Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Понятие, структура, функции имиджа

 

Слово имидж: (от фр. или англ. image) в буквальном переводе на русский язык означает образ, облик.

В общей психологии под образом в широком смысле слова по­нимается субъективная картина мира или его фрагментов, вклю­чая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий[1].

С точки зрения социальной психологии имидж является разно­видностью образа, возникающего в результате социального позна­ния.

В толковых словарях русского языка слово «образ» определяет­ся как облик, вид, подобие, «живое, наглядное представление о ком-или чем-нибудь», «обобщенное художественное отражение действи­тельности, облеченное в форму конкретного, индивидуального явле­ния», тип, характер, воплощенный в художественном произведе­нии[2].

Обобщая эти характеристики, можно сказать, что образ пони­мается в обыденном смысле как результат психического отражения (представления) того или иного объективного явления; в процессе этого отражения возможны преобразования исходной информации, и соответственно образ не обязательно представляет собой точную копию отображаемого; процесс создания образа может быть ак­тивным и целенаправленным (например, в искусстве); этот процесс может включать процедуры анализа (что позволяет отобразить ти­пичное в объекте) и синтеза (благодаря чему образ обладает ха­рактеристиками индивидуального явления).

Все эти характеристики применимы по отношению к имиджу. Однако слово «имидж» не является точным синонимом слова «об­раз». Правильнее определить имидж как разновидность образа, а именно такой образ, прообразом которой является не любое явле­ние, а субъект. Таким субъектом могут быть в первую очередь че­ловек, затем организация, коллектив, группа и, наконец, любой предмет, если ему в процессе создания и восприятия его образа приписываются личностные, человеческие качества. В этом случае можно говорить об имидже города, имидже сигарет или иного то­вара, имидже газеты, журнала, фестиваля и т.д.

В настоящее время в специальной литературе можно встретить большое число определений имиджа. Перечислим некоторые, наи­более часто встречающиеся из них. Нередко имидж определяется как целенаправленно созданная или стихийно возникшая форма отражения объекта в сознании людей. Объектом или носителем имиджа могут быть человек, группа людей, организация и т.п.[3]. Когда речь идет о корпоративном имидже, то его опреде­ляют как «специально проектируемый в интересах фирмы, осно­ванный на особенностях деятельности, внутренних закономернос­тях, свойствах, достоинствах, качествах и характеристиках образ, который целенаправленно внедряется в сознание (подсознание) целевой аудитории, соответствует ее ожиданиям и служит отли­чию фирмы (товара, услуги) от аналогичных»[4].

Имидж информативен, он сообщает о некоторой совокупнос­ти признаков, которые присущи самому объекту. Причем эти при­знаки могут существовать объективно или же произвольно припи­сываться объекту создателями имиджа.

Многие авторы признают, что имидж, поскольку он зависит от многих факторов, которые могут изменять свои значения, не является чем-то однажды заданным и неизменным. Он динами­чен, его атрибуты преобразуются, видоизменяются в соответствии с изменениями в самом носителе или в групповом сознании.

Важной особенностью имиджа является его активность. Он «спо­собен воздействовать на сознание, эмоции, деятельность и поступки как отдельных людей, так и целых групп населения. Как следствие, люди отдают предпочтение тем или иным товарам, фирмам, бан­кам или политическим партиям»[5].

Понятиями, родственными понятию «имидж», являются «мне­ние», «репутация», «авторитет». В литературе можно встретить даже отождествление имиджа с этими явлениями. Так, например, А. Ю. Панасюк полагает, что имидж: есть по существу то же, что и мнение, и усматривает различие между соответствующими терми­нами лишь в грамматических правилах употребления соответству­ющих слов в русском языке: «Имидж» правильнее употреблять в словосочетаниях типа «имидж человека (политика, адвоката)», «мнение» — в словосочетаниях типа «мнение о человеке (полити­ке, адвокате)». «И говорить об этом автор вынужден потому, что услышал недавно в выступлении одного высокопоставленного чи­новника: «создать о себе имидж». Видно, он хотел сказать: "создать себе имидж" или "создать о себе мнение", а получилось... Итак, Ваш имидж — это то мнение о Вас, которое сложилось у опреде­ленной группы людей — от ваших домочадцев до, предположим, вашего электората»[6].

С таким определением имиджа нельзя согласиться, как и с отож­дествлением имиджа с репутацией или авторитетом. Мнение обя­зательно предполагает словесную форму выражения, не случайно в толковых словарях оно определяется как «взгляд на что-нибудь, суждение о чем-нибудь, выраженное в словах»[7] и ис­пользуется в таких словосочетаниях, как «высказать свое мнение», «обмен мнениями» (что предполагает дискуссию, обсуждение) и т.п.[8]. Между тем образ, а значит, и имидж, как его разновид­ность, обязательно включает невербальные элементы, причем эти

элементы могут значительно преобладать в его структуре. В прин­ципе образ может состоять и из одних лишь невербальных элемен­тов.

Имидж может служить основой для доверия и факто­ром, облегчающим влияние[9], но это — во-первых, не един­ственная функция имиджа, во-вторых, использование имиджа в качестве средства социального влияния возможно не всегда, а при определенных условиях, которым должен соответствовать имидж. Изучением и практическим преобразованием этих условий за­нимается имиджелогия.

Рассмотрим некоторые наиболее распро­страненные характеристики имиджа, содержащиеся в литературе, чтобы затем, обобщив их, построить общее определение имиджа.

Выше уже говорилось, что иногда имидж характеризуют как экспрессивную, выразительную сторону образа[10]. В этом отно­шении его противопоставляют репутации как мнению, вырабо­танному рациональным путем.

В ряде определений получила отражение знаковая, информа­ционно-символическая природа имиджа. Так, В. Н. Маркин пишет: «Имидж — это не маска, не приукрашивание своего профессио­нального облика. В реальной жизни, конечно, существует и это. Но данный аспект в технологии имиджа, на наш взгляд, не главное. Стержневое здесь — возможность передать (через определенные имидж-сигналы) информацию о себе, о своих истинных (личност­ных и профессиональных) устоях, идеалах, планах, деяниях»[11]. С учетом знаковой природы имиджа его можно рассматривать как адресованное аудитории сообщение о том, что клиент обладает такими-то свойствами. Для того чтобы аудито­рия могла воспринять такое сообщение, оно должно быть написа­но на понятном ей языке, а следовательно, использовать знако­мые ей символы (знаки) в их обычных значениях.

А. П. Федоркина и Р. Ф. Ромашкина характеризуют имидж как «социально-психологическое явление, отражающее влияние на него не только сознательного, но и бессознательного компонентов психики различных социальных групп, мотивации их поведения, а также формирование образов, которые затребованы сегодня народными массами»[12]. В этом определении ощутим акцент на таком прагматическом результате построения имиджа, как пе­редача информации о субъекте в виде его имиджа адресату, в ка­честве которого выступает социальная группа. Этот аспект присут­ствует и во многих других определениях имиджа: «Имидж — это обращенное вовне "Я" человека, его публичное "Я"»[13]; «это по сути дела то, чем и кем Я кажусь в своем окружении, каким видят и воспринимают меня "Они". Это символическое преломле­ние моего "Я"в сознании окружающих»[14].

Нередко в литературе встречается утверждение, что имидж — это стиль и форма поведения человека, причем преимущественно внешняя сторона поведения в обществе. Иногда имиджем называ­ют набор значений и впечатлений, благодаря которым люди опи­сывают объект, запоминают его и начинают относиться к нему определенным образом, иными словами, благодаря которым объект становится известным. При этом, как правило, уточняется, что объектом имиджа чаще всего являются человек, группа людей или организация (компания, политическая партия) и значительно реже — неодушевленные предметы (товары, продукты, услуги), по отношению к которым чаще употребляется понятие «образ».

В ряде определений подчеркивается то обстоятельство, что понятие «имидж» включает не только естественные свойства лично­сти, но специально выработанные, созданные, сформированные. В дру­гих определениях делается акцент на том, что имидж во многом предопределяется объективными характеристиками объекта, в частности, имидж человека предопределяется его психологическим типом и личностью, их соответствием запросам времени и обще­ства. И то и другое верно.

Большая часть специалистов по имиджу включает в это поня­тие не только внешность человека, определяемую его анатомичес­кими особенностями и стилем одежды, но практически все харак­теристики, доступные восприятию. Так, Полли Берд пишет, что имидж — это «полная картинка вас, которую вы представляете дру­гим. Она включает то, как вы выглядите, говорите, одеваетесь, дей­ствуете; ваши умения, вашу осанку, позу и язык тела; ваши аксессу­ары, ваше окружение и компанию, которую вы поддерживаете»[15]. Лишь отдельные специалисты, как правило, те, которые в своей практической деятельности специализируются именно на улуч­шении внешности клиента, употребляют термин «имидж» в узком значении, подразумевая под ним только собственно внешность (лицо, прическу, стиль одежды и т.д.). В. М. Шепель, не сводя имидж к внешности, тем не менее выводит понятие имиджа из визуаль­ного образа, напоминая о том, что «имидж (image) в переводе с английского — образ. Это — визуальная привлекательность личности. Счастлив тот, кто обладает от Бога привлекательным имид­жем. Но, как правило, многие обретают симпатию людей благода­ря искусству самопрезентации»[16].

Необходимо специально обратить внимание на то, что во всех приведенных формулировках люди, воспринимающие чей-то имидж, упоминаются во множественном числе. И действительно, ситуа­ция, когда усилия по созданию или улучшению имиджа прилага­ются ради того, чтобы «завоевать» одного человека, нетипична, хотя и в принципе возможна. Но в общем случае в качестве ауди­тории имиджа выступает социальная группа.

Еще одна важная характеристика .имиджа, которая нередко подчеркивается авторами руководств, — это его функциональность. Иными словами, имидж не является самоцелью. Когда мы зани­маемся созданием или улучшением своего имиджа, неважно, де­лаем мы это самостоятельно или прибегаем к помощи специалис­тов, мы предполагаем, что хороший имидж нам нужен для чего-то, что при его помощи мы сможем достичь определенных целей, более эффективно решить какие-то задачи, сделать более успешной ту или иную деятельность, которой мы занимаемся.

В реальной оценке имиджей в практической имиджелогии используются следующие группы критериев:

а)   самоощущение клиента. Удачным считается тот имидж, ко­торый вызывает у самого клиента ожидаемый спектр ощу­щений — довольствие, сознание своей красоты и т.д.;

б)   появление планируемых оценок со стороны окружающих,
причем эти оценки не обязательно должны быть позитив­ными (например, если планировалось вызвать зависть, то
появление зависти и служит критерием хорошего имиджа);

в)   практическое достижение планируемой интеракции при
субъективной уверенности, что она достигается при помощи
имиджа. К примеру, клиент может считать свой имидж удач­
ным, если ему удается достичь заранее поставленной цели —
например, занять денег, быть принятым на работу и т.д.

Ненадежность этих критериев усугубляется тем обстоятельством, что работы по построению и преобразованию имиджа протекают в среде, характеризующейся высокой степенью неопределенности, поэтому запланированный результат не прогнозируется на 100%. С учетом этого при всех прочих равных условиях более успешным будет тот имидж, который характеризуется наибольшей гибкос­тью, «эластичностью», т.е. который может быть легко изменен кли­ентом в процессе использования в ответ на варьирование хотя бы близких переменных.

Исходя из вышеизложенного, можно выделить несколько функций имиджа:

Номинативная функция имиджа призвана создать узнаваемость фирмы (марки и т.п.), связав благоприятный образ с конкретным товаром (руководителем, организацией и т.п.)

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров