Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Развитие детского коллектива

 

 

Детские коллективы создаются естественным путем издетей, объединенных поначалу внешними обстоятельствами, таковы класс, кружок, спортивнаясекция или команда, отряд в летнем лагере. Вместе с тем, поскольку этопроисходит в образовательных учреждениях, есть возможность и необходимостьсознательно создавать коллективы, управлять коллективообразованием.

Для того чтобы формировать коллективы, надо знатьсоциально-психологические аспекты развития малых групп, а также педагогическуюсторону вопроса. Обратимся к данным социальной психологии о динамикеразвития «малой группы» и о типах групп по степени их развития. Согласноэтим данным контактные группы проходят стадии развития от диффузнойгруппы, в которой еще нет групповых процессов, это может быть толпа наостановке, до группы высокого уровня развития — коллектива. Приположительной, просоциальной направленности группы выделена такая иерархия групп:группа-конгломерат, группа-ассоциация, группа-кооперация,группа-автономия, группа-коллектив. Этим занимался Л. И. Уманский, А. В.Петровский и другие ученые[1].

Группа-конгломерат — объединение ранее незнакомыхлюдей, оказавшихся вместе по разным причинам в одно время; их отношения носят внешний,ситуативный характер; уровень формирования коллектива низкий. Например,группа детей в детском лагере, вновь созданный класс. Группа, какправило, получает название, цели деятельности, что является стартомразвития.

Группа-ассоциация — если группа приняла целидеятельности, требования педагогов, то началось формирование коллектива,происходят изменения в межличностных отношениях в сторону взаимодействия ивзаимовлияния. Это более высокий уровень организации деятельности по сравнению с предыдущей группой.

Группа-кооперация — ее характеризует успешнаядеятельность, образование организационных структур, внутригрупповое общение.Постепенно обусловливаетсяотношение к делу.

Группа-автономия — достигается внутреннее единство вдеятельности, в отношениях. Класс или отряд осознает себя как общность («мы», «наш класс»), активноразвиваются межличностные отношения. На данной стадии есть,однако, опасность пойти по пути крайнего обособления и превратиться в группу-корпорацию,в которой развит групповой эгоизм, что ведет к асоциальному пути развития,к замкнутости, сосредоточению только на своих интересах, к противостоянию всемостальным.

Группа-коллектив — наряду с высоким уровнемвнутригрупповой сплоченности есть межгрупповые связи, возникаетколлективистская направленность, появляются и все названные выше особенности.

Исследователи показали в экспериментах и на практике,что даже за смену в детском лагере в отряде можно сформировать группу высокого уровня, длячего необходимо педагогическое руководство взрослых.

Проблемой развития коллектива и его педагогическимруководством, как известно, занимался А. С. Макаренко. В педагогике широкое распространениеполучило его учение о стадиях развития коллектива. А. С. Макаренко далподробную характеристику трем стадиям развития коллектива, которые выделилна основе такого признака, как требование педагога к воспитанникам. При этомтребование в данном случае он понимал широко, как общий взгляд педагога на то,как надо жить и развиваться группе, будущему коллективу, воспитанникам, чтобыбыть достойными гражданами страны, что не отменяет и конкретных требований ввиде правил, норм отношений, занятий и пр. Он предлагает начинать воспитаниеколлектива путем предъявления искреннего, открытого, убежденного, горячего и решительного требования.

Он всесторонне анализирует понятие «требование»,раскрывает его сущность, содержание и способы предъявления требованийкак к отдельному воспитаннику, так и к коллективу класса в целом. Опираясь на свой многолетнийпедагогический опыт, А. С. Макаренко подчеркивал, что «... требования,предъявляемые к личности, выражают и уважение к ее силам и возможностям»[2]. Он такжеуверенно заявляет, что не может быть создан коллектив, создана дисциплина безтребований к личности.



[1] ФридманЛ. М., Волков К. Н. Психологическаянаука — учителю. - М., 1985. С. 201-202.

 

[2]  МакаренкоА. С. Пед. соч.: В8 т. – М.: Педагогика, 1984. Т. 4. С. 150.

  

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров