Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Управлениемуниципальной собственностью как основа местного самоуправления

 

Муниципальнаясобственность не является разновидностью государственной собственности. Статья12 Конституции РФ определяет, что органы местного самоуправления не входят всистему органов государственной власти. Статья 130 п. 1 Конституции гласит, чтоместное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжениемуниципальной собственностью. Гражданский кодекс РФ (ст. 215) определяет вкачестве субъектов права муниципальной собственности муниципальные образования.То, что собственность принадлежит муниципальным образованиям придает ейпубличный характер, так как муниципальное образование представляет собойпублично-правовое явление.

Согласност. 29 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. «Правасобственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности,от имени муниципального образования осуществляют органы местногосамоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставамимуниципальных образований, население непосредственно»[1].

Органыместного самоуправления могут передавать объекты муниципальной собственности вовременное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам навозмездной или безвозмездной основе, сдавать их в аренду, отчуждать. Если натерритории муниципальных образований имеются незадействованные в местномхозяйственном обороте объекты, то они (образования) могут сдавать их в арендуили продавать в целях пополнения доходной части бюджета.

Внастоящее время в ряде субъектов РФ приняты законы о местном референдуме,которые позволяют сообществу граждан муниципального образования непосредственноосуществлять процесс управления муниципальной собственностью.

Взаконах о местном самоуправлении большинства субъектов РФ относительноуправления и распоряжения собственностью муниципального образованиявоспроизводятся нормы федерального закона.

Гражданскийкодекс Российской Федерации, определяя ответственность по обязательстваммуниципальных образований, устанавливает также некоторые отношения по поводумуниципальной собственности между муниципальными образованиями и созданными имиюридическими лицами при наступлении ответственности. Муниципальные образованияотвечают по своим обязательствам только тем имуществом, которое не закрепленоза созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения илиоперативного управления, а также не отвечают по обязательствам созданныхюридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом. В свою очередь,юридические лица, созданные муниципальными образованиями, не отвечают по ихобязательствам.

Учитываяособую значимость земли и других природных ресурсов, обращение взыскания на этиресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, допускается только вслучаях, предусмотренных законом.

Уточним,за какими организациями и на каких правах закрепляется муниципальная собственность,не относящаяся к казне муниципального образования.

Гражданскимкодексом предусмотрено создание муниципальных предприятий в форме унитарныхпредприятий, которые не наделены правом собственности на закрепленное за нимисобственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым ине может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе междуработниками предприятия. Унитарные предприятия могут основываться на правехозяйственного ведения или оперативного управления. Но на праве оперативногоуправления создаются только федеральные казенные предприятия, поэтомумуниципальные унитарные предприятия могут быть основаны на праве хозяйственноговедения. Владение, пользование и распоряжение имуществом, принадлежащим направе хозяйственного ведения, ограничено правом контроля со сторонысобственника (муниципального образования в лице органов местногосамоуправления) за использованием по назначению и сохранностью принадлежащегопредприятию имущества, правом собственника на получение части прибыли отиспользования имущества, находящегося в хозяйственном ведении созданного импредприятия, а также запретом на распоряжение имуществом без согласиясобственника.

Органыместного самоуправления вправе также создавать муниципальные учреждения и закреплятьза ними имущество, находящееся в муниципальной собственности. Особенностиправового положения имущества, закрепленного за муниципальным учреждениемсостоят в следующем. При наступлении ответственности учреждение отвечает посвоим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Но исобственник в лице органов местного самоуправления при недостаточности денежныхсредств у учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствамучреждения. В соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса РоссийскойФедерации имущество принадлежит учреждению на праве оперативного управления. Всвязи с этим собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое либоиспользуемое не по назначению имущество и распорядиться им по своемуусмотрению. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжатьсязакрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств,выделенных ему по смете. В том случае, когда собственником учреждениюпредоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, доходы,полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходовимущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются наотдельном балансе.

Всоответствии со статьей 66 Гражданского кодекса Российской Федерации органыместного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ ивкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом. Поэтомумуниципальное имущество не может быть передано указанным обществам итовариществам, кроме специально оговоренных законом случаев. Но на основаниитой же статьи учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ ивкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установленозаконом. То есть, муниципальные учреждения с разрешения органов местногосамоуправления вправе вносить в качестве вклада находящееся в оперативномуправлении муниципальное имущество, если закон прямо не запрещает этого.

Статьи48 и 125 Гражданского кодекса РФ установили, что органы местного самоуправленияявляются юридическими лицами и действуют от своего имени самостоятельно.Приобретение, осуществление имущественных и личных неимущественных прав иобязанностей от имени муниципальных образований возлагается только на органыместного самоуправления. Для населения таких прав и обязанностей непредусмотрено ни в Конституции ни в ГК РФ. Но при этом собственником остаетсявсе население муниципального образования.

Кчислу наиболее острых проблем, на наш взгляд, относятся:

-отсутствиеу местного самоуправления стимулов развивать собственное производство,поскольку с увеличением заработанных средств растут и отчисления в региональныйбюджет и сокращаются установленные федеральным законом отчисления отфедеральных и региональных налогов, а предусмотренные на сей счет гарантиирегиональным законодательством не закреплены;

-неадекватныйподход к доходам муниципальных образований-доноров. Заработанные ими средстваперераспределяются в интересах «бедных» территорий, а размер средств, оставляемыхв их распоряжении, закладывается с общим дефицитом по муниципальнымобразованиям всей территории субъекта Федерации;

-отсутствиереальной компенсации местному самоуправлению на выплату федеральных льгот,предусмотренных центральной властью для различных групп населения.

Очевидно,что необходима коренная реформа, так как:

-отсутствуеткоординация между органами государственной власти и органами местногосамоуправления. В этих условиях властные структуры местных сообществ нередкодестабилизируют ситуацию в peгионах;

-местныесамоуправления беспомощны, большинство муниципальных образований «сидят» надотациях, между ними нет реальных связей и взаимопомощи;

-потерянконтроль государства за деятельностью местных сообществ на региональном уровне;

-муниципальныеобразования отдельных территорий практически неуправляемы (с учетомзначительных расстояний на востоке страны).

Икак итог: нужна переходная модель местной власти, государственной по своейсути, но с элементами самоуправления.

Подводяитог главе первой, можно сделать следующие выводы в отношении спецификиуправления муниципальной собственностью в России.

Во-первых,муниципальная собственность принадлежит всему населению муниципальногообразования и служит удовлетворению его основных жизненных потребностей.Следовательно, необходимо ограничить возможность совершения органами местногосамоуправления действий, влекущих банкротство муниципальных образований.

Во-вторых,органы местного самоуправления являются не только субъектом хозяйствования, нои субъектом властных отношений. А это дает возможность органам местногосамоуправления право принимать общеобязательные на территории муниципальногообразования решения, в том числе и такие, которые могут создать муниципальнымпредприятиям и организациям льготные условия деятельности по отношению к другимсубъектам рыночных отношений.



[1] Часть 2 статьи29 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправленияВ Российской Федерации» от 28 августа 1995 года с изменениями и дополнениями,внесенными Федеральными законами от 22.04 1996 № 38-ФЗ и от 26.11 1996. №141-ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995 № 35, ст. 3506;1996 № 17, ст. 1917. 

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров