Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Кино как средство воспитания

 

 

Различные функциональные возможности экранных искусств в жизни современного общества выявляют многоаспектность понятия кино-образования. Можно рассматривать его как фактор культурного развития, средство формирования аудиовизуального мышления, гуманитаризации учебно-воспитательного процесса, как систему эстетического воспитания, форму педагогического управления интересами и потребностями школьников в области кино, телевидения, видео, наконец, как отрасль педагогической науки о воспитании личности - кинопедагогику.

Не случайно приобщение к экранным искусствам рассматривается сегодня как закономерность современного социокультурного процесса, в котором кино, телевидение, кассетное кино, кабельное телевидение постепенно занимают ведущие позиции, обучая и просвещая современного человека, помогая ему освоить аудиовизуальными средствами мир и осознать себя в этом мире. Аудиовизуальные средства играют ведущую роль в досуге людей, в учебно- воспитательном процессе общеобразовательных школ, профтехучилищ, высшей школы по количеству просмотров на кино- и телеэкране, по использованию видеоматериалов, учебных фильмов и телепередач, по массовости распространения среди населения любительского кино, самодеятельного кинотворчества.

Исследователи справедливо отмечают социальную и эстетическую автономию кинематографа, телевидения и видеоинформации в жизни современного общества. Возникает радикальная децентрализация экранного зрелища.

Кино- и телекамера приучают нашего современника синтезировать дискретно запечатленные фрагменты действительности в особой экранной структуре - звукозрительном образе. С детских лет аудиовизуальная система совершенствует зрительные и слуховые анализаторы человека, предлагая в момент просмотра производить элементарные действия, осмысливая аудиовизуальную информацию: чередование визуальных планов, ракурсных композиций, рапидных съемок, смену временных пластов - реального и воображаемого.

Но именно с детских лет возникает серьезная проблема эстетического осмысления языковых особенностей аудиовизуальной информации, поскольку воспринимаются они в широкой зрительской среде только как технические, необразные средства, зеркально отражающие, но не воссоздающие реальность. Так возникает проблема целенаправленного воспитания зрителя, способного воспринимать аудиовизуальную информацию как многоканальную коммуникативную художественно-образную систему.

Звукозрительная коммуникация при полноценном восприятии обладает уникальными возможностями бесконечного совершенствования зрительных, звуковых, кинестезических анализаторов, а также различных видов мышления - образного, логического, интуитивного, пространственного. Необходимо опровергнуть часто утверждаемую мысль о предрасположенности аудиовизуальной информации к пассивному восприятию по сравнению, например, с печатным словом. В данном случае при подобных суждениях происходит невольная подмена известных аспектов пассивного восприятия киноповествования неразвитым зрителем или восприятия однопланово построенного звукозрительного образа, иллюстрирующего слово.[19,ст.22]

Сложность и богатство аудиовизуальной информации в том, что ее восприятие позволяет школьнику воссоздавать в своем сознании не просто словесный или зримый образ, как в литературе или изобразительном искусстве, не просто мелодию, развивающуюся во временных координатах, но пространственно- временную среду, порой отличающуюся от экранной, достроить дискретно организованное пространство в особых условиях лимитированного времени.

Экранные искусства воздействуют не только на зрителей, но и на традиционные искусства, переворачивая, по словам В.П.Катаева, "обычные понятия о времени, привитые другими искусствами", давая новое представление о ритме искусства, показывая "новую логику развития образного строя произведения...". А это, в свою очередь, опосредованно представ в современном искусстве, предъявляет новые требования к художественному восприятию слушателя, читателя, зрителя. Создает благоприятные возможности для развития аудиовизуального мышления, которое применяется в момент встречи не только с произведениями кино, но и литературы, музыки, изобразительного искусства, театра: "стремительность киновремени отразилась телеграфным стилем в литературе, поэтике театра, живописи; монтаж - фрагментарным, рваным повествованием, дроблением его на короткие эпизоды, столкновение фабульно не связанных между собой эпизодов, чередование общих и крупных планов, вкрапление хроникально-документального материала, подчеркнутая натуральность характера и среды", коллажный принцип повествования как разновидность монтажного мышления и пр.

Сегодня экранные искусства создают благоприятные возможности для реализации "совокупного социального опыта" зрителя, для осуществления просветительских, компенсаторных, гедонистических, рекреационных функций средств массовых коммуникаций. Как показывают социологические исследования, средства массовых коммуникаций, и среди них особенно телевидение, являются для молодежи катализатором просветительского процесса, влияющим на увеличение посещаемости театров, концертов, эстрады, воздействующим на читательские интересы, зрительские предпочтения, на весь процесс формирования личности.

Формирование личности - сложный процесс изменения личности в результате воздействия на нее. Известны три основных вида формирования личности: стихийное, целенаправленное и самовоспитание. О первом виде приходится говорить, например, при просмотре фильмов, идущих в кинотеатрах, когда изменение личности происходит в результате случайных воздействий.

Кинематограф является ценностью для преподавателя не только как лучшее средство воспроизведения и фиксации действительности, так и как метод ее осмысления. Поэтому педагог анализ кинопроизведений заключает вопросом, в какой степени они помогают узнать и постичь окружающую реальность, закономерности исторического развития окружающего мира и сознания человека.

Основным фактором, который объединяет задачи педагогики и киноискусства, является общность объекта - человеческая личность. По сравнению с педагогикой кино очень молодо, история его развития длится немногим более трех четвертей века. На протяжении первых пятидесяти лет кинематографисты интересовались в основном внешней стороной событий. (Речь идет о массовой кинопродукции. Создатели же выдающихся кинолент всегда пытались раскрыть на экране мысли, переживания, характеры людей через внешние признаки - актерскую игру, слово, действия и поведение персонажей). В середине 50-х годов искусство экрана вступило в период, открывший перед ним возможность освоения таких сторон действительности, которые не поддаются непосредственно фиксации кинокамерой. Кинематограф сравнялся, наконец, с литературой и театром и стремится проникнуть во внутренние процессы духовной жизни человека, делает непосредственным предметом своего исследования скрытое от посторонних глаз рождение идей, эмоций, мотивов поведения личности. Киноэкран дает возможность проверить, на что способен современный человек, каковы внутренние ресурсы личности в различных сложных условиях.

Главная опасность, подстерегающая педагога, - сухое морализирование. Не правы те, кто преувеличивает роль языковой коммуникации и считает, будто достаточно подобрать "правильные" слова - и слушатели их усвоят. Эффективность идеологического воздействия находится в прямой зависимости и от содержания пропаганды и от нашего умения заинтересовать аудиторию, найти с ней контакты. Необходимо использовать и такие коммуникативные связи между воспитателем и воспитанником, которые вне языка и в тесном контакте с ним ненавязчиво способствуют формированию личности. К подобным способам информации относится кинематограф. Идеи экранного искусства воспринимаются молодыми зрителями не как сторонняя и чуждая их личности сила, а как вызревшая внутри их самих.

Кино позволяет осуществлять формирование личности в нужном направлении с более ранних и простых элементов ее психологической структуры - с интересов. Последние пронизывают другие стороны и качества личности студента - установку, ориентацию, направленность, придают им общественную значимость. Кинематограф относится к области стабильных духовных интересов учащейся молодежи, становится для нее одним из самых популярных видов художественного творчества. Чем тоньше чувствует и переживает человек, тем лучше он поймет другого и придет к нему, если надо, на помощь, тем ответственнее относится он к своим обязанностям, тем скромнее ведет себя в обществе. Произведения киноискусства - прекрасное средство развития чувств. Поэтому воспитательная роль кинематографа больше, чем может показаться, когда о целесообразности использования картин судят лишь по их тематике. Так, моральному воспитанию молодежи способствуют не только ленты, про которые принято говорить, что они посвящены этическим проблемам. Любой талантливый фильм развивает эмоциональный аппарат молодого зрителя. Если картина о современности, она еще и подготавливает юношей и девушек к той системе отношений, которая является характерной для нашего общества, частично включает их в эти отношения. На художественную деятельность, связанную с просмотром фильмов, посещением театров, чтением и т. д., обращается меньше внимания. Перечисленные обстоятельства лишний раз доказывают необходимость продуманного управления воздействием фильмов, использования результатов этого воздействия для целенаправленного развития личности будущего специалиста.

В комплексе "кино + воспитание" ведущей фигурой следует считать педагога. При постановке фильма реализуются возможности, намного превышающие потенциал любого лектора. Кинокартина, если ее авторами были талантливые люди, произведет на молодежную аудиторию более сильное впечатление, чем устный рассказ. Таким образом, задача педагога заключается в том, чтобы, во-первых, не допустить отрицательного воздействия фильма как элемента стихийного воспитания, осуществить "психологическое закаливание" молодого зрителя; во-вторых, сделать фильм эффективным орудием целенаправленного формирования личности ;в-третьих, научить ребенка использовать кино в качестве средства самовоспитания.

Механизм воспитательного воздействия кинофильма меняется в зависимости от цели мероприятия, его характера, времени проведения (учебные часы или неучебные), от используемого педагогического метода.

Кино оказывает большую помощь воспитателю, когда он применяет в своей работе репродуктивно-объяенительный и праблемно-ситуационный методы. Под первым, называемым для краткости методом убеждения, понимается способ воздействия непосредственно на сознание детей. Репродуцированное объяснение реализуется в ряде приемов: в изложении, разъяснении, поучении, внушении и т. п. Приемы становятся более эффективными, если они дополняются наглядно- иллюстративными средствами киноэкрана.

Фильм нейтрализует противоречия метода, связанные со спецификой воспитательного процесса. С одной стороны,

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров