Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (3)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (4)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (4)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (10)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (11)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (12)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (13)
(Статьи)


Заказ научной авторской работы

Представления старшеклассников о будущей профессии

 

Проблема профессионального самоопределения, представлений освоем профессиональном «Я» тех, кто завтра выйдет на рынок труда и будет производительнойсилой общества, является чрезвычайно актуальной.

Процесс окончательного принятия решения о выборе профессиии профессионального учебного заведения, рода работы осуществляется в выпускныхклассах общеобразовательной школы. Большинство ученых-исследователей,занимающихся изучением факторов, влияющих на этот выбор, выделяют 8 факторов:

1.    Позиция членов семьи. Часто семья являетсядоминирующим фактором при выборе той или иной специальности. Семья можетотноситься уважительно или неуважительно к выбору специальности и учебногозаведения [34, с.158]. Методы влияния семьи на выбор могут быть самыми разными:от мягких (совет) до жестких (строгое указание с угрозами).

2.    Учебные заведения, представленные на территории проживания. Часто в небольших городах и тем более в сельской местности нетдостаточного спектра учебных заведений, а следовательно, и спектра техспециальностей, которые могли бы получать молодые люди. В такой ситуацииродители выпускника должны решить вопрос о том, чтобы отправить его на обучениев то место, где выбор специальностей широк, либо сделать выбор из имеющихсяальтернатив.

3.    Позиция друзей. Иногда выбор учебногозаведения или специальности осуществляется «за компанию».

4.    Престиж. Часто выпускники школ стремятсяовладевать теми специальностями, которые являются модными [15, с. 99]. Но невсегда в них есть потребность на рынке труда той территории, на которойпроживает человек.

5.    Позиция учителей и школьных педагогов.Педагоги могут увидеть задатки и склонности школьника, но, к сожалению, не всегдаими даются профессиональные рекомендации [36, с. 115].

6.    Информированность. Наличие достаточногоколичества доступной для выпускников школ информации о структуре рынка трудатой или иной территории, где планирует в дальнейшем работать выпускник школы (оченьважна прогнозная информация о том, какова будет структура рынка труда на моментокончания учебного заведения).

7.    Личные профессиональные планы. Совокупностьпредставлений самого выпускника школы о том, чем же он хочет заниматься вдальнейшем.

8.    Способности, склонности. Наличие особыхзадатков и особенностей личности, которые помогают ей в той или инойдеятельности, способствуют наиболее эффективно справляться с поставленнымизадачами, порождает особый интерес к деятельности.

Как правило, перечисленные факторы влияют на выбор будущейспециальности примерно в той последовательности, в которой они перечислены [15,с.102]. То есть чем выше расположен фактор, тем большую силу он имеет.

Таким образом, личные профессиональные планы выпускникашколы, его способности и склонности часто не учитываются при выбореспециальности. Наибольшее влияние имеют мнение родственников, позиция друзей,товарищей, наличие того или иного учебного заведения в населенном пункте. Каквидим, об осознанном выборе говорить не приходится. Способности, склонности иличностные профессиональные планы стоят в этом списке на последних местах. Напервых местах стоят мнение окружающих и вынужденная необходимость (отсутствиеучебного заведения или необходимой специальности). Вывод очевиден – осознанныйвыбор специальности и учебного заведения способны сделать единицы.

Однако выбор профессии не может основываться только наспособностях человека. Профессиональное самоопределение является частьюличностного самоопределения, человек выбирает те профессии, которые отвечаютсложившимся у него представлениям о самом себе, те, в которых он можетсамоутвердиться.

Поэтому следует отметить еще одну проблему осознанноговыбора будущей профессии на современном этапе, обусловленнуюсоциально-экономическими переменами в нашей стране. Развитая рыночная экономикабазируется на продуктивном типе личности, нацеленном на созидание себя, а такжедуховных и материальных ценностей. Из плановой же экономики «вышел»непродуктивный тип, живущий ожиданиями льгот и материальных благ, не связанныхс результатами его собственного труда.

В результате в установке современной молодежи «через высшееобразование к высокооплачиваемой работе» прослеживается отсутствие илиигнорирование продуктивных установок, нацеленных на рост и развитие своегопотенциала: диплом по «престижной» специальности рассматривается каквозможность повысить конкурентоспособность на рынке труда и «допуск» к работе свысокой зарплатой. Этот факт подтверждают результаты исследования мотивоввыбора профессии у российских и немецких студентов экономическихспециальностей, проведенного П. И. Дыниным (2001 г.) [5, с.162]. Унемецких студентов превалирует стремление стать личностью, а не иметь высокиедоходы. Это отражается в высоком рейтинге таких мотивов, как стремление кинтересной деятельности, возможность действовать самостоятельно, возможностьделать нечто разумное.

Для российских студентов ведущим мотивом являетсявозможность получения высокого дохода. Сравнивая результаты опроса 2001 года срезультатами 1998 года, П.И. Дынин отмечает тенденцию неуклонного падениярейтинга ценностей развития и самореализации в системе ценностей трудароссийской молодежи.

Из вышеизложенного следует, что у большинства молодых людейвыбор профессии основывается на существующих в обществе стереотипах, что мешаетнайти себя в мире профессий и создает психологические трудности. Перваятрудность: расхождение понятий «работа» и «профессия». Вторая трудность:расхождение между оплачиваемостью работы и собственными интересами.

Специфика трудностей, связанных с профессиональнымсамоопределением, получением образования и дальнейшим трудоустройством молодыхлюдей в современных условиях, требует поиска новых форм работы по решению этихтрудностей.

Главной целью консультационного сопровождения профессиональногосамоопределения молодежи в условиях рыночной экономики является, на наш взгляд,осознание молодыми людьми своей автономности и принятие ими ответственности засвою образовательную траекторию и карьерный рост. Автономная личность имеет представлениео своих способностях и интересах, достоинствах и недостатках, о возможныхобъективных препятствиях и путях их преодоления. В общем, ее отличают активнаяжизненная позиция и установка на достижение успеха.

Основой выбора профессии сегодня являются представленияличности о будущем, которые выводят ее за рамки наличной ситуации и являютсяпрограммой ее развития. Автономная личность ориентируется в мире профессий:осознает смысл профессиональной деятельности, знает требования профессий иперспективы их развития, способна согласовать профессиональную деятельность сдругими важными жизненными контекстами (семейная жизнь, хобби и т. д.)

Поведение автономной личности на рынке труда предполагаетобщую ориентировку в социально-экономической ситуации, знание вакансий, а такженаличие навыков поиска работы, составления резюме, прохождения собеседования ит. д. Личность, которая не готова удовлетворять требованиям реальности,оказывается невостребованной. Относительный баланс между спросом и предложениемрабочей силы может быть достигнут при наличии профессиональной компетентности.Таким образом, вектор профориентационной работы должен быть смещен с позиции«Кем быть?» на позицию «Каким стать?» [9, с.68].

Итак, помимо собственногосоциального опыта личности, установка может быть продуктом стихийной илицеленаправленной коммуникации, особенно тех видов массовой коммуникации,которые предполагают высокую степень сопереживания происходящим событиям.

Профессиональные установки выражают собой личностнуюактивность субъекта деятельности и относятся к смысловым установкам,возникающим в ходе общего и профессионального развития.

Для эффективного профессионального выборанеобходимы: дифференцированность Я-концепции субъекта профессиональногоразвития, доверие к себе; рациональность решения жизненных задач; достижениеавтономии; ориентация на будущее; сформированность профессиональных интересов иобщих трудовых навыков; некоторый опыт практической работы. На основе описаниязрелых профессиональных установок конструируются средства диагностики ихиндивидуально-специфических проявлений.

Таким образом, личные профессиональные планы выпускникашколы, его способности и склонности часто не учитываются при выбореспециальности. Наибольшее влияние имеют мнение родственников, позиция друзей,товарищей, наличие того или иного учебного заведения в населенном пункте.Осознанный выбор специальности и учебного заведения способны сделать единицы.

Однако, личные профессиональные планы выпускника школы, егоспособности и склонности часто не учитываются при выборе специальности. Убольшинства молодых людей выбор профессии основывается на существующих вобществе стереотипах, что мешает найти себя в мире профессий и создаетпсихологические трудности.

1.2. Особенности формировании ценностных ориентаций старшеклассников.

Старшийшкольный возраст характеризуется активным формированием так называемого чувствавзрослости, которое является показателем определенногоуровня самосознания и играет важную роль в формировании ценностных ориентацийстаршеклассников.

Выбор профессии молодым человекомпринадлежит к категории так называемых разовых решений, поэтому ошибки,совершаемые учениками в профессиональном самоопределении, дорого обходятся какобществу, так и самим молодым людям.

Поэтому столь велика роль педагога,родителей в формировании и коррекции профессиональных планов молодежи,  впоиске наиболее оптимальных путей воздействия на молодых людей в процессепрофессионального становления. Чрезвычайно важно для учителя, семьи, в которойвоспитывается ребенок, иметь представление о тех сложныхсоциально-психологических процессах, которые обусловливают выбор той или инойпрофессии, способствуют удовлетворенности профессией на последующих этапахсоциально-профессионального самоопределения.

Многочисленные исследования, проведенныесоциологами, психологами, педагогами, показывают, что огромную роль вформировании жизненных планов молодежи, в реальном выборе профессии играютценностные ориентации старшеклассников.

Сам процесс формирования ценностных ориентаций молодежи представляет собой сложныйсоциально-психологический феномен, на который оказывают влияние и межличностныеотношения подростка со сверстниками, и семья, и школьный учитель, тренер,руководитель кружка. Наряду с другими факторами (семейные традиции, характерэмоционального контакта взрослых членов семьи с ребенком и пр.) уровеньобразования и квалификации родителей оказывает существенное воздействие навыбор профессии старшеклассником.

 Системаценностных ориентаций, как психологическая характеристика зрелой личности иодно из центральных личностных образований, выражает содержательное отношениечеловека к социальной действительности. Именно в этом качестве системаценностных ориентаций определяет мотивацию поведения человека, оказываетсущественное влияние на все стороны его деятельности. Ценностные ориентациихарактеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности поудовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ееповедения.

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационнуюструктуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку наборценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует”именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляетсяособенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когдаотмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многиеценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, впостулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия.

В научной литературе существует множестворазличных определений понятия “ценность”. Их настолько много, что по мнению М.Раттера,«желание разных авторов навести концептуальный порядок в области изучения ценностейявилось, похоже, единственной точкой согласия для них» [39, с.95]. В нашемтеоретическом обзоре мы попытаемся рассмотреть и сопоставить позиции различныхавторов, касающихся проблемы ценностей, наиболее подробно остановившись навопросах ценностных представлений подростков.

Большинство авторов выделяют две важнейшиехарактеристики ценности: значимость (Тугаринов В.П., Архангельский Л.М., ФроловИ.Т., Щепаньский Я.., Наумова Н.Ф.) и вторичный, производный от человеческогобытия характер (Фролович Л.Н., Архангельский Л.М., Здравомыслов А.Г., ЯдовВ.А., Рубинштейн С.Л.).

Кроме того, можно выделить особенностиисследование ценностей в рамках различных наук. Так для философскогоисследования характерны: глобальность, а также рассмотрение ценностей в различныхконтекстах: историческом, культурном; в то время как для социального и особенносоциально-психологического исследования характерным можно назвать: стремлениестрого развести понятия “ценность”, “потребность”, “цель”, “норма”, “ценностныеориентации” и т.п., попытки классификации ценностей по различным основаниям(Косова Л.Б., Попова И.М., Лапин Н.И., Рокич М., Шварц Ш.), выделение структурыценностей личности [34, с.103].

Формирование личностной ценностной структурыиндивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредствомкоторого человек становится полноправным членом общества во всей полнотесоциальных взаимоотношений.

Система личностных ценностей складывается впроцессе деятельностного распредмечивания индивидами содержания общественныхценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры.Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, ониотражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важнымфактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения индивида.

Ядов В.А. разработал диспозиционную концепциюрегуляции социального поведения индивида. Основная идея этой концепциизаключается в том, что человек обладает сложной системой различныхдиспозиционных образований, организованных иерархически, которые регулируют егоповедение и деятельность. Каждый уровень этой системы включает три компонента:потребность, классифицированную с точки зрения включенности индивида вразличные сферы социальной деятельности; ситуацию, в которых действует индивиди которые “встречаются” с определенными потребностями; и диспозиционноеобразование, регулирующее поведение и деятельность индивида. Система ценностныхориентаций индивида формируется на высшем уровне развития личности и регулируетповедение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальнойактивности, в которых выражается отношение личности к целям жизнедеятельности ик средствам удовлетворения этих целей.

Многие исследователи придавали большое значениесформированности у индивида системы его ценностных ориентаций. Так, например,Колберг Л., занимаясь развитием индивида, исследовал стадии морального развитияличности и связывал их со стадиями умственного развития по Пиаже [8, с.116].

Якобсон П.М., выделяя психологические аспектысозревания личности и исследуя критерии ее социальной зрелости, отмечал важнуюроль динамических сдвигов в ядре личности, связанных с открытием и усвоениемценностей, норм, требований и правил общества [64, с. 106].

Наиболее интересные с точки зрения формированиясистемы ценностных ориентаций личности старший подростковый и переходный кюношескому возрасту. Особое значение его для формирования ценностной структурыопределяется характерной для этого периода специфической ситуацией развития.

В подростковом возрасте начинает формироватьсяустойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностныхориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного иконкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросумировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственнымпсихологическим переживаниям и переживаниям других людей. Чаще всего периодперехода от подросткового к юношескому возрасту приходится на старшие классышколы и поэтому переход от детства к взрослости и связанная с ним необходимостьсамоопределения и выбора жизненного пути после окончания школы осложняется тем,что для старшеклассников остается актуальным проблема формирования самосознания(центрального новообразования подросткового возраста).

Важнейшими детерминантами процесса формированияличности старшеклассника, регулирующими процесс включения его в социум исодержание системы его ценностных ориентаций, являются потребность в общении ипотребность в обособлении.

Общение в этот период приобретает рядспецифических черт: расширение круга контактных групп, в которые включаетсястаршеклассник, и в тоже время, большая избирательность в общении, котораяпроявляется в частности, в четкой дифференциации групп общения на товарищеские,с достаточно широким составом членов и ограниченной интенсивностью общениявнутри них, и дружеские, с которыми старшеклассник идентифицирует себя икоторые он стремится использовать как стандарт для самооценки и как источникценности. Л.И.Божович, И.С.Кон, А.В.Мудрик связывают переход от подросткового краннему юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся втом, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности[21, с.193].

Под обособлением А.В.Мудрик понимает внутреннеевыделение себя личностью из общности, к которой она принадлежит в следствиедостижения ею определенного уровня самосознания. Как вне процесса общенияневозможно усвоение общественного опыта, так без процесса обособленияневозможно личностное присвоение этого опыта. Общение способствует включениюличности в социум, в группу, что дает ей ощущение собственной защищенности,сопричастности к жизни группы, чувство эмоционального благополучия иустойчивости, значение которого особенно велико для старшеклассников, так какименно в этом возрасте возрастает роль понимания, сопереживания, эмоциональногоконтакта в общении. Обособление личности позволяет ей персонифицировать себя,осознать свою индивидуальность.

И.С.Кон считает главным психологическим приобретениемранней юности открытие своего внутреннего мира, осознание своей уникальности,неповторимости и непохожести на других. Это открытие непосредственно связано собособлением личности и переживается старшеклассниками как ценность [21, с.163].

Таким образом, формирование системы ценностныхориентаций личности является для различных исследователей предметомпристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросовособое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этимпериодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, которыйобеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющеевоздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию. 

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров