Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Насекомые как единица живой природы

 

К основным экологическим понятиям относятся следующие: живой организм; среда обитания; пищевые цепи; морфофункциональное приспособление организма к среде его обитания. Объясним эти понятия и покажем, как можно адаптировать эти достаточно сложные понятия к дошкольному возрасту на примере ознакомления детей с миром насекомых.

Дети окружены конкретными, отдельно взятыми живыми организмами. Комнатные растения и растительность на улице, домашние и декоративные животные, птицы и насекомые, обитающие повсеместно, могут быть представлены ребенку с экологических позиций - в их непосредственной связи со средой обитания. Особенно важным представляется понятие взаимосвязи живого организма со средой обитания. Оно обусловлено тем, что любой живой организм обладает потребностями, которые не могут быть удовлетворены его внутренними ресурсами. Потребности живого организма (живого существа, особи) удовлетворяются факторами внешней среды. Это прежде всего потребности в питательных веществах, воде, кислороде, которые посредством обмена веществ создают жизненную энергию и позволяют особи реализовать себя во всех сферах жизни.

Что представляет собой насекомое как живой организм? Насекомые - самый многочисленный класс типа членистоногих. От других членистоногих насекомых лучше всего отличать по числу ног - их всего 3 пары. У большинства взрослых насе­комых развиты крылья, которых нет у других членистоногих.

Мир насекомых огромен и многообра­зен. Каждое насекомое имеет научное назва­ние на латинском языке, состоящее из двух слов, обозначающих род и вид. Виды насекомых объединяются в роды, роды - в семейства, семейства - в отря­ды, которые и формируют класс насеко­мых.

Основной метод изучения насекомых - это наблюдение за ними в природе.

Опишем внешнее строение насекомых.

Тело насекомых делится на 3 отдела: голову, грудь и брюшко. Грудь и брюшко поделены на поперечные коль­ца - сегменты, соединенные мягкими пе­репонками.

На голове имеются глаза сложного строения. Органами обоняния и осязания служат усики, которые состоят из отдель­ных члеников. Форма усиков служит важным признаком при определении насекомых. Усики, состоящие из длинных тонких члеников, называются нитевидными; уси­ки с расширением на самом конце - булавовидными, с расширением в средней части - веретеновидными; усики с боко­выми выростами, отходящими с обеих сторон члеников, называются гребенчаты­ми; коленчатыми именуются усики с рез­ким изгибом; если на конце усиков имеют­ся широкие пластины, то они называются пластинчатыми.

Важное значение при определении на­секомых имеют ротовые органы. Твердую пищу насекомые размельчают двумя жва­лами, которые являются основной частью грызущего ротового аппарата. Насекомые, питающиеся жидкой пищей (сок, нектар цветков, кровь и т. д.), обычно не имеют жвал; их ротовой аппарат состоит из хо­ботка - игловидного, как у комаров, или толстого, как у мух, иногда очень длин­ного, скрученного, как у бабочек. Ротовые органы сверху и снизу прикрываются пластинками - верхней и нижней губой. Строение ротовых органов насекомых очень разнообразно. Иногда имеются одновременно и жвалы и хоботок, такой рото­вой аппарат называется грызуще-сосущим или грызуще-лижущим. Если насекомое перед сосанием прокалывает наружные покровы, то его игловидный ротовой аппарат называется колюще-сосущим. У некоторых насекомых ротовые органы недоразвиты.

Грудь состоит из трех сегментов - переднегруди, среднегруди и заднегруди. Верхнюю сторону грудных сегментов на­зывают переднеспинкой, среднеспинкой и заднеспинкой.

К грудным сегментам снизу прикреп­ляются ноги, которых у насеко­мых 3 пары. Основные части ноги назы­ваются бедром, голенью и лапкой. Лапка обычно состоит из нескольких члеников и заканчивается коготком. Ноги у большин­ства насекомых тонкие, бегательные или ходильные. Ноги других типов отли­чаются следующими признаками: прыгательные ноги длинные, с утолщенным бедром; плавательные - широкие, по­крытые рядами волосков; копательные - короткие, толстые, с зубцами по передне­му краю; хватательные - с усаженными шипами бедром и голенью.

К спинной стороне среднегруди и зад­негруди прикрепляются крылья. Их мо­жет быть 1 или 2 пары. Иногда крылья отсутствуют. Крыловая пластинка обычно тонкая, перепончатая, укрепленная сетью нитевидных утолщений - жилок. Перед­ние крылья у некоторых насекомых силь­но утолщены и превращены в надкрылья, служащие для защиты брюшка сверху. Задние крылья у таких насекомых в по­кое складываются и прикрываются перед­ними. На поверхности крыльев некоторых насекомых имеются волоски или чешуйки.

На конце тела часто имеются придатки в виде тонких хвостовых нитей, клешней и т. д. У самок нередко развит яйцеклад. У ос, пчел, шмелей и других перепонча­токрылых имеется жало, в спокойном со­стоянии втянутое внутрь брюшка.

Следующее важное понятие - морфофункциональное приспособление организма к среде его обитания - по существу является расшифровкой предыдущего: оно раскрывает механизм взаимосвязи живого существа со средой обитания, отвечает на вопрос, как происходит эта взаимосвязь. Внешние морфологические (относящиеся к строению) особенности растений и животных, в том числе и насекомых (о которых уже сказано в начале этого вопроса), доступны восприятию дошкольника, поэтому знание о приспособленности, продемонстрированное на конкретных примерах, может быть ему понятным. Внешние проявления функционирования (у насекомых - это поведение) также доступны наглядно-образному мышлению ребенка и интересны ему. Поведение насекомых целиком соответствует особенностям его строения, оно демонстрирует, что можно делать внешними органами (частями тела) в таких условиях.

Конкретизацией названного понятия является понятие среды обитания. Взрослый вполне может обсуждать с детьми, что необходимо для жизни насекомых, какими предметами и материалами они окружены, какими свойствами они обладают. Подавляющее большинство насекомых - обитатели суши; они дышат атмосферным воздухом, пользуются крыльями для передвижения, испытывают постоянную потребность в твердых субстратах - камнях, почве, растениях и тому подобной опоре. Больше всего насекомых в лиственных лесах, на полянах и опушках.

Важным также является понятие пищевых цепей. Это понятие обозначает пищевую взаимосвязь представителей экосистемы. Через такие цепи в каждом природном сообществе происходит биологический круговорот (энергии и вещества). 

Названные понятия выражают главную экологическую идею - любой живой организм через свои потребности и необходимость их удовлетворения связан со средой обитания посредством морфофункциональной приспособленности к определенным условиям жизни. Эта идея конкретно и образно может быть доведена до понимания дошкольника на примере ознакомления с миром насекомых, допустим, при знакомстве с бабочками (чешуекрылыми).

Бабочки - всем известные насекомые, которые привлекают внимание, так как многие виды имеют крупные размеры, яркую окраску и часто встречаются в природе. Дети хорошо знают этих насекомых, их можно наблюдать в природе, рассматривать на картинках. Представим фрагмент занятия с детьми, на котором воспитатель знакомит дошкольников с разными видами бабочек, их внешним видом, повадками, приспособленностью к среде обитания (маскировкой). Можно использовать картинки с изображением бабочек, схему развития капустной белянки, принести живую гусеницу.

Воспитатель. Каких бабочек вы знаете? Где их чаще всего можно встретить? Для чего они летают от одного цветка к другому? (ответы детей). Чтобы правильно ответить на последний вопрос, можно воспользоваться рассказом дедушки Зная.

"Бабочки не просто порхают: они заняты важной работой. Длинные хоботки нужны им для того, чтобы добывать сладкий нектар из цветов. Но и покрасоваться они, конечно, не забы­вают: то раскроют крылышки, то за­кроют... "Полюбуйтесь, какая я красот­ка!" Так порхает она от цветка к цветку, нарядная, как радуга, а сядет на дерево, на травинку, сложит крылышки - и нет ее! Слилась с корой или зеленью, замаскировалась. И знаете что еще? Есть не только дневные бабочки - некоторые их виды даже по ночам не спят, все работают".

А теперь подумаем вместе. Чем пи­таются бабочки? Как они собирают сладкий нектар? Как маскируются? От кого скрываются?

Потом воспитатель, спросив, как до­казать, что бабочка - насекомое, и выслушав ответы детей, предлагает им рассмотреть схему развития капустной белянки и составить по ней рассказ. Помочь детям найти правильное реше­ние поможет рассказ К. Ушинского "Капустная белянка".

"Мальчик поймал на огороде белень­кую бабочку и принес к отцу.

- Это капустница, - сказал отец, - если их разведется много, то пропадет наша капуста.

- Неужели эта бабочка такая жад­ная? - спрашивает мальчик.

- Не сама бабочка, а ее гусеница, - отвечает отец, - бабочка эта нанесет крохотных яичек, а из яичек выползут гусеницы. Гусеница очень прожорлива: она только и делает, что ест да растет. Когда она вырастет, то сделается кукол­кой. Куколка не ест, не пьет, лежит без движения, а потом вылетит из нее бабочка, такая же, как вот эта. Так превращается всякая бабочка из яичка в гусеницу, из гусеницы в куколку, из куколки в бабочку, а бабочка нанесет яичек и замрет где-нибудь на листике».

Воспитатель. А вот настоящая живая гусеница. Она превратится сначала в куколку, потом - в бабочку. И вы все это увидите сами. А теперь, используя те знания, которые вы получили из рассказа К. Ушинского, и опираясь на схему, расскажите о том, как появляются наши крылатые радуги - бабоч­ки. (Ответы детей.) Знаете, о какой бабочке идет речь в этом рассказе-за­гадке? "По крапивным зарослям порха­ет красавица. У нее темно-красные крылья, а на них золотые и черные узоры". Правильно, это крапивница, или шоколадница. Как вы думаете, почему ее так называют? А почему осенью бабочки исчезают? Почему у них крылья с внешней стороны яркие, а с внутренней - матовые? Для чего бабочке усики-антенны?

В конце занятия подвести итог: что же интересного мы узнали о бабочках?

Чтобы сформировать у детей представление о пищевых цепях, закрепить знания о связях и зависимостях между явлениями и объектами природы, можно провести следующую игру.

Оборудование. Несколько бечевок.

Игровое действие. Поиск органиче­ски связанных элементов экосистемы.

Игровое правило. Звеном цепочки с определенным названием становится ребенок, который первым правильно назвал объект природы.

Ход игры.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров