Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Развернутая речь с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития

 

У детей, достигших данного уровня, оказываются в значительной степени сглаженными проявления, свойственные тяжелым степеням несформировавшейся речи.

Довольно обширный словарный запас, наличие правильно построенных предложений, меньшее разнообразие фонетических дефектов делают устную речь этих детей более полноценной. У таких детей уже нет заметных, грубо выраженных лексико-грамматических и фонетических затруднений. У них выявляются лишь более тонкие признаки еще несформировавшейся речи.

На данном уровне дети обладают уже развернутой повествовательной речью. Они умеют последовательно передать содержание рассказа, пользуясь при этом нужными оборотами речи. Однако в целом такую речь еще нельзя назвать полностью сформированной. Об этом свидетельствуют довольно частые примеры неточного употребления слов («положила похлебку» вместо налила похлебку, «длинный кувшин» вместо высокий кувшин и т. д.), аграмматичное построение многих фраз: опускание предлогов, неправильное согласование в роде, числе («мухи кусал», «закила голову», «пасенса», «журавль присла», «лиса облизывал», «посадили клетку», «по все тарелку» и т. д.).

Как отмечалось, дети, достигшие третьего уровня развития речи, оказываются способными к усвоению грамоты и нередко обладают довольно развернутым письмом. Однако это письмо значительно отклоняется от норм. [20]

Особый интерес представляют ошибки употребления служебных категорий в предложениях.

Недостаточное понимание значений предлогов находит свое отражение в ошибках пропусков предлогов, которые, еще довольно часто встречаются в письме детей на третьем уровне развития речи.

Имеющие место пропуски предлогов в устной речи детей оказываются малозаметными в речевом потоке, но на письме эта погрешность выражена яснее. Предлог вместе с последующим существительным в сознании детей образует нерасчлененное единство, которое служит для обозначения конкретной ситуации: в саду, в лесу, на столе и т. д. Обобщенное самостоятельное лексическое значение предлогов в, на, и др. еще не полностью сформировались у детей на данном уровне.

Поэтому, правомерно рассматривать приведенные ошибки как проявление аграмматизма на письме.

К проявлению аграмматизма на письме следует также отнести ошибки падежных согласований, а также согласований в роде, числе и т. д.

Ошибки падежных окончаний выражаются в неправильном пользовании морфологическими изменениями в разных случаях. Так, в именах существительных дети путают падежные окончания: «из речке» - из речки, «убирают капуста» - убирают капусту, «выручай товарищу» - выручай товарища, «нос сделали из морков» - нос сделали из моркови, «глаза из угольки» - глаза из угольков, «на лужайку растут два белых грибов» - на лужайке растут два белых гриба.

Ошибки употребления числа имен существительных также оказываются довольно характерными. Вместо единственного числа на письме часто встречаются употребления множественного и наоборот («пишет девочки», «деревья стоит»). Согласование имен прилагательных с существительными также представляет большую трудность. Наблюдаются ошибки то в роде, то в падеже, то в числе («белая зайка», «большое стог», «небо стало серая»).

Также характерны ошибки в роде и числе: «в вазе было цветы» - в вазе были цветы; «яблони цветет»; «убирают капуста».

Усвоение грамматической формы не может протекать полноценно при не достаточном овладении звуковым составом слов, в том числе их окончаний и других фонетических (морфологических) средств выражения грамматических значений. На этой стадии аграмматизм в устной речи уже мало заметен. К тому же, устное общение осуществляется не обязательно с очень точным и строгим соблюдением всех законов построения речи, практически в ситуации устного общения скрадываются шероховатости грамматического построения за счет поясняющих жестов, интонации, предикативности речи.

В письме же становятся заметными все погрешности пользования грамматическими формами.

В письменных работах детей на данном уровне часто встречаются ошибки падежных окончаний.

  Например, «у Боре» - у Бори, «на улици» - на улице, «на дороги» - на дороге, «в печки» - в печке, «из речке» - из речки, « в клетки» - в клетке…

Аналогичное явление происходит с суффиксами, например: «гусиниц» - гусениц, «цвиточки» - цветочки,  «тумбичка» - тумбочка, «солничный» - солнечный, «листочик» - листочек, «лисенка» лисонька, «солнушко» - солнышко.

Распространенность этих ошибок у детей с недоразвитием речи значительно больше, чем у детей с нормальной речью.

Неправильно было бы думать, что дети с нормальной речью делают меньше ошибок только в силу лучшего умения пользоваться орфографическими правилами, касающимися правописания безударных гласных в суффиксах и окончаниях. Отнюдь нет. Грамотное написание, очевидно, определяется не только знанием правила. Они подготавливаются еще задолго до его прохождения опытом устного общения и общениями, возникающими в этом опыте.

В практике устного общения ребенок множество раз слышит и сам употребляет те же формы в слоге, стоящем под ударением. Это дает ему возможность произвести определенные языковые обобщения, касающиеся звукового состава окончаний, соответствующих определенным грамматическим значениям.

Так, например многократное употребление словосочетаний на стене, на ковре, на столе позволяет уловить общую закономерность этих окончаний, которая в норме переносится ребенком на те случаи, когда в окончании гласный не стоит под ударением.

Иное у детей с недоразвитой речью. Их опыт речевого общения слишком беден, а нечеткое различение многих фонем (в том числе гласных) еще более затрудняет образование тех обобщений, которые подготавливают ребенка к грамотному письму. Дети с недоразвитием речи нуждаются в специальных занятиях, которые знакомили бы их с звуковым и морфологическим составом слова и подготавливали их к усвоению орфографического навыка. 

 

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров