Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Воспитание любви к родному городу - психолого - педагогическая проблема

 

В данном параграфе рассмотрим психологические и педагогические особенности процесса воспитания любви к родному городу у дошкольников.

Центральным звеном социализации - "процесса развития человека во взаи­модействии с окружающим миром" (А.В. Мудрик) - является гуманистичес­кое воспитание ребенка с опорой на об­щечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине[1]. Накапливаемый при этом опыт касается как познания и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из прин­ципов личностно-ориентированной дидактики - принципу синтеза ин­теллекта, эмоций и действия. В этой связи успешность развития дошкольни­ков при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружа­ющим миром эмоционально-практиче­ским путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойствен­ные дошкольному возрасту.

В нравственно-патриотическом воспитании дошкольников на краеведческом материале необходимо учитывать следующее[2].                    

• Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно "входить" в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей программы, решаемых на фоне краеведческого материала.

• Введение краеведческого материла в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого менее близкому - культурно-историческим фактам.

• Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активно приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг, закладывает предпосылки развития способности ребенка вставать в предметное отношение к собственной жизнедеятельности и является необходимым условием развития его субъектности.

• Развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.

• Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т.е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству города, охране природы и т.п.).

• Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Рождество, Пасха, День Города и др.), познакомиться с жителями города - носителями социокультурных традиций в области ремесел, песни, танца и т.п.

Отбор методов, прежде всего повышающих познава­тельную и эмоциональную активность дошкольников.

• Создание такой развивающей сре­ды в группе и ДОУ, которая способство­вала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музеи быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, му­зыка и др.), позволила бы "удовлетво­рить потребность в познании окружаю­щего мира, преобразовании его по за­конам добра и красоты" (Р.М. Чумичева).

• Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к городу должны передаваться детям.

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольни­ков с родным городом рекомендуется учитывать следующие принципы[3].

Принцип историзма. Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сво­дится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исто­рического сознания: они не могут пред­ставить историческую прямую време­ни, определить свое место на ней и про­следить удаленность тех или иных со­бытий.

Принцип гуманизации. Предпо­лагает умение педагога встать на пози­цию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на выс­шие общечеловеческие понятия - лю­бовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. За­ключается в создании оптимальных ус­ловий для самореализации каждого ре­бенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, осо­бенностей эмоциональной и познава­тельной сферы и др.

Принцип интегративности. Реа­лизуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, му­зеем и т.п.; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. Содержание краеведческого материала определяется с учетом преемственнос­ти с начальной школой; сочетания всех видов деятельности при знакомстве де­тей с историко-культурными особенно­стями города.

Интеграция в педагогическом про­цессе ныне рассматривается как фактор создания эмоционального благополу­чия ребенка в детском саду, как важней­шее условие его целостного развития, первых творческих проявлений и ста­новления индивидуальности. Ознаком­ление дошкольников с родным городом может стать тем стержнем, вокруг кото­рого интегрируются все виды детской деятельности.

Известно, что самым сложным в работе по знакомству с родным городом, особенно с его историей и достоприме­чательностями, является составление рассказов для дошкольников. Педагогу для этого необходимо сопровождать рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукци­ями, слайдами, схемами, рисунками и др.; обращаться к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизиро­вать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробо­вать о чем-то догадаться; не называть дат: они затрудняют восприятие материала; использовать доступную детям лек­сику, значение незнакомых слов объяснять; не употреб­лять специальной терминологии, не перегружать рассказ сложными грам­матическими конструкциями.

Каждый момент ознакомления школьников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку - труженику, защитнику города, достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города, к истории, культуре, природе наиболее эффективно могут быть решены, когда на занятиях устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решить следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников:

- формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настояще­му;

- развивать эмоционально-ценност­ное отношение к семье, дому, улице, краю, стране;

- воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе,  сопричастности к этому;         

- развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа);        

- формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.  

Эффективность нравственно-патриотического воспитания при ознакомлении с родным городом достигает­ся в случае, если педагогический про­цесс характеризуется целостностью на всех уровнях[4]:

- административно-управленчес­ком: построение системы краеведчес­кой работы в рамках реализации регио­нального компонента стандарта дошкольного образования;

- организационно-методическом: методическое сопровождение краеведческого образования (педсоветы, семи­нары, консультации и др.) осуществля­ется на основе диагностики затрудне­ний педагогов, опыта их работы, учета интересов;

- воспитательно-образовательном: деятельность педагога включает отбор краеведческого содержания в соответ­ствии с целями развития ребенка, его возрастными особенностями и интере­сами; обогащение развивающей среды материалами о родном городе (дидактические игры, пособия, предметы искусства, продукты детского творчества и др.); со­гласование тематики занятий по озна­комлению с родным городом с тематикой дру­гих занятий, с играми детей; создание условий для самостоятельной и совме­стной со взрослыми работы с краеведче­ским материалом (предоставление детям возможности проявить свое творчество; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; диагностику изменений в его развитии.

В чем же мы видим главную цель занятий? Пробудить у детей интерес к родно­му городу, сформировать чувство сопричастности  к его жизни и ответственности  за  его

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров