Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Психологические особенности профессионального самоопределения

 

Профессиональное самоопределение личности -сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Егоэффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологическихвозможностей человека с содержанием и требованиями профессиональнойдеятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться кизменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своейпрофессиональной карьеры.

Профессиональное самоопределение тесным образомсвязано с понятием «профессиональная ориентация» (это многоаспектная, целостнаясистема научно – практической деятельности общественных институтов,ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии ирешающих комплекс социально – экономических, психолого – педагогических имедико – физиологических задач по формированию у школьников профессиональногосамоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности изапросам общества в кадрах высокой квалификации) [19, с.132].

Профориентация, являясь целостной системой,состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностьюцелей, задач и единством функций.

Организационно – функциональная подсистема -деятельность различных социальных институтов, ответственных за подготовкушкольников к сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи ифункциональные обязанности на основе принципа координации.

Логико-содержательная подсистема –профессиональное просвещение учащихся, развитие их интересов и склонностей,максимально приближенных к профессиональным; профессиональная консультация,профессиональный подбор, социально – профессиональная адаптация.

Личностная подсистема – личность школьникарассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения.Последнее характеризуется активной позицией, т.е. стремлением к творческойдеятельности, самовыражением и самоутверждением в профессиональнойдеятельности; направленностью, т.е. устойчивой доминирующей системой мотивов,убеждений, интересов, отношением к усваиваемым знаниям и умениям, социальнымнормам и ценностям; уровнем нравственной и эстетической культуры; развитиемсамосознания; представлением о себе, своих способностях, особенностях характера[33, с.351].

Нас интересует главным образом личностнаяподсистема. Соответственно профессиональная ориентация в школе направлена наактивизацию внутренних психологических ресурсов личности, с тем, чтобы,включаясь в ту или иную профессиональную деятельность, человек мог в полноймере реализовать себя в ней. Переход к новым социально-экономическим отношениямвызывает изменение роли человека в хозяйственной системе общества, пересмотртребований к нему как к профессиональному работнику. В частности, на первыйплан выходят такие личные качества профессионала, как предприимчивость,социально-профессиональная мобильность, склонность к коммерческому риску, способностьпринимать самостоятельные решения и т.д. Нарождающийся новый хозяйственныймеханизм, ориентированный на стимулирование частной инициативы человеческихвозможностей, поощрение творческих возможностей, в конечном счете, создаетусловия для свободы личности в выборе жизненного и профессионального пути.

Результатом процесса профессиональногосамоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии.Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимостьспециальной организации их деятельности, включающей знания о себе и о мирепрофессионального труда с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями опрофессиональной деятельности.

Эти компоненты являются основными составляющимипроцесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии.

Выделим ряд направлений, способствующих решениюпрактических вопросов профессионального самоопределения подрастающегопоколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьниковнеобходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективнооценивать свои индивидуальные особенности; диагностические методики изученияличности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии;теоретические и методические основы профконсультации молодежи, банкпрофессиокарт; системный подход к профориентации школьников;общественно-значимые мотивы выбора профессии.

Однако, несмотря на некоторые положительныерезультаты профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своихглавных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения,соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросамобщества в кадрах, его требованиям к современному труженику [15, с.36]. Онизкой результативности профориентационной работы со школьникамисвидетельствуют и противоречия, связанные с профессиональным самоопределениемучащихся: между их склонностями, способностями и требованиями избираемойпрофессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менееквалифицированной работы; их притязаниями и реальными возможностями заполнениявакантных мест; склонностью и представлениям о престиже профессии; желаниемзаранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности иотсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении;несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемымпрофессией и др. Данные противоречия можно отнести к группе внутренних,личностно-психологических.

Таким образом, профессиональное самоопределениетесно связано с профориентацией и рассматривается как сложный динамическийпроцесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений кпрофессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физическихвозможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов,реалистического образа себя как профессионала.

Для ранней юности характерна устремленность вбудущее. Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась и старший подростокостался в школе, он тем самым отстрочил на 2 года выход во взрослую жизнь и,как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимосоздать жизненный план – решить вопросы, кем быть (профессиональноесамоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение).Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах,а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.

В выпускном классе дети сосредотачиваются напрофессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ отподростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любойпрофессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях,что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свойсобственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых,из телепередач и т.д. Этот опыт обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан.Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебнойподготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности исклонности.

Рассмотрим, на что ориентируется старшеклассникпри выборе профессии. В 80-е гг. для них наиболее значимыми были три фактора:престижность профессии (ее социальная ценность), качества личности, присущиепредставителям этой профессии, и принципы, нормы отношений, характерные дляданного профессионального круга. Сейчас одним из наиболее важных факторовстановится материальный – возможность много зарабатывать в будущем. Такиеценности, как творчество, познание, «интересная работа», не свойственны большинствустаршеклассников [15, с.164].

То, насколько престижной окажется выбраннаяпрофессия или ВУЗ, в который старшеклассник собирается поступать, зависит отего уровня притязаний. Существует четкая тенденция, проявляющаяся на протяжениистарших классов: чем ближе школьный выпуск, тем чаще пересмотры своих жизненныхпланов, ниже уровень притязания. Это может быть следствием разумного отказа отбеспочвенных надежд, но может быть и проявлением малодушия, страхом передрешительным шагом. 

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров