Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Качество как экономическая категория и объект управления

Под качеством понимается совокупность свойств продукции (конструктивных, эстетических, социальных, экономических, психологических), позволяющих ей удовлетворять определенные потребности в соответствии с функциональным назначением. Качество продукции всегда соотносится с нуждами и ожиданиями потребителя, затратами на его создание (поэтому экономически должно быть оптимально).

Качество формируется на всех стадиях жизненного цикла продукции (исследования, разработки, проектирования, производства), реализуется и оценивается в потреблении (эксплуатации и утилизации). Его улучшение оказывает благотворное воздействие на многие стороны деятельности самого производителя.

Ответственность за качество несет изготовитель продукции, либо его представитель, наделенный соответствующими полномочиями, а его проверка осуществляется независимыми лицами. Наиболее эффективно с этим справляется институт представителей заказчика.

Качество товаров характеризуется рядом параметров, среди которых:

·                  функциональность (способность выполнять базовую и дополнительную функции) - характеризует полезность продукции и области ее применения (для техники это, например, производительность, для продуктов питания –  вкус и т.д.);

·                  надежность (безотказность, сохраняемость, отсутствие дефектов, защищенность от моральных рисков). Безотказность (способность функционировать в течение заданного времени без сбоев; характеризуется средней продолжительностью работы до первого отказа в любом режиме эксплуатации, а также возможностью восстановления при их наступлении) является главным признаком надежности. Нормальная сохраняемость основных свойств объекта по мере его использования допускает их падение на 2 – 5% ежегодно;

·                  долговечность (полезный срок службы) – свойство быть работоспособным до наступления предельного срока службы или хранения при установленной системе технического обслуживания и ремонта;

·                  технологичность – показывает, насколько близко конструкция изделия учитывает требования современного производства; технологичность предполагает минимизацию продолжительности работ на всех стадиях производственного цикла, простоту, унифицированность (насыщенность взаимозаменяемыми элементами, блочность), прогрессивность конструкции, возможность механизированной обработки, ремонтопригодность;

·                  эргономичность – отражает соответствие объекта требованиям к удобству его использования. Эргономические показатели могут быть:

-                     гигиеническими (нормы и рекомендации в отношении освещенности, температуры, давления, напряженности магнитных и электрических полей, запыленности, шума, вибрации, ускорения);

-                     антропометрическими (отражают соответствие объекта размерам и форме человеческого тела, нагрузке на организм);

-                     физиологическими и психофизиологическими (характеризуют воздействие на органы чувств человека размеров, формы, контрастности, яркости, пространственного положения, силовых и скоростных нагрузок, создаваемых объектом);

-                     психологическими (необходимый объем, скорость восприятия и переработки информации, связанной с функционированием объекта).

·                  эстетичность – характеризуется степенью позитивного влияния объекта на чувства человека. В основе эстетичности лежат рациональность, функциональность, строгость, соответствие формы назначению (главное требование), выразительность, цветность, совершенство исполнения, товарный вид. Менее эстетичное изделие утомляет, отвлекает внимание, следовательно, снижает эффективность труда;

·                  транспортабельность (легкость, компактность);

·                  патентно-правовые показатели (защищенность патентами, лицензиями, авторскими правами);

·                  экологичность – характеризуется легкостью утилизации, минимумом отходов при использовании, степенью негативного воздействия на природу и человека (содержанием вредных примесей, радиоактивностью, уровнем шума, вибрации и проч.);

·                  безопасность (прочность конструкции);

·                  ценовые показатели;

·                  эксплуатационные свойства (грузоподъемность, скорость);

·                  технический уровень (соответствие стандартам или эталонным объектам);

·                  экономичность (оптимальное соотношение качества и затрат);

·                  сервис (диапазон, быстрота, эффективность обслуживания);

·                  репутация, имидж, сертифицированность, патентная чистота, правовая защищенность, позволяющие беспрепятственно реализовывать товар на любых рынках;

·                  соответствие заявленному уровню стандартов.

В наборе стандартов (стандарт – норма, мерило, образец) с различной степенью детализации отражаются требования к продукции по безопасности, совместимости, взаимозаменяемости, рекомендации по потребительским свойствам. Они формулируются как абсолютные, относительные или предельные величины, должны быть взаимосвязанными и включать оптимальное число разновидностей.

Таким образом, качество имеет множество составляющих – техническую, экономическую, социальную, правовую, экологическую и др.

Услугам качество придают, кроме того:

·                  известность и надежность фирмы;

·                  ее компетентность в своей сфере деятельности, понимание специфики потребностей клиента (готовность ответить на нестандартные запросы);

·                  доступность, способность в любой момент обслужить клиента, отзывчивость персонала, его внешний вид, отделка помещений;

·                  обеспечение потребителей любой необходимой информацией.

Качество управления определяется его культурой, профессионализмом работников, развитостью информационных технологий, морально-психологическим климатом.

Высокое качество продукции и услуг приносит сегодня как производителям, так и потребителям значительный экономический эффект, поэтому ему уделяется пристальное внимание.

Но оно требует немалых расходов, к которым относятся:

·                  предупредительные затраты, связанные с обеспечением бездефектного производства (на планирование, проектирование, обучение работников и проч.);

·                  информационные издержки (на надзор, испытания в условиях эксплуатации, лабораторный, операционный и приемочный контроль);

·                  затраты на устранение дефектов, выявленных на предприятии (отбраковка, ремонт) и у потребителей (возврат, переделка).

Вместе с потерями от низкого уровня качества они составляют цену последнего, которая складывается из цены соответствия и цены несоответствия.

Цену соответствия определяют расходы, связанные с обеспечением качества:

·                  по предотвращению выпуска недоброкачественных изделий (на планирование, совершенствование технических средств, обучение персонала передовым методам работы);

·                  по управлению и контролю качества (на проверку конструкций изделий, входной контроль материалов и комплектующих, лабораторные приемочные испытания, надзор, испытание образцов готовых изделий).

Цену несоответствия формируют затраты, связанные с неудовлетворительным качеством:

·                  издержки в производстве (на исправление брака, переделку);

·                  расходы в сфере потребления (на ремонт в гарантийный период, замену и проч.).

За счет понижения качества часть этих издержек можно сэкономить и увеличить тем самым долю прибыли в доходах. Но некоторых избежать нельзя (на аудит, проверку испытательного оборудования, обучение, контроль).

Для минимизации затрат, связанных с обеспечением качества, нужно:

·                  осуществлять рационализацию их отдельных статей;

·                  оптимизировать структуру (например, увеличение расходов на предупредительные мероприятия ведет к их снижению на устранение дефектов);

·                  обеспечить обоснованный уровень соотношения цены и качества продукции (с учетом приоритетности последнего и соблюдения требований, предъявляемых законодательством, потребителями, техническими условиями).

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров