Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Дидактические требования к электронным учебникам

 

Дидактические требования соответствуют специфическим закономерностям обучения и, соответственно, дидактическим принципам обучения. Рассмотрим две группы дидактических требований: требования к ЭУ как к дидактическому средству вообще (традиционные дидактические требования) и требования к ЭУ как собственно к средству новых информационных технологий (новые дидактические требования).

О возможности повышения уровня реализации традиционных дидактических требований при создании электронных учебников

1. Требование научности обучения с использованием ЭУ означает, что при использовании средств современных информационных технологий и, в частности, ЭУ данное требование обучения может быть реализовано на новом качественно более высоком уровне благодаря ………….

2. Требование доступности обучения, осуществляемого посредством ЭУ, означает необходимость определения степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. ……….

При использовании ЭУ доступность обучения может быть повышена за счет более понятного изложения сложных моментов учебного материала при условии умелого использования богатого арсенала различных форм предоставления информации. По мнению И.Ф. Харламова, «Осуществление доступности обучения связано с учетом индивидуальных особенностей мыслительной деятельности и памяти учащихся, а также уровня их подготовки и развития» [Харламов, 1997, с. 172]. Есть учащиеся с замедленным мышлением, с ослабленной памятью. Для них необходим медленный темп обучения и многократность повторения обучающего воздействия. В этом отношении у ЭУ имеется явное преимущество в сравнении с традиционным книжным учебником. ЭУ имитирует обучающее воздействие учителя и дает возможность многократного повторения этого обучающего воздействия в замедленном темпе. Обычный же учебник лишь передает содержание учебного предмета.

3. Требование обеспечения проблемности обучения обусловлено самой сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. Когда учащийся сталкивается с учебной проблемной ситуацией, которую ему надо разрешить, его мыслительная активность возрастает. Уровень выполнимости данного дидактического требования с помощью ЭУ ……..

4. Требование обеспечения наглядности обучения означает чувственное восприятие изучаемых объектов, их макетов или моделей и их личное наблюдение учащимися.

Чем же будет отличаться наглядность обучения при использовании электронного учебника? Во-первых, ЭУ в состоянии обеспечить полисенсорное восприятие учебного материала, в то время как при работе с традиционным книжным учебником используется лишь зрительное восприятие, то есть буквально «наглядность». Во-вторых, средства современных информационных технологий, и ЭУ в том числе, существенно повышают качество самой визуальной информации, она становится ярче, красочнее, динамичнее. …….

Таким образом, требование обеспечения наглядности в случае ЭУ реализуется на принципиально новом, более высоком уровне. В перспективе, когда получат большее распространение системы виртуальной реальности, по-видимому, можно будет говорить не только о наглядности, но и о полисенсорности обучения.

5. Требование обеспечения активности и сознательности учащихся в процессе обучения, при использовании ЭУ также реализуется на новом более высоком качественном уровне. С помощью ЭУ ………

6. Требование систематичности и последовательности обучения при использовании ЭУ означает обеспечение последовательного усвоения учащимися определенной системы знаний в изучаемой предметной области. Согласно [Бабанский, 19891, с.36] «Принцип систематичности и последовательности в обучении требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в определенном порядке, в системе: каждый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее и готовит к усвоению нового».

При разработке ЭУ необходимо помнить, что логическая структура той или иной науки не переносится механически в логическую структуру учебного предмета. Однако конкретный путь обучения определяется уже логикой учебного процесса, которая выражает последовательность шагов обучения, обеспечивающую оптимально эффективные результаты как в отношении усвоения знаний, так и в отношении развития познавательных способностей учащихся.

При разработке ЭУ следует находить оптимальное соотношение между требованием последовательности и систематичности обучения, «регламентирующим действия пользователя», и требованием активности обучения, предполагающим предоставление пользователю свободы выбора своих действий (своей траектории обучения).

7. Требование прочности усвоения знаний при использовании ЭУ также получает новое звучание. Для прочного усвоения учебного материала наибольшее значение имеют глубокое осмысление этого материала, его рассредоточенное запоминание. «Это вызывает необходимость неоднократного обращения учащихся к изучению и запоминанию пройденного материала, т.е. его повторения. Однако эта работа должна быть правильно организована» [Харламов, 1997, с. 175]. В частности, повторение должно сопровождаться проверкой и оценкой знаний учащихся. С помощью ЭУ становится возможной организация многократных повторений как разнообразной деятельности, повышается вариативность контролируемых индивидуальных учебных заданий.

8. Требование единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения в ЭУ также потенциально реализуемо на более высоком уровне. Наряду с теоретическим понятийным мышлением развиваются также и другие виды мышления: теоретическое образное, практическое наглядно-образное и практическое наглядно-действенное. Новые технологии обучения и в том числе дистанционное обучение, формируют новое мировосприятие: ……

На основании вышеизложенного установлено, что потенциально, при условии проектирования ЭУ на основе педагогической и психологической теорий обучения, а также при достаточно полном использовании современных аппаратных возможностей компьютерной техники, электронные учебники в состоянии обеспечить (по сравнению с традиционными учебниками) более высокий уровень реализации таких традиционных дидактических требований, как: научность обучения, доступность обучения, проблемность обучения, наглядность обучения, активность и сознательность учащихся в процессе обучения, систематичность и последовательность обучения, прочность усвоения знаний, единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.

Дидактические требования, предъявляемые к электронному учебнику как к собственно средству новых информационных технологий

Рассмотрим возможности реализации новых дидактических требований, предъявляемых к ЭУ как к средству новых информационных технологий, подробнее.

1. Требование обеспечения индивидуальности обучения при работе учащихся с ЭУ означает следующее: ЭУ должен создавать условия для самостоятельной (индивидуальной) работы учащегося, как минимум, ЭУ должен обеспечивать выдачу учащимся индивидуальных вопросов и заданий и проверять результаты индивидуальных решений. Отличительной особенностью индивидуальности обучения при использовании ЭУ оказывается то, ……

2. Требование интерактивности обучения означает, что в процессе обучения должно иметь место взаимодействие учащегося с электронным учебником. …..

По отношению к ЭУ интерактивность следует рассматривать как принцип построения программы и как критерий ее качества. Взаимодействие учащегося с ЭУ предполагает наличие обратной связи: ЭУ должен выдавать то или иное обучающее воздействие (объяснение, подсказку, новый вопрос, новое задание и т.п.) только после анализа действий учащегося. По сути дела такое взаимодействие представляет собой не что иное как учебный интерактивный диалог учащегося с электронным учебником.

Интерактивность - это самое сильное преимущество электронного учебника по сравнению с его традиционным книжным аналогом.

3. Требование обеспечения адаптивности обучения с применением ЭУ означает приспособление, адаптацию процесса обучения к уровню знаний, умений, психологических особенностей того или иного ученика и т.д. Можно выделить несколько уровней адаптации процесса обучения к особенностям обучаемого. Первым или минимальным уровнем адаптации - возможность выбора учащимся наиболее подходящего для него индивидуального темпа изучения материала. На втором уровне адаптации производится диагностика состояния обучаемого и на основании данных об уровне знаний ученика, его индивидуальных особенностей предлагается та или иная определенная ветка обучения. Например, возможен синтез минимального пути в дереве решения для каждого обучаемого с изменением сценария процесса обучения при условии успешного прохождения тех или иных этапов контроля. Недостатком такого подхода является …..

Таким образом, для реализации дидактического требования обеспечения адаптивности обучения необходимо при разработке ЭУ использовать различные приемы и способы, позволяющие приспособить обучение к индивидуальным особенностям учащихся.

Чем же собственно отличаются принципы индивидуальности и адаптивности обучения? Индивидуальность процесса обучения нацелена на создание условий для самостоятельной (индивидуальной) работы учащегося, что очень важно с точки зрения активизации деятельности учащегося и обеспечения прочности его знаний. При использовании ЭУ на занятии в дисплейном классе мы можем сказать, что каждый студент работает индивидуально.

Адаптивность процесса обучения означает его приспособление к уровню знаний, умений, психологическим характеристикам того или иного учащегося, то есть приспособление к индивидуальным особенностям учащихся.

4. Требование системности и структурно-функциональной связанности представления учебного материала в ЭУ также относится к числу требований, характеризующих ЭУ как средство новых информационных технологий.

Объективная необходимость системного представления учебного материала была обоснована в отечественной дидактике давно. «Исследование, проведенное Л.Я. Зориной, показало, что старшеклассники при изучении теории в курсах физики, химии, биологии, даже хорошо зная их фактическое содержание, плохо представляют себе основные элементы теории и характер связи между ними. Например, оперируя терминами «закон», «принцип», «постулат», «научный факт», «гипотеза», «концепция», «явление», «процесс» и т.п., они плохо знают содержание этих понятий и не понимают, какие знания выступают в качестве исходных положений, а какие в качестве следствий, не осознают соподчинения знаний внутри теории. Системные знания - это знания, выстраивающиеся в сознании учеников по схеме: основные научные понятия - основные положения теории - следствия - приложения. Необходимо вооружить учащихся не только фактическими знаниями теории, но и методологическими знаниями, т.е. знаниями об основных элементах теории и структурно-функциональных связях между ними» [Дидактика средней школы, 1982, с. 69-70].

При переходе к новым информационным технологиям появляется не только возможность, но и объективная необходимость системности и структурно-функциональной связанности представления учебного материала. Компьютерная учебная программа (КУП), подобно памяти человека должна хранить в разных «отсеках» отдельные фрагменты учебного материала и обеспечивать возможность легкого и быстрого доступа пользователя к этим фрагментам. При этом компьютерная программа должна также отражать взаиморасположение и связь этих фрагментов и обеспечивать их системное взаимодействие. Таким образом, использование, в образовании новых информационных технологий вызывает необходимость новых подходов к проектирова

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров