Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Говорим по-английски: Учебно-методическая разработка. /Сост.: Та- расенко В.Е. и др. ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2004. – 28с. (3)
(Методические материалы)

Значок файла Семина О.А. Учебное пособие «Неличные формы глагола» для студентов 1 и 2 курсов, изучающих английский язык (3)
(Методические материалы)

Значок файла Семина О.А. Компьютеры. Часть 1. Учебное пособие для студентов 1 и 2 курсов, изучающих английский язык. /О.А. Семина./ – ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2005. – 166с. (2)
(Методические материалы)

Значок файла З. В. Егорычева. Инженерная геодезия: Методические указания для студентов специальности 170200 «Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов» дневной и заочной формы обучения. – Красноярск, изд-во КГТУ, 2002. – 60 с. (1)
(Методические материалы)

Значок файла СУЧАСНИЙ СТАН ДЕРЖАВНОЇ ПІДТРИМКИ РОЗВИТКУ АГРАРНОГО СЕКТОРА УКРАЇНИ (2)
(Статьи)

Значок файла ОРГАНІЗАЦІЙНО-ФУНКЦІОНАЛЬНІ ЗАСАДИ ДЕРЖАВНОГО ПРОТЕКЦІОНІЗМУ В АГРОПРОМИСЛОВОМУ КОМПЛЕКСІ УКРАЇНИ (5)
(Статьи)

Значок файла Характеристика контрольно-наглядових повноважень центральних банків романо-германської системи права (5)
(Рефераты)


Заказ научной авторской работы

Психологические требования к электронным учебникам

 

Проектирование эффективных электронных учебников и других видов компьютерных учебных программ невозможно без учета психологических аспектов взаимодействия обучаемого с компьютером. С одной стороны, при создании ЭУ необходимо принимать во внимание особенности психологии познавательных процессов. С другой стороны, студент - пользователь взаимодействует с ЭУ и с компьютером как с некоторым программно-техническим комплексом, анализ этого аспекта взаимодействия является предметом инженерной психологии и эргономики.

Информационные технологии впервые предоставили возможность моделирования обучающей деятельности педагога. Если при подготовке традиционного книжного учебника главным является вопрос отражения содержания учебной дисциплины, то при проектировании ЭУ не менее важным становится вопрос о том, как, в какой временной последовательности и в каких формах предъявления информации отразить это содержание.

При традиционной технологии обучения используется преимущественно вербально-логический уровень когнитивного процесса: вывод формул, теорем, словесное описание. Этот наиболее высокий уровень когнитивного процесса сохраняет свою силу также и при современных информационных технологиях. Однако для изучения наиболее сложных элементов учебного материала необходимо использовать также и такие уровни когнитивного процесса как сенсорно-перцептивный и представленческий. То есть, наиболее сложный материал должен представляться в полимодальной форме и вызывать у учащихся зрительные, слуховые, а в системах виртуальной реальности еще и осязательные, и обонятельные ощущения. Представленческий уровень когнитивных процессов связан с функциями (способностями) образной памяти и воображения.

Необходимо также при изложении наиболее сложных элементов учебного материала максимально активизировать такое психическое состояние обучаемых как внимание. При традиционной технологии обучения трудно добиться высокой устойчивости и концентрации внимания. Использование возможностей современной компьютерной техники позволяет легко управлять вниманием студентов с помощью следующих приемов: изменение цвета, яркости, масштабов изображений на экране, перемещение объектов и т.п.

К сожалению, на сегодняшний день наиболее опытные преподаватели не имеют даже минимальной подготовки в области психологии познавательный процессов, необходимой для того, чтобы при изложении наиболее сложных элементов учебного материала использовать наряду с вербально-логическим также и сенсорно-перцептивный и представленческий уровни когнитивного процесса.

Эргономические аспекты информационных технологий освещены в литературе в большей степени [Зинченко и др., 19932], [Моргунов, 1994], [Вострокнутов, 1997] и др. В.П. Зинченко и Г.Я. Узилевский предлагают эргосемиотический подход к исследованию пользовательского интерфейса, обеспечивающий его системное исследование, проектирование и реализацию. Они считают плодотворным использовать прагматические и семантические аспекты семиотики для определения общих требований к пользовательскому интерфейсу.

Е.Б. Моргунов исследует вопросы диагностики и коррекции неблагоприятных функциональных состояний пользователя. Показано, что утомление пользователя вызывает сокращение скорости восприятия, рост числа ошибок опознания, ухудшение глазодвигательной координации, боль в глазах и спине, колебания производительности и ухудшение самочувствия. Для борьбы со зрительным и мышечным утомлением рекомендуются, в частности, такие меры: 15 минут из каждого часа работы должны быть отданы активному отдыху. При этом общая продолжительность работы с компьютером не должна превышать 5 часов, а перерывы должны быть заполнены релаксационными упражнениями для глаз и скелетно-мышечного аппарата [Моргунов, 1994, с.81]. Также рекомендуется разнообразить характер деятельности пользователя, например, можно чередовать работу с текстами и с движущимися объектами.

Одним из факторов, влияющих на эффективность применения ЭУ, является комфортность диалога между пользователем и компьютером, осуществляемого через пользовательский интерфейс. В качестве эргономических свойств пользовательского интерфейса рассматриваются: яркость фона на экране дисплея, яркость изображения на экране; контрастность изображения; полиэкранные режимы отображения информации.

Полиэкранные режимы позволяют следить за многими показателями одновременно и создавать более полное представление о происходящих процессах (например, при моделировании).

Выделено 4 уровня [Моргунов, 1994, с.94] эргономических свойств полиэкранных интерактивных систем:

………

Также при проектировании пользовательского интерфейса необходимо опираться на ряд критериев эргономической оптимизации интерфейсов, среди которых ведущими являются следующие критерии:

• единственности - …..;

• симметричности - асимметричности отображаемой информации; ……

• зависимости между числом и размерами окон: ……

• отражения логики работы пользователя с окнами в их расположении.

Рассмотренные эргономические свойства пользовательского интерфейса характеризуют удобство и производительность работы пользователя с любыми видами компьютерных программ и потому могут и должны быть учтены при проектировании ЭУ.

В работе [Роберт, Самойленко, 1998, с.65-66] к эргономическим требованиям отнесены также повышение уровня …….

На основании вышеизложенного сформулированы две группы психологических требований к ЭУ:

1) представление учебного материала в ЭУ должно соответствовать не только вербально-логическому, но и сенсорно-перцептивному и представленческому уровням когнитивного процесса, то есть оно должно строиться с учетом особенностей таких познавательных психических процессов, как восприятие (преимущественно зрительное, а также слуховое, осязательное), внимание (его устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение и объем внимания), мышление (теоретическое понятийное, теоретическое образное, практическое наглядно-образное, практическое наглядно-действенное), воображение, память (мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная, явление замещения информации в кратковременной памяти) и др.;

2) ЭУ должен обеспечивать условия комфортного, производительного и безопасного для здоровья труда пользователей (эргономические требования).

Реализация этих требований в ЭУ может быть достигнута самыми разнообразными приемами и способами. На настоящем этапе она осуществляется, в основном, на интуитивном уровне. Необходим переход к научно обоснованной реализации психологических требований. Необходима совместная работа психологов, педагогов и программистов.

 

 

 

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров