранием семейной библиотеки, красочными и увлекательными праздниками Недели детской книги; творческими уроками литературы. И лишь эпизодичным сиюминутным в этой системе выступает метод воздействия: книге нельзя делать никаких помарок: сотри сейчас же свои пометки!» Или «Не загибай углов страниц, пользуйся закладкой».

Таким образом, различные группы методов воспитания и педагогические приемы их реализации, воздействуя на разные сферы формирующейся личности младшего школьника, являются, как говорил А.С. Макаренко, своеобразным «инструментом прикосновения личности», с помощью которого включаются «механизмы» самореализации личности, что является основой современного подхода к воспитанию.

 

 

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров