Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Монополизм в экономике Украины и антимонопольная политика государства

В процессе совершения социально-экономических рыночных преобразований проблемы формирования конкурентной среды, повышения уровня национальной конкурентоспособности стали особенно острыми из-за быстрой утраты позиций Украины на мировом рынке, угрозы превращения в «сырьевой придаток» развитых стран в условиях дальнейшей глобализации международных отношений. В ходе рыночных преобразований было ликвидировано большинство мо­нопольных структур. Глубокая структурная демонополизация проведена в аг­ропромышленном и топливно-энергетическом комплексах, легкой, деревооб­рабатывающей промышленности.

Конкурентная среда создана в торговле, об­щественном питании, бытовом обслуживании. Отнюдь не случайно, что наи­более быстрыми темпами развиваются те отрасли, где уровень конкуренции особенно высок: пищевая, деревообрабатывающая, полиграфическая промыш­ленность. Однако доля монопольного сектора в ВВП составляет еще около 40%. Она является чрезмерной и выступает одним из факторов, тормозящих эконо­мическое развитие страны. Органами Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) определено, что на 6951 товарном рынке монопольное положение по состоянию на 1 января 2003 г. занимают 4689 субъектов хозяйствования. Из них 374 субъекта занимают монопольное положение на 560 общегосударствен­ных рынках и 4315 - на 6391 региональном товарном рынке (Отдельные монополисты представлены в Приложении А). Среди монополи­зированных общегосударственных рынков преобладают те, для которых ха­рактерны высокие барьеры входа вследствие значительной фондоемкости, а также ограниченности ресурсов. Это - рынки продукции машиностроения, металлургии, химической и нефтехимической промышленности. [8, с.4]

Среди монополизированных региональных рынков больше всего рынков естественных монополий (централизованное водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение и др.), а также рынков коммунальных услуг, не относящихся к сфере естественных монополий (рынки по эксплуатации и текущему ремонту жилого фонда, техническому обслуживанию и ремонту приборов учета воды, газа, тепла, электроэнергии и т. п.). Монополизированными являются 890 ре­гиональных рынков услуг, связанных с осуществлением функций государства и самоуправления. Среди них - оформление и регистрация документов на пра­во собственности на недвижимость, анализ и подготовка заключений и других документов для оформления разрешений, лицензий.

Существуют, правда, 103 потенциально конкурентных рынка, демонопо­лизация которых по разным причинам не завершена. Это - рынки хлеба и хлебобулочных изделий, муки, нефтепродуктов в некоторых регионах. Ограниче­ния конкуренции на 79 рынках связаны с сохранением нерыночных организа­ционных структур и распределительных систем. К ним относятся, в частности, рынки услуг розничной торговли в сельской местности, где во многих регио­нах сохраняется монопольное положение потребкооперации, услуг строитель­ства, ремонта и содержания дорог общего пользования.

Таким образом, основная часть монополизированных товарных рынков в Украине - это рынки, монополизация которых обусловлена естественными причинами и административными факторами. Поэтому возможности дальней­шего развития конкуренции путем дробления, ликвидации монопольных обра­зований практически исчерпаны. Основным содержанием нового этапа конку­рентной политики является защита уже созданной конкурентной среды, пре­вращение существующих конкурентных отношений в более эффективные. Следует учитывать, что немало рынков являются конкурентными лишь формально. Частично это объясняется сложным финансовым положением мно­гих предприятий.

Только небольшая часть предпринимателей активно конкурирует за увеличение доли на рынке. Об этом свидетельствуют, в частности, данные проводимых Госкомстатом обследований деловой активности предпри­ятий. Лишь 26% руководителей промышленных предприятий, опрошенных в начале 2002 г., среди факторов, более всего  сдерживающих производство, от­мечали высокую конкуренцию со стороны аналогичных отечественных и 15% -со стороны аналогичных зарубежных товаров; 17% опрошенных руководите­лей строительных организаций указывали на высокую конкуренцию со сторо­ны отечественных строителей, 10% - иностранных (это видно из приложения Б). Качественно иная ситуация сложилась в торговле. Среди факторов, наиболее сдерживающих рост товаро­оборота, 59,6% опрошенных руководителей торговых предприятий назвали конкуренцию в собственном секторе. Именно интенсивная конкуренция спо­собствует динамичному развитию торговли, тогда как "джентльменская" кон­куренция, существующая во многих других отраслях, не стимулирует реструк­туризацию предприятий, внедрение инноваций.

Среди приоритетных целей конкурентной политики Украины можно выделить:

·                    Содействие развитию конкуренции путём поддержки развития предпринимательства, в частности малого и среднего бизнеса, повышение национальной конкурентоспособности;

·                    Демонополизация экономики;

·                    Защита прав потребителей от злоупотреблений монопольным состоянием;

·                    Предупреждение и приостановка других антиконкурентных действий субъектов рынка;

Поскольку в начале 90-х годов в украинской экономике повсеместно гос­подствовал монополизм, то главный акцент в законах, которые разрабатыва­лись и принимались в то время, делался на его преодолении. Украинское зако­нодательство, регулирующее экономическую конкуренцию, зарождалось, преж­де всего, как антимонопольное законодательство. Его основу составили приня­тый в феврале 1992 г. Закон Украины "Об ограничении монополизма и недопу­щении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности" и Закон Украины "Об Антимонопольном комитете Украины" от 26 ноября 1993 г. Соответствующие нормы закреплены в Конституции Украины (ст. 42): "Госу­дарство обеспечивает защиту конкуренции в предпринимательской деятельно­сти. Не допускаются злоупотребления монопольным положением на рынке, неправомерное ограничение конкуренции и недобросовестная конкуренция. Виды и границы монополии определяются законом".

Накопленный странами с “рыночной” экономикой опыт антимонопольной борьбы, хотя и интересен сам по себе и, безусловно, должен активно изучаться и использоваться в различных конкретных случаях обуздания конкретных монополий, в целом не может служить основой для разработки общей программы действий по демонополизации постсоциалистической экономики.

Рынок, административно поделенный между отраслевыми конгломератами производителей, централизованное распределение товаров, безраздельное господство государственных сверхмонополий – это наследство, доставшееся Украине и другим постсоциалистическим странам от командно-административной системы. В свете этого, только ощутив на собственном опыте давление всего цивилизованного мира, постсоветские государства ринулись в водоворот экономических реформ. Одним из первых документов, принятых независимой Украиной, стала программа демонополизации экономики. 

«Закон Украины об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности» впервые был принят 18 февраля 1992 года. Вслед за ним был создан соответствующий правовой и административный инструментарий. В течение последующих лет, наряду с углубленным изучением зарубежного антимонопольного законодательства, Закон «обкатывался» в условиях отечественной экономики. За это время он претерпел несколько редакций. В 1998 году в Закон внесены существенные изменения, учитывающие весь накопленный опыт работы.

Как и можно было ожидать, наиболее близкими Украине оказались законодательства европейских государств, и сейчас международные эксперты признают наш антимонопольный закон действенным и жизнеспособным.

Функции контроля за соблюдением Закона возложены на антимонопольный комитет (АМК), деятельность которого регламентируется Законом Украины «Про антимонопольный комитет». Финансируется АМК на общих правах госбюджетного учреждения, с подчинением лишь Президенту и Верховной Раде Украины. В 2006 году Комитету в законодательном порядке присвоен особый статус.

Антимонопольный комитет Украины рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства и принимает решение по результатам рассмотрения в пределах своих полномочий, а также обращается в суды или арбитражные суды с исками (заявлениями) в связи с нарушением антимонопольного законодательства, высылает правоохранительным органам материалы о нарушении законодательства.

Антимонопольный комитет Украины имеет право налагать штрафы. Вследствие примененных АМК мер нарушителями законодательства о защите экономической конкуренции в Украине в январе-ноябре 2007 года оплачено санкций на сумму 32,947 млн. грн. Об этом сообщила пресс-служба Антимонопольного комитета (АМК) Украины. Всего за этот период пресечено 2792 нарушения конкурентного законодательства - на 450 больше, чем за аналогичный период прошлого года. Как и в 2006 году, основная часть нарушений приходится на злоупотребл

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров