Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Патриотическое воспитание в содержании образования дошкольников

 

Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народности. Так, КД. Ушинский отмечал, что "воспи­тание, если оно не хочет быть бессиль­ным, должно быть народным". Именно он ввел термин "народная педагогика", считая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытнос­ти и формирования патриотических чувств.

В.А. Сухомлинский утверждал, что детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и ве­личия.

 На современном этапе задача патриотического воспитания при­обретает особую остроту и актуальность.

Большой вклад в научное обоснование нравственно-патриотичес­кого воспитания дошкольников вне­сли  С.А. Козлова, Р.И. Жуковская, Н.В. Виноградова, Е.И. Радина и др.

Любовь к Родине, по мнению С.А. Козловой, включает заботу об интересах и исторических судьбах; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; уважение к истори­ческому прошлому Родины и унаследованным от него традици­ям; привязанность к месту жительства (городу, деревне, об­ласти, стране в целом)[1].

Сложное, многогранное чувство патриотизма под влиянием окружающей жизни и воспитания формируется постепенно. Аксиоматично сегодня звучит мысль о том, что все начинается с детства.

Патриотическое чувство по своей природе интегрально. Оно объединяет в единое целое все стороны развития личности: нравственное, трудовое, умственное, эстетическое, физическое[2]. Рассмотрим эту взаимосвязь более подробно, с учетом общих задач воспитания. Содержание патриотического воспитания органически включает разные аспекты воспитания, которые становятся неотъемлемой его частью. Нельзя говорить о воспита­нии любви к Родине без сообщения детям определенных знаний о ней. Отбор и систематизация таких знаний проводятся в соответствии с задачами дошкольного воспитания, а также с учетом возрастных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т. е. уровень умственного развития ребенка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием решения задачи воспитания патриотических чувств. Но в процессе воспитания, в процессе ознакомления с необходи­мым материалом создаются благоприятные условия для дальней­шего умственного развития детей: им предлагается анализи­ровать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружаю­щей жизни, о чем расскажет или прочтет воспитатель.

В процессе работы по патриотическому воспитанию решаются также задачи эстетического развития детей. Эмоционально вос­принимать окружающее помогают детям яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Искусство помогает детям воспринимать то, что они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни. Оно создает тот эмоциональный фон, на котором легче усваиваются знания. Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художест­венное творчество, через которое ребенок выражает свое от­ношение к миру.

Воспитание патриотизма связано и с решением задач физичес­кого воспитания. Будущие граждане страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми.

Патриотическое воспитание является также мотивом состав­ляющих его аспектов воспитания, целью их развития. Ведь высшей целью воспитания является воспитание всесторонне развитой личности. Патриотическое чувство интегрируется разными сторо­нами воспитания, следовательно, базой для его возникнове­ния служит определенный уровень всестороннего развития ре­бенка. Действительно, прежде чем возникнет потребность сопе­реживания, нужно развить это чувство. Восхищение просторами страны, красотой ее природных богатств возникнет, если на­учить ребенка видеть красоту природы в непосредственном ок­ружении. Формирование патриотического чувства связано с воспи­танием личностных качеств ребенка, которые возникают в до­школьном возрасте. Первым этапом патриоти­ческого воспитания следует считать накопление ребенком опыта усвоения разнообразных форм взаимодействия с окружающим миром, развитие нравственных и эстетических чувств, осознание (на доступном уровне) духовных ценностей общества.

Рано в мир ребенка приходит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него; от первого обобщенного восприятия окружающего ребенок переходит к конкретизации - у него появляются любимые уголки для игры, любимые деревья, тропинки в лесу. Лес становится своим, родным, тем, что запо­минается на долгие годы. Так природное окружение выступает в роли первого учителя, знакомящего ребенка с Родиной, дающего богатый материал для воспитания любви к ней.

В современных педагогических исследованиях ярко описывается так называемый этнокультурный подход к патриотическому воспитанию[3].

Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, Основные направления, и план действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2001-2005 годы определяют в качестве основной цели образования - духовно-нравственное воспитание личности. Эта цель реализуется решением многих задач, одной из основных выступает воспитания патриотов России; граждан правового демократического го­сударства, уважающих права и свободы личности, проявляющих нацио­нальную и религиозную терпимость; развитие культуры межэтнических отношений.

Для реализации поставленных задач все чаще используется потенциал этнокультурного подхода в образовании. Современное этнокультурное образование продолжает традиции на­циональной, народной педагогики, заложенные еще в XIX веке великими русскими педагогами К.Д. Ушинским, Н.И. Пироговым, К. Победоносце­вым и др.

Этнопедагогика - система воспитания, педагогика социальной среды, в которой происходит становление личности. Воспитание, будучи объек­тивным и закономерным жизненным явлением, в ходе которого соверша­ется освоение производственного и жизненного пространства человека, является неотъемлемой частью нашей жизни.

Современное образование, не учитывающее сущест­вующие этническое самосознание и своеобразие, не может быть полно­ценным. Г.Н. Волков, оценивая современную систему образования, гово­рит об ее этнопедагогизации[4].

В такой полиэтнической стране, как Россия, педагогика, являясь социальным феноменом, созидательно может функ­ционировать преимущественно только в качестве этнопедагогики. Этнопедагогика как подлинно человеческая педагогика выработала особую тех­нологию обучения, воспитания с учетом возраста, навыков и интересов человека.

Ведущий принцип реализации национального в поликультурном образовании - социокультурный контекст развития личности - предполагает максимальный учет конкретных национальных реалий и определение их места и значимости в интернациональном мире[5]. На основе данной целевой установки определяется образовательная стратегия, направленная на фор­мирование личности, способной к активной и эффективной жизнедеятель­ности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей разви­тым чувством понимания и уважения различных национальных культур. Данная образовательная стратегия определяет следующие образователь­ные задачи: глубокое и всестороннее овладение основами национальной культуры, что является непременным условием интеграции в другие куль­туры; формирование представлений о многообразии национальных куль­тур, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспе­чивающим условия для самореализации личности; приобщение к основам мировой культуры. При этом само понятие "национальная культура" при­обретает обширный, всеобъемлющий и многоаспектный смысл.

Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сфор­мировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятель­ность среди подрастающего поколения с позиций возрождения националь­ных устоев Наиболее эффективно эта задача решается, по нашему мнению, в рамках этнокуль­турного подхода.

Итак, воспитание любви к Ро­дине начинается с детства. Патриотическое чувство по своей природе интегрально. Оно объединяет в единое целое все стороны развития личности: нравственное, трудовое, умственное, эстетическое, физическое.

Формирование у дошкольников любви к своей Родине, своему краю заключается прежде всего в необходимой логической взаимосвязи разных сторон этого процесса, а также во взаимосвязи различных средств и методов воспитания.

Отметим, однако, что в педагогике все еще не решен до конца во­прос о содержании воспитания патриотизма применительно к де­тям дошкольного возраста, механизме и путях формирования его на разных возрастных этапах.



[1] Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. - М.: Педагогика, 1988. - С.78.

[2] Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. - М.: Педагогика, 1988. - С.79.

 

[3] См., например: Формирование единого образовательного пространства на основе этнокультурного подхода (из опыта работы). - Новокузнецк, ИПК, 2003.

[4] Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - С. 4.

[5] Формирование единого образовательного пространства на основе этнокультурного подхода (из опыта работы). - Новокузнецк, ИПК, 2003. - с. 3 - 4.

 

 

 

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров