Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Понятие и классификация субъектов исполнительного производства

 

В деятельности по осуществлению принудительного исполнения принимают участие многие субъекты, обладающие различными по своему характеру и объему правами и обязанностями. Как с теоретической, так и с практической точки зрения имеет большое значение правильное определение правового положения каждого из субъектов исполнительного производства. Каковы же субъекты исполнительного производства, каковы их взаимосвязи в процессе принудительного исполнения?

Как уже отмечалось, основным и обязательным субъектом правоотношений в исполнительном производстве является судебный пристав-исполнитель, подчиненный органам исполнительной власти, названный в действующем законодательстве непосредственным и единственным органом принудительного исполнения судебных и других актов (ст. 3, 5 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Закрепление в Федеральном законе данного положения и, следовательно, концепции исключительного права государственных органов на производство принудительного исполнения представляется нам неслучайным.

В заключении Совета Федерации Федерального Собрания РФ по результатам парламентских слушаний «О состоянии борьбы с преступностью и об укреплении правопорядка в РФ в современных условиях» отмечалось, что при «неэффективности системы судебного исполнения стали неединичными случаи решения возникающих проблем, в частности, понуждения к выполнению обязательств, с помощью криминальных «разборок»[1]. Многочисленные публикации в юридической и публицистической литературе дают основание утверждать, что криминализация принудительного исполнения в российском обществе получила большую степень распространения, когда многие организованные преступные группы «выбивание» долгов из должников сделали своим постоянным бизнесом и способом извлечения немалых доходов, получая за такие «услуги» вознаграждение в сумме 50% от суммы долга[2]. Характеризуя данный вид преступной деятельности, Ю.Н. Адашкевич верно замечает: «...важной особенностью этого бизнеса является то, что он относится к тому роду подпольного предпринимательства, которое ориентировано на удовлетворение совершенно нормальных, но официально неудовлетворяемых потребностей. В отличие от рэкета, проституции, наркобизнеса и других сфер получения сверхдоходов, типичных для организованной преступности дальнего зарубежья, истребование долгов в виде промысла является спецификой России, а равно иных стран бывшего СССР, которые, как и она, осуществляют переход от экономики административно-командной к экономике свободного рынка и при этом имеют слабую судебную систему»[3].

Таким образом, в настоящее время исключительное право государственных органов осуществлять принудительное исполнение судебных и других актов, на наш взгляд, совершенно оправдано, а приватизация данного вида деятельности нецелесообразна и даже губительна для всей системы принудительного исполнения в целом. Подобная приватизация отбросит становление в нашей стране правового государства. В этой связи уместно привести меткое высказывание П. Стучки о том, что «переход взыскания к государству был результатом упорной и длительной борьбы, ибо вопрос о том, «кто взыскивает», связан с вопросом «что взыскивать и как взыскивать», вопрос об органах взыскания связан с вопросом о предмете и способах взыскания»[4].

Помимо представителя государственной власти - судебного пристава-исполнителя - в исполнительном производстве участвуют такие основные субъекты, как взыскатель и должник.

В юридической литературе взыскатель определяется как лицо, в пользу и в интересах которого выдан исполнительный документ, а должник - как лицо, обязанное по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от их совершения[5]. Понятие взыскателя и должника впервые определено и в законе, регулирующем исполнительное производство. В Федеральный закон «Об исполнительном производстве» введена глава II «Лица, участвующие в исполнительном производстве», в которой даны определения взыскателя и должника (ст. 29), установлены их права и обязанности (ст. 31), решен вопрос о возможности соучастия в исполнительном производстве и о правах соучастников (ст. 29), о возможности представительства сторон и полномочиях представителей (ст. 33 - 37), закреплены нормы, регламентирующие особенности участия в исполнительном производстве несовершеннолетних (ст. 30) и правопреемника в случае выбытия в процессе исполнения исполнительного документа одной из сторон (ст. 32).

Определяя понятие сторон в исполнительном производстве, надо иметь в виду, что взыскатель и должник не тождественны истцу и ответчику в гражданских процессуальных правоотношениях. Истец становится взыскателем, а ответчик - должником только при удовлетворении судом требований истца. В противном случае при наличии у ответчика судебных расходов или удовлетворении судом его встречных требований к истцу, стороны в исполнительном производстве меняют свои правомочия: взыскателем становится ответчик, а должником - истец. Кроме того, нельзя поставить знак равенства между взыскателем и должником или истцом и ответчиком на том основании, что в исполнительном производстве могут быть взыскателем и должником не только лица, участвующие в гражданском процессе, но многие другие лица, в отношении которых согласно закону судебный пристав-исполнитель осуществляет принудительное исполнение различных исполнительных документов (ст. 7 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Иными словами, понятие «взыскатель» значительно шире понятия «истец», а понятие «должник» шире понятия «ответчик».

Выделяя основных участников исполнительного производства, хочется обратить внимание на банки и иные кредитные организации. Согласно действующему законодательству роль банков и иных кредитных организаций определена таким образом, что они в случаях, предусмотренных федеральным законом, исполняют требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств, т.е. являются субъектами исполнительного производства. Иными словами, банки и иные кредитные организации становятся органами, исполняющими исполнительные документы при наличии двух условий: 1) если это предусмотрено федеральным законом; 2) если подлежат исполнению требования о взыскании денежных средств. Однако при этом законодатель делает четкую оговорку о том, что банки и иные кредитные организации не являются органами принудительного исполнения (ст. 5 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Закрепление этого важного правила в Законе позволяет лучше понять правовое положение банков и иных кредитных организаций и согласиться с мнением, что они в исполнительном производстве выполняют поручение органа государственной власти. Банки и другие кредитные организации имеют определенные денежные обязательства по отношению к должнику (вытекающие из договора банковского счета или банковского вклада), поэтому предъявление банку или иной кредитной организации исполнительного документа достаточно для того, чтобы они исполнили юрисдикционный акт в части денежного взыскания.

В Законе предусмотрена ответственность банков и иных кредитных организаций в случае невыполнения ими своих обязательств (ст. 6 ФЗ «Об исполнительном производстве»). В данном случае норма Закона носит отсылочный характер, и штрафные санкции, применяемые к банкам и иным кредитным организациям за неисполнение ими своих обязанностей по списанию на основании исполнительного документа денежных средств со счетов должника или несообщение в трехдневный срок о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, налагаются на основании АПК и некоторых других правовых актов.

Важными участниками исполнительного производства, наряду с вышеперечисленными, являются суд и судья, на которых возложено решение некоторых вопросов в процессе осуществления принудительного исполнения (ст. 16 - 18, 24, 48 и другие статьи ФЗ «Об исполнительном производстве»). Хотя согласно действующему законодательству судебные приставы-исполнители выведены из-под юрисдикции суда и не входят в судебную систему, это не должно привести к исключению исполнительного производства из сферы правосудия, поскольку до исполнения решения цели гражданского судопроизводства не будут достигнуты.

Исполнительное производство должно оставаться составной частью гражданского судопроизводства, осуществляться под процессуальным контролем суда, который определяет правомерность действий судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительных документов. На наш взгляд, вопросы исполнительного производства должны быть урегулированы, помимо федеральных законов, и гражданским процессуальным законодательством путем включения в новый гражданский процессуальный кодекс главы, посвященной исполнительному производству, как, например, раздел 4 «Исполнение судебных актов» Арбитражного процессуального кодекса РФ. Это позволит дополнить, развить и конкретизировать положения федеральных законов об исполнительном производстве.

Помимо судебного органа в исполнительном производстве участвует еще один субъект, выступающий от имени государства, - это прокурор, который согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляет надзорные функции. Прокурор также может непосредственно участвовать в исполнительном производстве, когда в определенных законом случаях в целях охраны государственных или общественных интересов он является инициатором возбуждения исполнительного производства.

В некоторых случаях субъектами исполнительного производства могут быть представители государственных органов и органов местного самоуправления, в пределах своей компетенции содействующих более быстрому и правильному исполнению исполнительных документов. Так, принудительное исполнение судебных решений об отобрании ребенка и передаче его другому лицу, согласно ст. 79 Семейного кодекса РФ, производится судебным приставом-исполнителем с обязательным участием органов опеки и попечительства.

Нетрудно заметить, что до сих пор мы упоминали только основных субъектов исполнительного производства. Однако в исполнительном производстве могут участвовать лица, содействующие судебному приставу-исполнителю быстро и эффективно исполнить исполнительный документ, выполняя по отношению к нему как бы вспомогательные функции. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» определяет круг лиц, содействующих исполнению. К ним относятся переводчики, приглашаемые в случае невладения сторонами языком, на котором ведется исполнительное производство (ст. 38); понятые, присутствующие при совершени

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров