Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Культура и традиции нравственности «Домостроя»

 

 

Вся нравственность ивырастает из чувства стыда, — эти слова В. С. Соловьева вполне отражаютсодержательную сущность средневекового Домостроя. Стыду присуще формальноеначало долга, и только исполненный долг ведет к благу; у него есть цель,созидающая цельность личности (целомудрие), а человеческая цельность — это иесть норма средневековой этики; именно она очерчивает границы «недолжного, илигреха»[1].

ЭтикаДомостроя построена не на запретах Нагорной проповеди, она обращается к чувствустыда, которое при умелом воспитании может породить в человеке множестводобродетелей в нравственных, социальных и идеальных (религиозных) их ипостасях.Стыд развивается в совесть, в чувство собственного достоинства (честь), васкетизм. Жалость порождает альтруизм, справедливость и милосердие — с теми жестепенями повышения качества, что зависит уже от возраста, положения в обществеи личных способностей человека. Кругами от этих добродетелей идут производные:великодушие, бескорыстие, терпеливость,щедрость, терпимость.

Человексредневековья нравственно развивался долго, постепенно вовлекаясь в жесткуюранжировку моральных норм. Внутренняя выводимость добродетелей — одна на основедругой — побуждала к развитию личных черт, пластично входивших в потребностиобщественной среды. Личное и общественное еще не были антагонистичны, поддатьсядавлению извне — не означало сломить свое, индивидуально ценное. Напротив.Учились не по писаным нормам — по образцам. Образец поведения — в бытии и вбыту, а именно это и создавало нерасторжимое единство экономики (быт) и нравственности(идеал бытия).

Отталкиваясьот природного чувства стыда, средневековый канон воспитания формируеткультурный тип человека, удачно соответствовавший условиям этой жизни. В такомсмысле Домострой — вполне обычная часть«практической философии» среднихвеков, ведущих свое происхождение от хорошо известных тогда книг Аристотеля.

Причтении Домостроя не следует поддаваться эмоции отрицания, свойственнойсовременному человеку: всё не так и, значит, всё очень плохо. Домостройотражает культуру и быт своего времени, но понять его смысл изнутри, впредставлении средневекового читателя (и почитателя) его невозможно, необратившись, с одной стороны, к характеристике этой эпохи, в которой он создан,а с другой — по широкой дуге времени — к русской философии, осмыслившейнациональную традицию развития государственности уже на рубеже XIXXX веков. Сопоставление реалий XVI века и итожащей их дальнейшееразвитие научной мысли XX века помогает дать цельную и объективную интерпретациюДомостроя. Это и ключ к его тексту, и характеристика подтекста одновременно.



[1] Соловьев В. С. Оправдание добра, т. 1.- М., 1988, с. 231.

  

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров