Глобалтека
На главную |
Варианты сотрудничества |
Наши гарантии |
Как оплатить? |
Оставить отзыв |
Портфолио авторов |
ФОРУМ |
Заказ работы
Заказать |
Каталог тем |
Каталог ресурсов
Рефераты |
Книги |
Статьи |
Методический материал |
Самые новые

(Статьи)

(Методические материалы)

(Методические материалы)

(Методические материалы)

(Методические материалы)

(Методические материалы)

(Методические материалы)
Последние отзывы
Анализ содержания образования дошкольников в современных образовательных программах
Охарактеризуем содержание образования
дошкольников на основе анализа некоторых
программ и определим, в каких программах патриотическое воспитание и
социальное развитие детей рассматривается наиболее серьезно[1].
Подчеркнем, что все программы,
рассмотренные нами в этом параграфе, мы анализировали по следующим критериям:
общая характеристика программы, место патриотического воспитания в содержании
образования, цели патриотического воспитания.
Как мы уже отмечали, к середине 70-х
годов 20 века в нашей стране сложилась признанная во всем мире система общественного
дошкольного воспитания. Она была построена на научных основах, разработанных
учеными в области психологии, педагогики, физиологии, гигиены и других наук о
человеке, в том числе о ребенке, а также на историческом опыте воспитания
детей, как отечественном, так и зарубежном.
К концу 70-х - началу 80-х годов
коллективом ученых под руководством М.А. Васильевой была создана
"Программа воспитания и обучения в детском саду", вобравшая опыт
работы ученых и практиков по формированию личности ребенка с учетом его
возрастных, психолого-физиологических и индивидуальных особенностей. Она стала
обязательным (и единственным) документом для воспитателей. Прошла
многочисленные экспертизы в НИИ, в методических кабинетах министерств просвещения
республик Советского Союза и на кафедрах дошкольной педагогики ведущих вузов
страны.
В настоящее время авторский коллектив
поставил целью доработать "Программу воспитания и обучения в детском
саду", созданную в свое время для дошкольных учреждений РФ на основе
типовой, с учетом требований времени, с целью создания базового программного
документа, выверенного с разных точек зрения и доступного практике. Базовое
дошкольное воспитание и образование авторский коллектив рассматривает как
приобщение детей к основным компонентам человеческой культуры (знания,
искусство, мораль, труд). Формирование знаний, умений и навыков предусмотрено
в объеме, который позволит обеспечить ребенку всестороннее развитие. Программа
прежде всего нацелена на создание условий для усвоения творческого способа
получения любых знаний, развития индивидуальности, укрепления физического и
психического здоровья, эмоционального благополучия детей (с учетом их
возрастных возможностей при оптимальном сочетании индивидуальной и совместной
деятельности детей).
Особое внимание в программе уделено[2]:
• обучению как средству воспитания и
развития ребенка:
• личностно-ориентированному,
индивидуальному подходу к ребенку;
•развитию способностей - физических,
интеллектуальных, художественных;
• развитию любознательности как
основы познавательной активности;
• формированию разных видов
творчества - изобразительного, музыкального и др.;
• формированию нравственных начал
личности, трудовых умений, социального поведения;
• формированию начал национальной
культуры и основ мировой культуры.
Патриотическое воспитание
дошкольников в программе, созданной под руководством М.А. Васильевой,
рассматривается в рамках нравственного воспитания. Большое внимание уделяется
формированию любви к родному городу, к Родине. Эта задача реализуется в разделе
"Ребенок и окружающий его мир". Отметим, что в данной программе четко
обозначены все этапы ознакомления дошкольников с родным городом и страной.
Складывающиеся новые социальные
условия, как мы уже отмечали, послужили толчком к созданию т.н. вариативных
программ для дошкольных учреждений.
По программе "Радуга", составленной
под руководством Т.Н.Дороновой, работа по воспитанию и обучению детей от 3 до
6 лет в детском саду ведется с 1989 г. по заказу Минобразования России.
Перед воспитателями выдвигаются общие
задачи: создать ребенку возможность радостно и содержательно прожить эти годы;
обеспечить охрану и укрепление его здоровья (как физического. так и
психического); способствовать
всестороннему и своевременному психическому развитию; формировать активное и бережно уважительное
отношение к окружающему миру; приобщать к основным сферам человеческой культуры
(труду, знаниям, искусству, морали и др.).
В связи с этим решение
воспитательно-образовательных задач в первую очередь направлено на воспитание и
общее психическое развитие ребенка. При этом формирование знаний, умений и
навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств развития
ребенка.
Авторы программы назвали ее
"Радуга", образно сравнивая с настоящей радугой - семь важнейших
видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и
развитие ребенка. Каждому виду деятельности соответствует свой цвет радуги:
- физическая культура - красный цвет;
- игра - оранжевый цвет;
- изобразительная деятельность и
ручной труд (на основе знакомства с народным декоративно-прикладным
искусством) - желтый цвет;
- конструирование - зеленый цвет;
- занятие музыкальным и пластическим
искусством - голубой цвет;
- занятия по развитию речи и
ознакомлению с окружающим миром - синий цвет;
-
математика - фиолетовый цвет.
Как мы видим, синий цвет в программе
обозначает разделы "Ребенок и окружающий его мир". "Обучение
родному и иностранному языкам". С синим цветом символизируется все то, что
необходимо, как воздух, и окружает ребенка в быту и природе, что позволяет ему
установить связи между живым и неживым, познать самого себя. Эти разделы
ориентированы на социальное развитие дошкольников и патриотическое воспитание.
Отметим, что подробной разработки патриотическое воспитание в данной программе
не получило.
Идея программы "Детский сад - дом радости"
(авторы Н.М. Крылова, В.Т. Иванова) начала разрабатываться и внедряться около
25 лет тому назад. Авторы стремились на основе интеграции, комплексного подхода
преодолеть сложившуюся в практике межпредметную, междеятельностную
раздробленность и построить целостный педагогический процесс в каждой
возрастной группе.
Образование
дошкольника авторы программы рассматривают как овладение разнообразными
знаниями и способами познавательной деятельности. Ребенку открывается картина
мира со всеми его противоречиями. Преодоление преград, поиск путей решения, экспериментирование
обогащают развитие самосознания дошкольника. В период дошкольного детства
перечень видов деятельности, в которых ребенок может достичь уровня
самостоятельности, невелик. Особое внимание должно быть направлено на
обогащение и развитие игры, труда, познания и общения. Это означает, что каждая
минута жизни ребенка в "Детском саду - доме радости" должна
воспитывать индивидуальность.
Обучение строится как инновационное, интегрирующее эмоциональную,
познавательную и волевую стороны учебной деятельности. Содержание образования
определяется на основе "типовой программы" и предполагает усвоение
определенной системы знаний об окружающем, развитие познавательных психических
процессов.
Патриотическое
воспитание находит определенное место в разделе "Ребенок и окружающий
мир", но цели патриотического воспитания четко авторами программы не
обозначены.
В основу программы
"Развитие", как указывают
авторы (начиналось создание программы под руководством Л.А.Венгера, продолжалась
работа под руководством О.М. Дьяченко) взяты два теоретических положения.
Первое - это
теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода
от утилитарного понимания дошкольного детства к его гуманистическому
пониманию. Установка на "самоценность" подразумевает отсутствие
какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания ему чуждых его интересам
и склонностям видов деятельности и форм обучения. Жизнь ребенка может быть
полноценной при условии, если он чувствует себя не просто опекаемым, а
"созидателем", открывающим для себя что-то новое, приобщающимся к
миру взрослых. Согласно этой теории основной путь развития ребенка - это
амплификация развития, т. е. его обогащение, наполнение наиболее значимыми для
дошкольника формами и способами деятельности.
Второе - это
концепция Л.А.Венгера о развитии способностей, которые понимаются как
универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для
дошкольника образных средств решения задач. Основным при этом является построение
и использование образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре
формам отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений. В
процессе восприятия - это образы,
соответствующие сенсорным эталонам - общепринятым образцам внешних свойств
(формы, цвета, величины предметов, их положения в пространстве, высоты звуков,
фонематического строя речи и др.). В процессе наглядно-образного мышления и
воображения - это образы, соответствующие различным видам наглядных моделей
(схемам, чертежам, планам, графикам и т.п.).
В соответствии с
данными теоретическими положениями основными целями программы стали развитие
умственных и художественных способностей р Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук,
мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок. * поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!
Вход для партнеров
Самые популярные

(Статьи)

(Методические материалы)

(Книги)

(Рефераты)

(Методические материалы)
Последние новости
-
2011-10-15 11:07:21
Программа для просмотра формата fb2 -
2011-09-29 12:51:24
Навигация добавления закладок в социальные сети -
2011-08-18 11:26:03
Вплив вступу до СОТ на зміни інвестиційної привабливості (галузевий аналіз) -
2011-08-18 11:24:11
Ідентифікація інвестиційно привабливих галузей -
2011-08-10 07:56:04
Основания и процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела