Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (3)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (4)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (4)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (10)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (11)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (12)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (13)
(Статьи)


Заказ научной авторской работы

Сущность и характеристика детского коллектива

 

 

Слово «коллектив» происходит от латинского collido, что в переводе означает«объединяю», а латинское collektivus —собирательный. Таким образом, слово «коллектив» означает «собирательность», т. е.некоторая целостность, единство. Давая педагогическое определениеколлектива, Н. К. Крупская отмечала, что детский коллектив «есть группа,сплоченная общими переживаниями, общими интересами, общей работой, общимивзглядами, дружбой»[1].

Более детально определил сущность коллектива А. С.Макаренко, который писал, что «коллектив — это социальный живойорганизм, который потому и организм, что он имеет органы, что там естьполномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, аесли ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа илисборище»[2].

Разные авторы, определяя коллектив, подчеркивают егоразличные стороны. Так, И. Ф. Козлов, опираясь на идеи А. С. Макаренко, утверждает, что воспитательныйколлектив — это научно организованная система нравственновоспитывающей детской жизни, включающей многообразие видов, форм общественнополезной деятельности и общения. В. Ф. Харламов выделяет впонятии «воспитательный коллектив» жизнь и деятельность воспитанников наоснове целей и задач, а также формирование межличностных отношений вработе органов самоуправления, которые характеризуются высокойорганизованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успехуи богатством духовных устремлений и интересов[3].

Другие ученые называют коллектив детским, школьным,ученическим — речь идетвсе о том же коллективе детей в образовательном учреждении. Т. А. Ильина называет ученический коллектив особойорганизационной формой объединениявсех учащихся на основе учебной деятельности.

В психологии также рассматривается сущность коллектива иего характеристики. Психологи в определении понятия «коллектив» подчеркивают егопсихологическую сущность: коллективами принято называть малые контактныегруппы, члены которых объединяются на основе межличностных отношений,единства ценностной ориентации, общей деятельности.

На основе анализа существующих в педагогике и психологиихарактеристик коллектива можно сказать, что детский воспитательный коллектив этообъединение школьников, имеющих общие социально значимые цели, организующихразнообразную совместную деятельность, имеющих органы управления исвязанных коллективистскими отношениями. В этом определении выделенычетыре главных признака школьного воспитывающего коллектива. Такимобразом, детский коллективимеет такие характерные черты:

    постановка идостижение общественно значимых целей и задач (увлекательных перспектив);

    включениешкольников в различные виды социальной деятельности с учетом ихвозраста и индивидуальных особенностей, половозрастных различий;

    формированиеотношений ответственной зависимости как основы равноправия и сплочение коллектива;

    выработкаправильного общественного мнения;

    появление, поддержание и накоплениеположительных традиций в коллективе;

    организациядейственной работы органов самоуправления;

    мажорный стильжизни детского коллектива: постоянная готовность воспитанников к действию,ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности всегоколлектива.

Воспитательная значимость коллектива обусловлена его функциями,которые можно условно отнести к трем основным группам:

    организационная(включениев различные виды деятельности, их координация, формирование деловыхотношений, взаимодействие с членами различных коллективов в школе и вне ее:кружки, клубы, спортивные секции и т. д.);

    воспитательная (формированиенравственности школьников, их отношения к миру и к самим себе,выработка ценностей, привычек, воли, характера);

стимулирующая (создание благоприятных условийдля содержательного социально значимого общения и потребности в нем,формирование потребности в самовоспитании учащихся, корректировка ихповедения).

Наукой выделены виды и структура коллективов.Среди них по количеству, составу членов — первичный и вторичный коллективы. Первичныйколлектив — это группа детей, находящихся в непосредственномобщении, в деловом,бытовом, эмоциональном контакте. Обычно это класс, кружок и т. п. Во вторичный коллектив входятмалые, первичные коллективы, непосредственныйконтакт в больших коллективах бывает не всегда, вторичные коллективы могут объединять разнообразные посоставу, направлению работы малыегруппы. В системе образования это коллективы школ, лагерей отдыха.

Многообразие коллективов в школе, с одной стороны, создаетопределенные педагогические предпосылки для разностороннего развития каждой личности, сдругой стороны, слишком большие и громоздкие структуры затрудняютпедагогическую работу на общеколлективном уровне. Она превращается вуправленческо-административную. Вместе с тем класс оптимальноразвивается, если тесно связан и взаимодействует с другими первичнымиколлективами и с общешкольным коллективом, не замыкаясь в себе.

Сетьколлективов становится все более гибкой и разнообразной, а содержание деятельности разносторонней с постоянноусложняющимися задачами в зависимостиот возраста детей и вида деятельности. В разнообразных внутри- и межгрупповых связях со сверстникамии детьми разного возраста, в процессеобщения ребенок учится осознавать, выражать и утверждать, себя кактворческую личность. Разнообразие коллективов дает возможность школьникуосуществлять разные социальные роли (ученик, спортсмен, организатор, артист идр.). Каждый ребенок включается в систему многообразныхколлективных связей и отношений, наиболее полно приобщаясь к социальному опыту. В то же время эти связиспособствуют созданию в школе общего эмоционального положительногоклимата общения между всеми учащимися,ровесниками, старшими и младшими.



[1] Крупская Н. К. Пед. соч.: В 10 т. - М. 1958. Т. 2. С. 198-199.

[2] МакаренкоА. С. Соч.: В7 т. - М., 1958. Т. 5. С. 229.

 

[3] Харламов В. Ф. Педагогика.  - М, 1990. С. 347.

  

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров