Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Сенсорные эталоны каксредство формирования экологических представлений дошкольников

 

Сенсорное развитие ребёнка – эторазвитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствахпредметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе,вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве труднопереоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствованиядеятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире [1, с.3].

Сенсорные эталоны – это образцы, которыебыли выработаны в процессе общественно-исторического опыта. Такими эталонамиявляются основные цвета, геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, круг ит.д.), различная высота музыкальных звуков, выраженная в нотах [2, с.187].

Сенсорные эталоны – это нормативныезначения свойств, выделенные в процессе общественно-исторической практикичеловека. В результате многовековой производственной, научной, художественнойдеятельности человечество выделило в многообразии свойств воспринимаемойдействительности системы сенсорных качеств, наиболее значимых в той или инойдеятельности: систему геометрических форм, цветов, величин, материалов, системузвуков по высоте, нормы звукопроизношения в речи, систему направлений ит.д.  [6, с.110].

Сенсорные эталоны – это формирование удетей общепринятых представлений образцов внешних свойств предметов. В качествесенсорных эталонов выступают семь цветов спектра, геометрические фигуры,величины [1, с.5].

В.И.Логинова отмечает, что освоениесенсорных эталонов начинается в раннем детстве и продолжается на протяжениивсего дошкольного возраста, выходя за его пределы. Более того, освоениеэталонных значений качеств она делит на три периода, которые отражаютвозможности ребёнка систематизировать получаемые им представления о свойствахпредметов:

·            это период сенсомоторных предэталонов, когдаребёнок отображает лишь отдельные особенности предметов, которые имеютсущественное значение для непосредственного двигательного приспособления.Длится до 3 лет;

·           Ребёнок пользуется предметнымиэталонами, т.е. образы свойств предметов соотносятся с определённымипредметами. Длится до 5 лет;

·           На основе накопления опыта и егообобщения под руководством взрослого происходит усвоение детьми системыобщепринятых эталонов, когда сами свойства предметов приобретают эталонноезначение в отрыве от конкретного предмета.

Для объективного исследованиянедостаточно рассмотрения одной     точки зрения, необходимо обратиться ещё к одному источнику, напримерЛ.А.Венгеру.

Л.А.Венгер предлагает следующиевозрастные особенности в освоении сенсорными эталонами.

На первом году жизни это обогащениеребёнка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следитьза движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором – третьем году жизни детидолжны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов,накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и оботношении между двумя предметами по величине.

Начиная с четвёртого года жизни у детейформируют сенсорные эталоны: устойчивые, закреплённые в речи представления оцветах, геометрических фигурах и отношениях по величине, возникающими междуэлементами ряда, состоящего из большего количества предметов [1, с.11].                          

На первом году жизни ребёнка задачисенсорного воспитания (развитие слуха, зрения, формирование предметностивосприятия) успешно решаются в манипулятивной и предметной деятельности. Вдальнейшем богатейшие возможности сенсорного развития таят в себе такие видыдеятельности, как игровая, трудовая, конструктивная, изобразительная. В каждомиз этих деятельности – своя сенсорная основа. В изобразительной деятельности –это восприятие и различение цвета, оттенков, формы, величины, пространственногорасположения, пропорций, в трудовой деятельности – восприятие и различение особенностейматериалов, их пластичности, фактуры и др. Совершенствование любой деятельностизависит от уровня сенсорного развития ребёнка. [9, с. 14-17]

Сенсорное развитие ребёнка – эторазвитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствахпредметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе,вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве труднопереоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствованиядеятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.Выдающиеся зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М.Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественнойдошкольной педагогики и психологии (Е.И.Тихеева, А.В.Запорожец, А.П.Усова,Н.П.Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленноена обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основныйсторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны,составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны,имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и дляуспешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

С восприятия предметов и явленийокружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание,мышление, воображение – строятся на основе восприятия, являются результатом ихпереработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры наполноценное восприятие.

В детском саду обучается рисованию,лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваиватьосновы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этихобластях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учёта ииспользования. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемымпредметом, ребёнок должен достаточно точно уловить особенности его формы,цвета. Конструирование требует исследования формы предмета (образца), егостроения. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможнополучить отчётливые представления о явлениях живой и неживой природы, вчастности об их сезонных изменениях.

Задачи сенсорного воспитания:

 Напервом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребёнку достаточногобогатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствампредметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этойзадаче присоединяется ещё одна – необходимо помочь ребёнку приспособитьхватательные движения к форме предмета, его величине и положению впространстве. Постепенно такое приспособление приведёт к тому, что эти свойстваначнут приобретать для малыша определённое значение («маленькое» - это то, чтоможно схватить одной рукой, «большое» - двумя руками, «круглое» - то, чтоохватывается всей ладошкой, «квадратное» - то, что берётся пальцами,охватывающими предмет с двух сторон, и т. п.

Сенсорное воспитание в этот период –основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток всё новых впечатлений, оностановится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но идля нормального общего физического и психического развития ребёнка.

На втором – третьем году жизни задачисенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребёнок раннего возрастаещё не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливатьсяпредставления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно,чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Ребёнка следует знакомитьсо всеми основными разновидностями свойств – шестью цветами спектра (голубойцвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего), белым ичёрным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.

Знакомя детей с различными свойствамипредметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий.Главное, чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действий сними. Взрослый, занимаясь с детьми, употребляет названия форм и цветов, но нетребует этого от воспитанников. Достаточно, чтобы дети научились правильнопонимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Исключение здесь составляетознакомление с величиной предметов. Величина не имеет «абсолютного» значения.Она воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оцениваетсякак большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае являетсямаленьким. И это отношение может быть зафиксировано только в словесной форме.

Чтобы привлечь внимание ребёнка раннеговозраста к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этихсвойствах, целесообразно организовать такие действия с предметами, при которыхдля получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме,величине, установить их совпадение или несовпадение. Такое сопоставлениевначале дети не могут выполнить зрительно. Поэтому им предлагают накладыватьпредметы друг на друга, чтобы сравнить по форме и величине, прикладывать ихвплотную друг к другу, сравнивая цвета. От внешних приёмов сопоставления детипостепенно переходят к сопоставлению на глаз.

Дети третьего года жизни уже могутвыполнять элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесениецветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала).Но при этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемогоматериала, так как не понимают их значения и не фиксируют внимания на них.Поэтому, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добиваться того, чтобыкаждый ребёнок усвоил, что форма, величина, цвет – постоянные  признаки предметов, которые нужно учитыватьпри выполнении самых различных действий. К трёхлетнему возрасту завершаетсяподготовительный этап сенсорного воспитания ребёнка, и далее начинаетсяорганизация систематического усвоения им сенсорной культуры [1, с. 5-8].

В заключение нужно отметить, что одновременно с развитиемсенсорных эталонов ребёнок приобщается к экологической культуре и воспитывает всебе бережное отношение к природе

Экологическое воспитание детейдошкольного возраста необходимо строить на усвоении детьми системы знаний оприроде, о связях, существующих в ней зависимостях. Детям следует дать знания оприроде, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональнуюотзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножить её богатства.

Знания о природе должны быть построенына конкретном материале, который доступен наблюдению детей, необходимо показатьзависимость роста и развития живых организмов от факторов окружающей среды.

Экологическое воспитание детей  дошкольных учреждениях возможно при условиях:

·      Наличии базы, создании обстановки(среды, атмосферы) условий для работы по экологическому воспитанию;

·      Использовании самых разнообразныхформ работы в решении экологического воспитания;

·      Работе с родителями, так как безучастия родителей невозможно заложить фундамент экологической культуры у детейдошкольного возраста.

Задача педагога – вырастить здоровогоребёнка, знающего и защищающего природу, научить по-хозяйски распоряжаться еёбогатством  [3, с. 3-5].

Но, прежде всего, должны бытьсформированы сенсорные эталоны, которые в свою очередь можно развивать,например, в процессе ознакомления с окружающим, особенно с природой, когда,действуя с различными предметами, ребёнок получает множество ощущений: его окружаютцвета, запахи, звуки. Даже обычная прогулка является средством сенсорноговоспитания детей. Воспитатель на прогулке останавливает детей и акцентирует ихвнимание, для того чтобы послушать, какие звуки слышны вокруг. Он можетпредложить им поиграть в игру «Кто услышит больше звуков?». С целью развитиязрительных ощущений педагог организует наблюдение: «Посмотрите на небо: вездели оно одинакового цвета?» Дети, замечают, как светятся розоватым цветом краяоблаков, за которым спряталось солнце, как ярко-голубой цвет неба переходитпочти в серый и т. д. [2, с. 186-188].

 В целях развития познавательной активности воспитатели создаютнеобходимые условия для ознакомления детей с окружающим миром, обогащения детейвпечатлениями и детского экспериментирования.

Необходимо поддерживать природноелюбопытство детей, поощрять любое проявление их интереса к окружающему. Неследует ограничивать познавательную активность малышей, ограничение должнокасаться только опасных для их жизни и здоровья объектов и действий.

Воспитатели вместе с детьми наблюдают заразличными явлениями природы. Цель этого – поддержать или пробудить интересдетей к окружающему, вызвать удивление, радость открытия нового. В каждое времягода воспитатель привлекает внимание малышей к изменениям в природе.Рассказывает, что осенью желтеют и опадают листья с деревьев, становитсяхолоднее, небо серое, хмурое, часто идут дожди, по утрам трава покрываетсяинеем. Зимой лужи покрываются льдом, выпадает снег, он белый, сверкает, скрипитпод ногами, дует холодный ветер, часто бывают вьюги. Весной снег тает, светитяркое солнце, небо синее, на деревьях появляются почки, распускаются листья.

Наблюдение за разнообразными явлениямиприроды должно сочетаться с интересными играми и занятиями детей, в процессекоторых они на собственном опыте знакомятся со свойствами объектов живой инеживой природы, получают общее представление об их отличительных признаках.Так, собирая букеты из опавших листьев, малыши могут сравнивать их по величине,цвету, форме. Играя со снегом, получают представления о том, что он бываетлипким, мокрым, рассыпчатым, тает в руках.

Наблюдение за природой следуеторганизовывать и в помещении детского сада. Например, из окна можно наблюдать,как кружатся и падают снежинки, как ворона вьёт гнездо, купаются в лужахворобьи и т. п. Если же при  этом имеетсязимний сад или оранжерея, можно показать детям экзотические растения, послушатьжурчание воды в фонтане.

С целью развития любознательности истимуляции исследовательского поведения детей педагоги создают соответствующиеусловия. В группе оборудуется специальный «уголок» для детскогоэкспериментирования: игр с водой, сыпучими, пластическими материалами,интересными для исследования и наблюдения предметами.

Сминая пластилин, разрывая бумагу,ощупывая предметы разной фактуры и плотности, ребёнок познаёт свойства икачества разной фактуры и плотности, ребёнок познаёт свойства и качестваматериалов: твёрдость, мягкость, тепло, холод, тяжесть и пр. Разбирая и собираяигрушки и бытовые предметы, узнает, как они устроены. Проводя шарики полабиринту, пытаясь открыть коробочку со сложным замком, решает самые настоящиемыслительные задачи [3, с. 10]. 

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров