Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Адаптация студентов к вузовским условиям обучения

 

Авторы, занимающиеся проблемой адаптации студентов к вузовским условиям обучения, считают, что под адаптацией студента следует понимать процесс приведения основных параметров его социальной и личностной характеристик в соответствие, в состояние динамического равновесия с новыми условиями вузовской среды как внешнего фактора по отношению к студенту. Говоря об адаптации, Л.К.Гришанов имеет в виду не только функционирование, взаимосвязь личности с широким кругом внешних обстоятельств, но и развитие студента, его саморазвитие (Л.К.Гришанов, В.Д.Цуркан, 1990).

Адаптация к вузовским условиям жизни, учебы, досуга, несомненно, связанна с резким изменением социального положения личности. Исходя из важнейших сфер становления личности основное содержание процесса адаптации студентов младших курсов можно определить как:

-        освоение новых учебных норм, оценок, способов и приемов самостоятельной работы и других требований;

-        приспособление к новому типу учебного коллектива, его обычаям и традициям;

-        обучение новым видам научной деятельности;

-        приспособление к новым образцам «студенческой» культуры, новым формам использования свободного времени.

По мнению Д.А.Андреевой (1975), в основе специфики адаптации к вузовской среде лежит общепризнанный факт несовпадения дидактической ситуации в средней школе и вузе. Трудность заключается в выявлении характера этого несовпадения.

В литературе уже имеются указания на дидактический барьер как фактор, отрицательно сказывающийся на успеваемости студентов-первокурсников. «Такой дидактический барьер, - пишет А.И.Наводворскис, -  создает новые условия работы, отличные от условий, к которым учащиеся привыкли в средней школе.»[50, c.185].

Другие ученые, пользуясь иной терминологией указывают на несовпадение организации и методов обучения в средней и высшей школах. Так, К.И.Васильев отмечает, что «неизбежность перестройки у студентов-первокурсников сложившегося за многие годы обучения в школе стереотипа, соответствующего методам обучения основам наук, для которых характерна передача знаний небольшими регулярными «порциями» с последующим столь же регулярным повторением и контролем, и установление нового стереотипа, адекватного вузовским методам обучения» [12, c.21]. На это же указывает В.П.Кондратова (1972), которая справедливо считает формирование нового стереотипа главным моментом адаптации студентов.

Дидактический барьер, следовательно, проявляется, во-первых, в самих вузовских методах и организации обучения, при которых центр тяжести обучения приходится на самостоятельную работу студентов. Во-вторых, он проявляется в субъективном состоянии студентов, оказавшихся в новой дидактической ситуации. В вузе меняется способ подачи учебного материала (он сводится к чтению лекций и к указанию литературы, которую необходимо изучить самостоятельно) и способ проверки усвоения (зачеты, экзамены в конце семестра).

Период адаптации к учебной работе представляет собой сложное и длительное явление, в котором Л.Д.Демина (1988) выделяет несколько уровней: ориентировочный, неустойчивая адаптация, относительно устойчивая, поздняя адаптация и дезадаптация.

 

Ориентировочный уровень адаптации характерен для 1-4 недель обучения.  В этот период наблюдается смещение оптимума работоспособности студентов. В целом для ориентировочной стадии адаптационного периода характерно рассогласование психических функциональных систем, сформированных в прошлом опыте, с решением новых и более сложных для личности познавательных целей и задач.

В период неустойчивой адаптации (5-8 недели учебы) отмечаются более стабильное настроение и активность, снижается тревожность. Указанные изменения могут быть связаны с активной перестройкой функциональных систем, поиском устойчивых состояний, адекватных новым условиям среды, видам познавательной деятельности и их режимам.

Уровень относительно устойчивой адаптации сопровождается нарастанием параметров работоспособности (как количественных, так и качественных), формированием режимов труда и отдыха, нормализацией значений личностной и реактивной тревожности. По-видимому, у студентов на этом уровне познавательный аппарат вполне сформирован, чтобы справиться с требованиями вузовского обучения. В дальнейшем идет лишь его коррекция и усовершенствование. Уровень относительно устойчивой адаптации регистрируется у студентов на 8-12 недели обучения.

Поздняя адаптация характерна для студентов, у которых сдвигаются временные значения за счет увеличения длительности уровня неустойчивой адаптации до 14 и более недель. Это связано с тем, что студенты длительное время не могут выработать адекватные способы для новых видов деятельности. Изучение уровня интеллектуального запаса таких студентов показывает некоторое снижение вербального интеллекта, хотя общее интеллектуальное развитие их находилось в пределах нормы. Эта особенность познавательной деятельности может способствовать неуспеваемости по отдельным дисциплинам.

У некоторых студентов к концу первого года обучения так и не наблюдается стабилизации показателей адаптации. Наблюдения, беседы, изучение документации показывает, что эти студенты либо слабо успевают, либо испытывают трудности соблюдения дисциплины, отличаются повышенной ранимостью и болезненным самолюбием. Учебные трудности могут быть вызваны с несформированностью познавательного аппарата и индивидуального стиля деятельности, а недостаток личностного контроля и болезненное самолюбие – с нарушением процесса социализации личности, что и приводит ее к дезадаптации.

Таким образом, все вышеизложенное позволяет констатировать, что у большинства первокурсников адаптация особенно остро протекает в 5-9 учебные недели.

Возникает также вопрос: каковы же критерии адаптированности, как внутренние так и внешние. Большинство авторов сходятся во мнении, что основными внешними критериям адаптации студента в вузе являются его академическая успеваемость и статусное положение в группе, а внутренними – физическое самочувствие, эмоциональное самочувствие, низкая ситуативная тревожность, удовлетворенность профессией и коллективом.

 

 

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров