Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Пути и средства формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста о многообразии мира животных

 

 

Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объ­ектами природы, "живое" общение с природой и животными, на­блюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмыс­ление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное позна­ние природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача - расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом воспитании отводится созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) усло­виях, т.е. условиях, полностью соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функ­ционирования.

Экологическая среда в детском саду - это прежде всего конкрет­ные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно жи­вут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детско­го сада знали экологические особенности каждого объекта приро­ды - его потребности в тех или иных факторах внешней среды, ус­ловия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.

В дошкольном учреждении могут быть любые животные и рас­тения, если они отвечают следующим требованиям:

• безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопусти­мы ядовитые и колючие растения, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные);

• неприхотливы с точки, зрения содержания и ухода (в детском саду главное внимание уделяется ребенку, растения и животные -это "предметная" среда их жизни, которая помогает воспитывать).

В детском саду можно содержать, например, аквариум, оборудовать уголки природы, в которых содержатся птицы, черепахи, морские свинки.

Традиционными методами дошкольного экологического воспитания считаются наблюдение, беседа, игра, моделирование. Охарактеризуем кратко названные методы.

Сущность наблюдения заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное и др. Правильная организация наблюдений обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях. Например, эффективно организовать сезонные наблюдения дошкольников. Зимой, например, система наблюдений с детьми в природе должна быть направлена на выявление возможности природных объектов поддерживать жизненные процессы при неблагоприятных условиях внешней среды и сохранять жизнедеятельность организма при помощи разнообразных приспособлений. Весна благоприятна для наблюдений, связанных с выявле­нием условий, необходимых для жизнедеятельности живых организмов и наблюдением за изменениями организмов в связи с изменением условий жизни. Летние наблюдения направлены на выявление изменений, связанных с развитием живых организмов и необходимых для данного процесса усло­вий, а также на обнаружение многообразия живых организмов и экосистем в природе. Сезонные изменения, происходящие весной и осенью в природе дают прекрасную возможность проследить зависимость жизни живой приро­ды от условий внешней среды, морфолого-функциональную приспособлен­ность живых организмов к сезонным изменениям среды.

Беседа строится на вопросах воспитателя и ответах детей. Беседа помогает определить представление детей о мире природы, направить  внимание детей на определенные явления и объекты природы, построить диалог, в процессе которого дошкольники и воспитатель выступают равноправными собеседниками.

Большую помощь в познании дошкольниками окружающего мира может оказать моделирующая деятельность. Модель - это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью. Главной характеристикой модели является то, что она отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит   самые значимые стороны и признаки моделируемого объекта. С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшими из них являются календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.

Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, можно назвать игровой обучающей ситуацией. Ее характеризуют следующие моменты:

- она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

-оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;

-в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, взаимодействие персонажей и пр.;

-игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

-воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

 Можно выделить следующие виды игр: игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами, игровые обучающие ситуации с литературными персонажами, игровые обучающие ситуации типа путешествий и др.

На наш взгляд, наиболее эффективными методами в процессе формирования представлений о многообразии мира животных, в том числе насекомых, являются наблюдение, беседа, игра. Конкретное использование этих методов мы продемонстрировали в описанных во втором вопросе ситуациях занятий, а также в прилагаемом к контрольной работе конспекте занятия.

 

 

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров