Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Определение показателя адиабаты воздуха методом Клемана-Дезорма: Метод, указ. / Сост.: Е.А. Будовских, В.А. Петрунин, Н.Н. Назарова, В.Е. Громов: СибГИУ.- Новокузнецк, 2001.- 13 (2)
(Методические материалы)

Значок файла ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ТЕПЛОЁМКОСТИ ГАЗА ПРИ ПОСТОЯННОМ ДАВЛЕНИИ К ТЕПЛОЁМКОСТИ ГАЗА ПРИ ПОСТОЯННОМ ОБЪЁМЕ (3)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа 8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИСПЕРСИИ ПРИЗМЫ И ДИСПЕРСИИ ПОКАЗАТЕЛЯ ПРЕЛОМЛЕНИЯ СТЕКЛА (4)
(Методические материалы)

Значок файла ОПРЕДЕЛЕНИЕ УГЛА ПОГАСАНИЯ В КРИСТАЛЛЕ С ПО-МОЩЬЮ ПОЛЯРИЗАЦИОННОГО МИКРОСКОПА Лабораторный практикум по курсу "Общая физика" (3)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа 7. ПОЛЯРИЗАЦИЯ СВЕТА. ПРОВЕРКА ЗАКОНА МАЛЮСА (5)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа № 7. ИЗУЧЕНИЕ ВРАЩЕНИЯ ПЛОЩАДИ ПОЛЯРИЗАЦИИ С ПОМОЩЬЮ САХАРИМЕТРА (3)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа 6. ДИФРАКЦИЯ ЛАЗЕРНОГО СВЕТА НА ЩЕЛИ (4)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Анализ машиностроительного промышленного комплекса РФ

Производство

Вплоть до 1998 года наблюдалось ежегодное ухудшение показателей, характеризующих условия функционирования и результаты деятельности предприятий машиностроения. Сокращение производства основных видов продукции с 1990 по 2001 год было весьма значительным. За этот период производство тепловозов сократилось в 2,5 раза, электровозов – в 10 раз, грузовых вагонов – в 6 раз. Темпы экономического спада в машиностроении значительно превысили общий уровень экономического спада.

Экономический кризис 1998 года стимулировал рост отечественного производства, в том числе,  и в машиностроении. Основной причиной послужило  резкое повышение цен на ввозимые товары и, как следствие, разрушение сложившихся на российском рынке соотношений цен и качества на отечественную и зарубежную продукцию. Увеличение спроса на российские товары явилось важнейшим фактором, вызвавшим рост реального сектора экономики.

По данным Центра Экономической конъюнктуры, с ноября 1998 года на предприятиях машиностроения наблюдался рост деловой активности. Индекс интенсивности производства вплоть до настоящего времени постоянно возрастает. Если в ноябре 1998 года он составлял 31,2%, то в ноябре 2001 года возрос до 45,8%.

Экономический рост машиностроения в 1999-2001 гг. неоднозначен. С одной стороны, за счет конъюнктурных факторов и ранее накопленных запасов основного капитала существенно увеличилось производство продукции: в 1999-2000 гг. - на 29,7% по сравнению с 1998 г. и на 10,5% в первом полугодии  2001г. против соответствующего периода 2000 г. С другой стороны, не произошло заметных позитивных сдвигов по объемам инвестиций в перспективное развитие машиностроительного комплекса. Следовательно, оживление его неустойчиво.

 

Рис. 2. Прирост производства в отраслях промышленности в 2002 году в % к 2001 году

 

В 2002 году по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года производство продукции в машиностроении увеличилось на 2%.

В настоящее время доля продукции машиностроения в общем объёме промышленного производства России составляет около 20%.

 

Производственные фонды

К 2001 году степень износа оборудования составила более 75%. При этом удельный вес машин и оборудования «в возрасте» более 20 лет только за период с 1995 до 2000 года увеличился с 23 до 37,4%, а «в возрасте» до 5 лет сократился более, чем вдвое: с 10,9% в 1995 году до 4% в 2000 году.

Следует отметить, что сложившаяся на протяжении последних лет устойчивая тенденция роста физического и морального износа основных фондов производства не изменилась. Объём ввода новых станков и оборудования сохранился на уровне, который в 8-10 раз ниже нормативов их простого воспроизводства. Коэффициент выбытия действующих мощностей крайне низок. По оценкам ряда экспертов только для восстановления прежнего потенциала машиностроительного комплекса в течение ближайших 10 лет инвестиции в отрасль необходимо увеличить в 6-8 раз по отношению к уровню 2001 года.

Что касается анализа данных по загрузке производственных мощностей, то, как свидетельствуют результаты опросов ЦЭК, если в целом по промышленности этот показатель вырос за 2002 год с 53% до 54%, то машиностроении – с 44% до 45%.

Однако рост загрузки мощностей свидетельствует лишь о том, что в результате их реструктуризации под текущий, достаточно ограниченный спрос немалая часть оборудования, необходимого для воспроизводственного процесса в средне- и долгосрочной перспективе, оказалась выведена из технологической цепочки, по конечному элементу которой либо по «узкому месту» в ней рассчитывается показатель мощности.

 

Цены на продукцию

С середины 2000 года начался процесс сокращения ценовой диспропорции между импортной и отечественной продукцией. Основными причинами послужили укрепление курса рубля, рост тарифов на энергоносители и транспортные услуги, а также увеличение цен на комплектующие изделия. За период с 1992 по 2000 год цены предприятий производящих отраслей возросли в 62 раза, потребительские – в 73 раза, железнодорожный тариф возрос в 136 раз, тариф на электроэнергию, отпущенную промышленным предприятиям, - почти в 400 раз. Как следствие, началось постепенное снижение прироста объёмов выпуска продукции практически во всех производственных отраслях экономики.

За первое полугодие 2001 года объём промышленной продукции возрос на 5,5%, в то время как производство продукции машиностроения и металлообработки выросло по сравнению с соответствующим периодом предшествующего года на 10,5%.

 

Финансовое состояние предприятий отрасли

Анализируя динамику основных показателей деятельности предприятий и организаций машиностроения, можно отметить постепенное «выравнивание» экономического развития отрасли по отношению к другим отраслям народного хозяйства. Кроме положительных тенденций в области производства и выпуска товаров, можно назвать также постепенное снижение доли убыточных предприятий до 25,5% в первом квартале 2001 года.

Наблюдается увеличение объёма оборотных активов в денежной форме, а также оживление деятельности в области внешнеэкономических связей. Экспорт продукции в первом полугодии 2001 года по сравнению с соответствующим периодом 2000 года составил 120%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 110%. Примерно такой же общий рост наблюдался по импорту: из стран дальнего зарубежья – 120%, ближнего – 140%.

Высокотехнологичные производства поставляют за рубеж около 32% своих изделий. Ядро комплекса высокотехнологичных отраслей - оборонное машиностроение, обеспечивающее более 5% промышленного экспорта, в том числе свыше 50% машинотехнической продукции. От этих отраслей зависят долговременные перспективы экспорта машиностроительной продукции. В настоящее время основная ее доля идет в страны Востока.

Поставка продукции транспортного машиностроения как ничто другое «привязывает» экономику страны-получателя продукции к экономике страны-поставщика. Тем самым создаются широкие возможности для сбыта продукции тяжелого машиностроения иного назначения, создается долговременный рынок запасных частей и комплектующих. Это благоприятным образом сказывается также на возможностях проникновения на рынки этих стран представителей различных отраслей российской промышленности, в том числе и добывающей, которая при условии прямого участия в транспортных концессиях получает возможность конкуренции на равных, а в, некоторых случаях и конкурентное превосходство перед представителями других стран.

В 2000 году объём вложений в основные фонды предприятий отрасли сократился почти на 26% по отношению к уровню 1995 года. В качестве главного фактора, влияющего на этот показатель, выступил низкий уровень затрат российских организаций на приобретение продукции машиностроения. О нехватке средств на инвестиционные цели свидетельствовал рост удельного веса затрат на капитальный ремонт, позволяющий только поддерживать в работоспособном состоянии действующее оборудование.

Низкая инвестиционная привлекательность может быть объяснена продолжающейся практикой неденежных форм расчётов и наличием большого числа излишних звеньев в системе оплаты поставленной продукции. Кроме того, сформировался большой объём просроченной задолженности по кредитам и займам. К концу 2001 года объём задолженности составил 40%. По указанным причинам получение долгосрочных банковских кредитов предприятиями отрасли стало затруднительным.

Почти 75% капиталовложений формируется за счет собственных средств предприятий, немногим более 25% составляют привлеченные средства, из них примерно 5% - доля бюджетов всех уровней. Отмена инвестиционной льготы с 2002 г., даже при уменьшении налога на прибыль, ухудшит возможности машиностроения.

 

Инновационная деятельность

Результаты комплексного анализа функциональной структуры затрат реального сектора свидетельствуют о том, что инновационную ситуацию в промышленности по существу определяют четыре отрасли: химическая, пищевая промышленность, машиностроение и металлургия. Они охватывают свыше 70% всех инновационных промышленных предприятий и, как правило, отличаются максимальным уровнем инновационной активности, в 2-3 раза превосходящим средний по производственному сектору в целом. В машиностроении в 2002 году величина этого показателя составила 14,1%.

Большая часть предприятий машиностроения уделяла внимание разработке новых товаров и совершенствованию новых технологий, сокращению сроков освоения новой и усовершенствованию промышленной продукции, а также совершенствованию организации производства и управления.

Несмотря на значительное превышение качественных характеристик инновационной деятельности машиностроения по сравнению с другими отраслями, общий уровень инновационной активности там остаётся достаточно низким. Разработка и внедрение инноваций в 2001 году осуществлялось только на 7,5% машиностроительных предприятий. Некоторое оживление, наблюдавшееся с 1999 года, пока не даёт надежд на широкомасштабное повышение выпуска конкурентоспособной продукции. Как показывает статистика, инновационная активность крупных предприятий значительно выше, чем средних и малых. Объясняется это, прежде всего, достаточно высоким уровнем капитализации и, в силу этого, относительной независимостью финансового положения от влияния внешних факторов, возможности вкладывать средства в проекты с большим сроком окупаемости.

В первом полугодии 2001 года внутренние затраты на научные исследования и разработки составили 3,4 млрд. рублей (на 1,5% больше, чем в 2000 году в целом). Подавляющая доля затрат на эти цели (90%) – средства самих предприятий и полученные кредиты. Годовой лимит бюджетных ассигнований на проведение НИОКР в машиностроении достаточно невелик – всего около 35 млн. рублей.

Одной из выраженных и устойчивых негативных тенденций в области инновационной деятельности является низкая отдача от инноваций, длительные сроки окупаемости затрат на их осуществление. Зачастую проведение крупномасштабных работ в этой области даже для крупных предприятий машиностроения представляется крайне затруднительным.

Важнейшим фактором повышения роли инноваций и связанное с ними дальнейшее повышение роли конкурентоспособности продукции является государственная программа. Одним из направлений в организации работ по повышению качества машиностроительной продукции является государственная программа аккредитации научных организаций. В настоящее время ведётся работа по созданию федеральных центров науки и технологии, осуществляется сертификация и стандартизация продукции, вводится единая система классификации, кодирования и стандартизации технико-экономической информации. Проводятся конкурсы на проведение НИОКР.

Основными направлениями инновационной деятельности предприятий машиностроения являются: разработка новых видов продукции, расширение ассортимента товаров, повышение конкурентоспособности, в том числе повышение качества продукции и услуг, сохранение традиционных рынков сбыта.

 

Рынок

В машиностроении в течение нескольких последних месяцев 2002 года наблюдается довольно напряженная конъюнктурная ситуация, что негативно сказалось на финансовом положении. Поэтому предприятия рискнули воспользоваться всеми доступными им рыночными инструментами. Во-первых, в машиностроении продолжилась кампания по сокращению затрат и занятости. Как следует из результатов опросов ЦЭК, у 26% компаний в течение месяца снижалась численность персонала. Во-вторых, для компенсации недостаточности спроса было решено более интенсивно использовать вексельные и зачетные схемы реализации продукции. Причем, согласно опросам ИЭПП, в ближайшие месяцы эта мера будет дополнена расширением объема бартерных операций. И, наконец, в отрасли появились планы интенсификации динамики инфляции. По данным Госкомстата, в сентябре прирост индекса цен производителей промышленной продукции в машиностроении и металлообработке увеличился на 1,1%, тогда как за первые девять месяцев 2002 г. - 8,9%.

 

Будущее машиностроения

Несмотря на предлагаемую в последние годы модель развития цивилизованных стран по сценарию «индустриальное общество – информационное общество», как первая стадия постиндустриального общества, роль промышленного развития и, в частности, машиностроения, ни коей мере не умаляется. Наоборот, промышленность, машиностроение создают новые возможности для развития материальной базы информационных технологий, которые, в свою очередь, способствуют дальнейшему совершенствованию первых.

Так, появление мощных быстродействующих компьютеров позволило выйти современным технологиям  машиностроения на качественно новый уровень. Этому также способствуют и новые концепции и воззрения, получаемые в последнее время признание и развитие в машиностроении.

Таким образом, будущее машиностроения характеризуется следующими факторами:

·         наблюдаемая интеграция информационных технологий в всех стадиях машиностроительного производства будет способствовать дальнейшей рационализации изготовления продукции, направленной на снижение энергоёмкости, материалоёмкости изделий, оздоровление экологии, улучшение социальной ситуации в обществе;

·         глобализация экономики, постоянно растущая конкуренция в условиях свободного рынка требует от производителя продукции использования быстро переналаживаемого производства, гибких и легко адаптирующихся к изменяющимся условиям технологических систем;

·         разработка и широкое внедрение новейших и высокоэффективных технологий, основанных на полезных достижениях фундаментальных наук, в производство является приоритетным фактором в развитии современной экономики;

·         в условиях повышенного риска техногенных катастроф в индустриальном обществе особое значение приобретает проблема своевременной и достаточной подготовки высококвалифицированных инженерных и научных кадров.

 

Вывод

1.                  Машиностроение в России продолжает оставаться важнейшим фактором возрождения промышленно-производственного потенциала РФ и составляет технологическую основу реального сектора экономики.

2.                  Научно-технический и кадровый потенциал машиностроения России сохраняет способность для восприятия прогрессивных экономических преобразований, а также реализации основных направлений социально-экономического развития государства.

3.                  Государственная политика РФ должна содержать взаимоувязанную систему мер законодательной (в том числе бюджетной и налоговой), административной, социально-экономической и иной поддержки, направленной на устойчивое развитие машиностроения России.

 

 

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров