Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Особенности содержания образования дошкольников

 

Содержание образования (обучения, учебного процесса) - конкретный ответ на вопрос чему учить подрастающие поколения. Под содержанием понимается "четкая система знаний, умений-навыков, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения"[1]. Эта система содержит знания об окружающем мире, современном производстве, культуре и искусстве; обобщенные интеллектуальные и практические умения приобретения знаний и способов их использования; навыки познавательной деятельности, творческого решения теоретических и практических проблем, овладение которыми обеспечивает определенный уровень интеллектуального, социального и духовного развития учащихся.

За многотысячелетнюю историю своего развития человечество накопило огромный объем знаний. Вступающие в жизнь поколения должны овладеть им, в этом залог прогрессивного поступательного развития цивилизации. Но накопленных знаний так много, что нельзя даже и думать об их полном усвоении человеком. Поэтому и появляется проблема выбора и отбора самых важных, базовых знаний и умений.

Исторически сложилось так, что социальный опыт попадает в содержание дошкольного и  школьного обучения разделенным на отдельные части - предметы. Учебный предмет - это часть социального опыта (человеческой культу­ры), выделенная по определенным признакам, чаще всего принадлежности к определенному классу явлений. Учебные предме­ты стали специально сконструированной формой содержания, адаптирующей основы определенной науки к потребностям обучения.

В настоящее время мировая педагогика возвратилась к интеграции (объединению) учебных предметов вокруг общих стержневых идей.

Общими основами формирования содержания современного образования являются гуманитаризация, гуманизация, экологизация, дифференциация, интеграция, целенаправленное исполь­зование достояний мировой и национальной культуры, широкое применение новых информационных технологий, формирование творческой личности как условие и результат полноценного, многокомпонентного процесса обучения[2].

Гуманитаризация - это общая направленность содержания образования на приоритетное усвоение тех знаний, умений, которые необхо­димы всем людям и каждому человеку, независимо от того, кто он есть или кем хочет быть. Среди необходимых всем знаний называют родной язык, литературу, историю, краеведение.

Гуманизация содержания образования достигается макси­мальным использованием человекоформирующих возможностей не только гуманитарных, но и всех других предметов. Овладение гума­нистически направленным содержанием ведет к формированию гуманистического типа мышления, личностно сориентированного мировоззрения.

Приоритетная роль в гуманизации содержания принадлежит языковому и литературному образованию, эстетическому воспи­танию, человековедческим курсам, которые позволяют детям лучше познать себя и мир, овладеть навыками самоорганизации и саморегуляции поведения.

Под дифференциацией содержания образования понимается создание уже на уровне существующего лучших условий для эффективного обучения различных групп обучаемых. Как известно, у каждого человека своя цель овладения содержанием образования, у детей разные способности, возможности, жизненные планы. Содержание образования для каждого уровня нужно сделать дифференцированным, макси­мально приспособленным к возможностям и запросам учащихся.

Интеграция сопровождается процессами организации знания, цель которой - объединение областей знаний, унификация их, уплот­нение, свертывание информации. Интеграция может проявляться на различных уровнях: внутрипредметном - как упорядочение содержания отдельного учебного предмета вокруг основного ядра и межпредметном - на основе методов или общих принципов родственных предметов.

Красной нитью через все предметные области дошкольного и школьного об­разования проходит идея экологизации. Все содержание об­разования перестраивается под углом зрения экологического императива: человек - частичка природы, он или погибнет вместе с нею, или найдет дорогу дальнейшей общей эволюции. Сущест­венно, что экологический императив перерастает в моральный - гуманизацию общества, подъем его культуры, выдвижение на первый план этических, а не потребительских ценностей, духов­ное развитие человека.

Целенаправленное использование достояний мировой и националь­ной культуры, требует перестройки образования в пла­не культуросозидательного процесса, где цели обучения соединя­ются с целями воспитания патриота, гражданина великой страны.

Назовем принципы формирования содержания. Главными среди них являются следующие:

- научности, проявляющейся в соответствии изучаемых знаний последним достижениям научного, социального и культурного прогресса;

- последовательности, которая состоит в планировании со­держания, развивающегося по восходящей линии, где каждое новое знание опирается на предыдущее и вытекает из него;

- систематичности, предполагающей рассмотрение изучае­мых знаний и формируемых умений в системе всего содержания обучения;

- связи с жизнью как способа проверки дей­ственности изучаемых знаний и формируемых умений и как универсального средства подкрепления образования реальной практикой;

- соответствия возрастным возможностям и уровню подготов­ленности детей;

- доступности, определяемой структурой программ, способом изложения знаний, а также порядком введения и оптимальным количеством изучаемых научных понятий и терминов.

В программах обучения должны содержаться сведения, учи­тывающие общественные и индивидуальные потребности, отра­жающие основное современное содержание большой воспита­тельной и познавательной ценности.

Содержание учебного процесса как система может иметь раз­личную структуру изложения. Элементы струк­туры - это отдельные знания или их элементы, которые могут "сцепляться" между собой различным образом. Наиболее распространенными в настоящее время являются ли­нейная, концентрическая, спиральная и смешанная структуры изложения содержания.

При линейной структуре отдельные части учебного материа­ла образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время обучения, как правило, только один раз.

Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Один и тот же вопрос повторяется несколь­ко раз, причем его содержание постепенно расширяется, обога­щается новыми сведениями, связями и зависимостями. На пер­вых ступенях обучения даются элементарные представления, которые по мере накопления знаний и роста познавательных возможностей углубляются и расширяются.

Характерной особенностью спиральной структуры изложения является то, что учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В спиральной структуре нет перерывов, характер­ных для концентрической структуры, нет и одноразовости в получении знаний, которая отличает линейную структуру.

Смешанная структура является комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур. Она позво­ляет маневрировать при организации содержания, излагать от­дельные его части различными способами.

При выборе структуры организации содержания учитывают­ся цели обучения, требования к уровню обученности, характер и особенности получаемых знаний, а также, по возможности, особенности тех групп детей, которым будет адресовано раз­рабатываемое содержание.

Социальные, экономические и идеологические изменения, исходящие за пределами системы образования, не могут оставить без изменения систему образования и воспитания подрастающего поколения.

Дошкольные учреждения руководствовались в своей работе "Программой воспитания и обучения в детском саду", которая с 1962 по 1982 г. была переиздана 9 раз и являлась единым государ­ственным обязательным документом. В ней был определен объем представлений, знаний, умений и навыков, которые необходимо было воспитать у каждого ребенка. Работа по жестко регламенти­рованной программе неизбежно ограничивала возможности для пе­дагогического творчества, недостаточно учитывала индивидуаль­ные особенности детей, подавляла естественную любознательность ребенка, приводила к формализму.

Многие педагоги и ученые были обеспокоены реальным поло­жением дел в системе общественного дошкольного воспитания, хотя само наличие развитой системы являлось несомненным достоин­ством.

В 1989 г. Государственным комитетом по народному образова­нию СССР - центральным органом, направляющим и регламенти­рующим в тот период работу всех учреждений образования в стра­не, - была утверждена новая "Концепция дошкольного воспита­ния" (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.). Следует отметить, что впервые публично был дан серьезный анализ отри­цательных сторон современного состояния общественного дош­кольного воспитания в стране. В качестве главного недостатка ука­зывалось на использование учебно-дисциплинарной модели при организации педагогического процесса в детских садах. Отмеча­лось, что в основном дошкольное воспитание по существу своди­лось лишь к подготовке детей к школе, к оснащению их суммой конкретных знаний, умений, навыков, но при этом недостаточно учитывалась специфика развития детей дошкольного возраста, са­моценность этого периода жизни ребенка. Концепция наметила новые общие подходы к дошкольному воспитанию. Важные идеи концепции - гуманизация и деидеологизация дошкольного обра­зования, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: доб­ра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства.

Ключевые позиции обновления дошкольного учреждения состо­яли в следующем:

- охрана и укрепление здоровья детей (физического и психического);

- гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми;

- раскрепощение условий жизни детей и работы педагогов в до­школьном учреждении;

- обеспечение преемственности между всеми сферами социаль­ного становления ребенка;

- радикальные изменения характера подготовки педагогичес­ких кадров, условий финансирования дошкольного образования и перестройка системы управления.

 В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в этот период формируются представления ребенка об ок­ружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психи­ческое развитие. Важное значение имеет поддержка и всемерное развитие таких качеств личности, которые специфичны для до­школьников, так как в дальнейшем наверстать упущенное не толь­ко трудно, но порой и невозможно.

Позднее, в 1995г., постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено "Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении". В нем отмечалось, что до­школьное образовательное учреждение самостоятельно в выборе программы из комплекса вариативных программ, рекомендован­ных государственными органами управления образованием, внесении изменений в них, а также в разработке собственных (автор­ских) программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

В настоящее время опубликованы и распространены через раз­нообразные педагогические семинары всевозможные программы и руководства по воспитанию и обучению детей в дошкольном уч­реждении. Ряд программ - результат многолетней работы научных и научно-педагогических коллективов. Все эти программы пока­зывают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.

Реальной целью воспитания детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого счастливого ребенка.[3]

За основу содержания дошкольного обра­зования принимается отобранный и адаптированный учеными (педагогами, психоло­гами) - с учетом возрастных психофизиологичес­ких особенностей детей - общественно-исторический опыт человечества, включающий, по мне­нию отечественных ученых ИЛ. Лернера, М.Н. Скаткина, В.В. Краевского и др., четыре компонента: знания, навыки и умения, опыт творческой деятельности (базирующийся на знаниях, навы­ках и умениях, но не идентичный им) и опыт эмоционального отношения к миру.

Выделяют следующие составляющие содержания образования дошкольников: физическое воспитание, нравственное воспитание, умственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание.

Цель физического воспитания - сохранение и укрепление здоровья ребенка. В процессе физического воспитания решаются оздоровительные (охрана и укрепление здоровья, закаливание, развитие движений), воспитательные (формирование нравственно-физических навыков, формирование потребности в физическом совершенстве, воспитание культурно-гигиенических качеств), образовательные (формирование представлений о своем организме и здоровье, формирование навыков выполнения основных движений, формирование представлений о режиме) задачи.

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. Нравственное воспитание направлено на усвоение детьми определенных нравственных норм, культуры поведения и взаимоотношений, включает воспитание гуманности, коллективизма, воспитание начал гражданственности и патриотизма.

Умственное воспитание - планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности. Важнейшими задачами умственного воспитания детей являются сенсорное воспитание, развитие мыслительной деятельности, становление речи, воспитание любознательности и познавательных интересов, формирование системы знаний об окружающем мире.

Эстетическое воспитание способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Составляющей процесса эстетического развития является художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развитие способности к художественному творчеству.

Трудовое воспитание решает задачи постепенного развития у детей (с учетом возрастных особенностей) интереса к  труду, желания трудиться, воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

Несмотря на то, что каждый аспект воспитания имеет свою специфику, в процессе формирования целостной личности они тесно взаимосвязаны и оказывают существенное влияние друг на друга. Нравственное воспитание нельзя осуществить без решения задач эстетического, умственного и даже физического воспитания. Задачи умственного воспитания теряют свою значимость для личности, если они отделены от задач нравственного воспитания.

Таким образом, категория содержания образования отображает социальный опыт.  Суть содержания образования дошкольников составляет его многоаспектность, охватывающая и информацию из разных областей действительности, и  деятельность ребенка. Отбор содержания образования связан  с определением стандарта, необходимого и достаточного для полноценного и целостного развития детей.



[1] Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов. - М, 2001. - С.143.

 

[2] Т ам же, с. 145.

[3] Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 2000, с.90.

 

 

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров