Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Местное самоуправление в советский  период

и в период конца 80-х – начала 90-х годов ХХ века

 

       После октября 1917 года большевики  сделали в организации местной власти ставку на Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, ко-торые фактически возникли как организационные ячейки стачечного дви-жения революции 1905 г. До июля 1918 г. Советы сосуществовали с орга-нами земского, городского самоуправления, так как они не были приспо-соблены для решения текущих дел.

 Согласно обращению народного комиссариата внутренних дел от 4 января 1918 г. (22 декабря 1917 г.) «Об организации местного самоуправ-ления» все прежние органы местного управления должны быть заменены областными, губернскими, уездными, районными и волостными Советами рабочих, солдатских, крестьянских и батрацких депутатов. Вся страна долж-на покрыться целой сетью советских организаций, которые будут находиться в тесной организационной зависимости между собой. Каждая из этих орга-низаций, вплоть до самой мелкой, вполне автономна в вопросах местного ха-рактера, но сообразует свою деятельность с общими декретами и поста-новлениями центральной власти и с постановлениями тех более крупных советских организаций, в состав которых она входит.

      В этот же день комиссариатом была принята инструкция, согласно которой на Советы дополнительно возлагались задачи управления и обслу-живания всех сторон местной жизни - административной, хозяйственной, фи-нансовой и культурно-просветительской, обязанность проводить в жизнь декреты и постановления центральной власти. Они наделялись правом изда-вать обязательные постановления, производить реквизиции и конфискации, налагать штрафы, закрывать контрреволюционные органы печати, произ-водить аресты, распускать общественные организации, призывающие к активному противодействию или свержению советской власти. В этом же документе Советам предписывалось избирать из своей среды испол-нительный орган (исполнительный комитет, президиум), на который возлагалось проведение в жизнь постановлений Совета и вся текущая работа по управлению.

Перечисленные положения получили развитие в Конституции РСФСР 1918 г. Была учреждена двухзвенная система советских органов, вклю-чающая созываемые в областях, губерниях (округах), уездах (районах), во-лостях съезды Советов и городские, сельские Советы. Съезды и Советы явля-лись представительными и распорядительными (нормотворческими) орга-нами. Для текущей работы они создавали ответственные перед ними испол-нительные комитеты. Советы избирали исполкомы из своего состава. Приме-нительно к съездам Конституция это прямо не оговаривала. Съезды и Советы объявлялись на территории своего действия высшей властью. В период меж-ду работой съездов такой властью наделялись их исполкомы. В период меж-ду сессиями Советов высшей властью наделялись общие собрания изби-рателей.

Местные съезды, Советы, их органы обязаны были проводить в жизнь решения высших органов власти, были ответственны перед ними. Домини-рующее положение занимали съезды и их исполкомы. Они контролировали на своей территории деятельность местных Советов. Областные и губернс-кие съезды Советов, их исполкомы обладали, кроме того, правом отмены ре-шений местных Советов.

Избирательным правом пользовались граждане РСФСР, достигшие ко дню выборов 18 лет. Лишены были избирательного права лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущие на нетрудовой до-ход, частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, монахи, ду-ховные служители церквей, религиозных культов, служащие и агенты быв-шей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома. Не имели избирательного права ду-шевнобольные и умалишенные, состоящие под опекой, осужденные за ко-рыстные и порочащие преступления.

  Избрание съездов, Советов было не равным. Был введен принцип мно-гостепенных выборов. Преимущество было отдано избирателям городов. Го-родские Советы образовывались из расчета один депутат на 1 тыс. жителей числом не менее 50 и не более 1000 членов; сельские Советы (образуемые и в городах с населением менее 10 тыс. человек) - из расчета один депутат на каждые 100 человек населения числом не менее трех и не более 50 депутатов на каждое селение. Срок полномочий депутатов указанных Советов был определен в три месяца.

Волостные съезды составлялись из представителей всех сельских Сове-тов волости из расчета один депутат на каждые 10 членов Совета; уездные (районные) - из представителей сельских Советов из расчета один депутат на 1 тыс. жителей, но не свыше 300 депутатов на уезд (район); губернские (окружные) - из представителей городских Советов и волостных съездов Со-ветов из расчета один депутат на 10 тыс. жителей, а от городов - один депу-тат на 2 тыс. избирателей, но не свыше 300 депутатов на всю губернию (округ); областные - из представителей городских Советов и уездных съездов Советов из расчета один депутат на 25 тыс. жителей, от городов - один депутат на 5 тыс. избирателей, но не более 500 делегатов на всю область, либо из представителей губернских съездов Советов, избираемых по той же норме. Съезды Советов созывались не реже: двух раз в год в области; одного раза в три месяца в губернии, уезде; одного раза в месяц в волости. Избиратели в любое время могли отзывать своих депутатов.

       Со временем из официального языка применительно к местам исчезает  термин «самоуправление». Как самоуправленческое начинает рассматри-ваться государство в целом, объявленное государством трудового народа. Ка-тегория же местного самоуправления стала рассматриваться как элемент буржуазной демократии, чуждой демократии социалистической.6__________

6.Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М., 1999. С. 102.

 

Конституция СССР 1936 года,  Конституция  РСФСР  1937  года  внесли

ряд изменений в организацию власти в стране, в том числе и на местах. Были упразднены съезды и принцип их многостепенного формирования. Органами государственной власти краев, областей, автономных областей, округов, районов, городов, сел были объявлены Советы депутатов трудящихся.

 Советы стали избираться сроком на два года в ходе всеобщих, равных, прямых, тайных выборов. Избирательного права лишались только лица, признанные в установленном законом порядке умалишенными. Правом выд-вижения кандидатов наделялись общественные организации и общества тру-дящихся: организации компартии, профессиональные союзы, кооперативы, организации молодежи, культурные общества.

  Советам было предоставлено право принимать решения и давать рас-поряжения в пределах прав, предоставленных им законами СССР и РСФСР.   

  В качестве своих исполнительных и распорядительных органов  Советы избирали исполнительные комитеты в составе председателя, его заместите-лей, секретаря и членов. Таким образом, исполкомы сочетали в своей дея-тельности функции руководящего органа Совета и органа управления общей компетенции. В структуре исполкомов по отдельным направлениям работы образовывались отделы, управления, комиссии. Особо оговаривалось, что в небольших поселениях исполкомы не создаются, а исполнительные и рас-порядительные функции выполняют избираемые Советами председатель Совета, его заместитель и секретарь.

    В 1977 года была принята Конституция СССР, а в 1978 году Консти-туция РСФСР. В  данных документах было заявлено о построении в стране общенародного государства. Поэтому указывалось, что народ осуществляет свою власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу страны. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам (статья 2 Конституции СССР).

Но реальной властью обладали не Советы, а коммунистическая партия, определенная в статье 6 Конституции СССР как руководящая и направляющая сила советского общества, ядро его политической системы, государственных и общественных организаций.

 Среди изменений можно отметить удлинение срока полномочий Советов. Срок полномочий Верховного Совета СССР  был увеличен с 4 до 5 лет, а местных Советов - с 2 до 2,5 лет. Снижен возрастной ценз для избрания депутатами в высшие органы государственной власти: в Верховный Совет СССР - с 23 до 21 года, в Верховные Советы союзных и автономных республик - с 21 до 18 лет. Предусмотрено равное и неизменное число депутатов в обеих палатах Верховного Совета СССР - по 750 человек.

Конституция СССР расширила полномочия Советов народных депу-татов. Она закрепила за местными Советами право координации и контроля деятельности расположенных на их территории предприятий, учреждений и организаций вышестоящего подчинения в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства то-варов народного потребления, обслуживания населения, соблюдения законодательства.

   Новые конституционные акты четко определяли принципиальную компетенцию местных Советов. Статья 146 Конституции СССР устанав-ливала, что местные Советы руководят на своей территории государст-венным, хозяйственным, социально-культурным строительством; утверж-дают планы экономического и социального развития и местный бюджет; осу-ществляют руководство подчиненными им государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями; обеспечивают соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан; содействуют укреплению обороноспособности страны. В пределах своих полномочий они обеспечивают комплексное экономическое и социальное развитие.

   На основе Конституции СССР 1977 года было принято четыре союз-ных закона, которые закрепляли основные полномочия краевых, областных Советов народных депутатов, основные права и обязанности районных, городских и районных в городах, поселковых и сельских Советов.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров