Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Анализ нормативной базы антикризисного управления

Одним из важнейших инструментов повышения эффективности экономического развития страны является институт несостоятельности (банкротства), появившийся в торговом обороте еще в средние века, который отсутствовал в правовой практике нашего государства свыше 70 лет.

В настоящее время в Республике Беларусь вопросы банкротства регулируются следующими законами и подзаконными актами:

 Ст.61 Гражданского кодекса  предусматривает объявление юридического лица банкротом применительно к коммерческим организациям, потребительским кооперативам, благотворительным и иным фондам (за исключением казенных предприятий, основанных на праве оперативного управления, которые не могут быть признаны банкротами, т.к. по их обязательствам дополнительную субсидиарную ответственность несет собственник - Республика Беларусь). Признание юридического лица экономически несостоятельным (банкротом) влечет его санацию, а при невозможности или отсутствии оснований продолжения деятельности - ликвидацию. Основания признания судом факта банкротства, порядок его санации и ликвидации устанавливаются законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве).

 Республика Беларусь оказалась первым государством СНГ, принявшим Закон «Об экономической несостоятельности и банкротстве» (утвержден Верховным Советом БССР 30.05.91г. с изменениями и дополнениями 17.06.93г. и 18.01.94г.).  Однако он имел ряд недостатков, вследствие чего так и остался недействующим. Но в то же время стал отправной точкой для развития законодательства о банкротстве. 

Так, с целью реализации Закона при Кабинете министров Республики Беларусь был создан Совет по банкротству и финансовому оздоровлению субъектов хозяйствования (постановление Кабинета Министров РБ от 08.10.96г. № 565). Цель Совета — координация деятельности по созданию условий для осуществления санации и реструктуризации субъектов хозяйствования до признания должников экономически несостоятельными.

Основные задачи — согласование действий министерств и других центральных органов управления. С целью решения более конкретных задач и разработки законодательства по вопросам несостоятельности и банкротства Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 11.04.97г. № 335 создан Комитет по санации и банкротству при Министерстве по управлению государственным имуществом и приватизации РБ. В новой структуре Правительства, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 24.09.01г. № 516 эти функции возложены на Министерство экономики, для чего в его структуре создан Департамент по санации и банкротству с правами юридического лица.

 Конкретизация многих положений Закона об экономической несостоятельности и банкротстве произведена в Декрете Президента РБ от 26.10.98г. № 16 «О дополнительных мерах по взысканию задолженности с субъектов хозяйствования». Он являлся во многом временной мерой, необходимой в условиях отсутствия нового Закона. Декретом было поручено Совету министров в трехмесячный срок вынести на обсуждение национального собрания Законе о несостоятельности (банкротстве). Впоследствии ряд положений Декрета были отменены. Данным декретом установлена необходимость подачи заявлений о банкротстве юридических лиц органом, зарегистрировавшим их и ответственность собственника по долгам ликвидируемого предприятия.

 В дальнейшем принят ряд нормативных актов, регламентирующих деятельность антикризисных управляющих - доверенных лиц, которые являются основной фигурой при проведении процесса об экономической несостоятельности и банкротстве предприятия. К основным из них можно отнести постановления Министерства экономики РБ от 16.01.02г. № 9  «Об утверждении Положения об аттестации физических лиц на их соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)», от 16.01.02г. № 10 «Об утверждении Положения о порядке лицензирования деятельности управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности ( банкротстве), от 11.02.02г. № 38 «Об утверждении Положения об аккредитации (признании полномочий) юридических и физических лиц на осуществление экспертной деятельности по вопросам экономической несостоятельности (банкротства) и улучшения финансового состояния должника» и др.

 Начиная с 1996 года Комитетом по санации и банкротству совместно с Высшим Хозяйственным  Судом Республики Беларусь разрабатывался пакет новых законов о банкротстве, который должны были объединить все предшествующие нормативные акты. В итоге в июне 2000 года Национальным собранием принят, а 18 июля 2000 года подписан Президентом РБ «Закон об экономической несостоятельности (банкротстве)» № 423-З, который вступил в силу 12 февраля 2001 года. Он регулирует производство по делу о банкротстве, оговаривает случаи заключения мирового соглашения, предусматривает конкурсное производство с санацией, а ликвидацию субъекта хозяйствования только при невозможности оздоровления, процедуру банкротства отдельных категорий предприятий. Однако и этот документ не лишен некоторых недостатков. Например, он не предусматривает четкой трактовки понятия «хроническая неплатежеспособность», не предусматривает минимальный размер требований к должнику, которые дают основания подать заявление о банкротстве. Закон включает 261 статью, объединенную в 13 разделов.

 Экономическую сторону процедуры банкротства регулируют:

Правила по анализу финансового состояния и платежеспособности субъектов предпринимательской деятельности, утвержденные приказами Минфина, Минэкономики, Мингосимущества, Минстата РБ от 27.04.2000г. № 46/ 76/ 1850/ 20. Они устанавливает нормативные показатели неплатежеспособности предприятий 11 основных отраслей хозяйствования, которые являются критерием при вынесении решения об отнесении предприятия к банкротам;

Положение об оценке стоимости объектов государственной собственности (утверждено приказом Мингосимущества РБ от 15.05. 96г. № 112 с последующими изменениями и дополнениями) и устанавливает порядок оценки стоимости имущества предприятия, объявленного банкротом.

 Процедуру ликвидации при банкротстве конкретизируют Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное декретом Президента Республики Беларусь от 16.03.99г. № 11 и измененное и дополненное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.11.2000г. № 22, а также Постановление Пленума Высшего хозяйственного Суда РБ от 22.06.2000г. № 9 «О порядке назначения хозяйственными судами ликвидационных комиссий, управляющих, ликвидаторов и их деятельности при ликвидации юридических лиц».

Государственное регулирование процессами экономи­ческой санации и банкротства предприятий осуществляется на основе нормативных актов. В Республике Беларусь в этой области действуют Закон Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» и Указ Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)», дополняющий, уточня­ющий и конкретизирующий отдельные положения Закона.

Кроме этого институт банкротства обеспечивается системой правовых норм. В основании этой системы находятся нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь: об экономической несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя (ст. 24); о субсидиарной ответственности лиц, которые вправе давать обязательные для должника – юридического лица указания либо иным образом определять его действия (п. 3 ст. 52, п. 2 ст. 105); о возможности ликвидации отдельных юридических лиц, кроме учреждений и казенных предприятий, вследствие признания их экономически несостоятельными (банкротами) (п. 4 ст. 57); об очередности удовлетворения требований кредиторов в случае ликвидации юридического лица (ст. 60); об экономической несостоятельности (банкротстве) юридического лица (ст. 61) и др. [8].

Существуют и другие акты законодательства, регулирующие процедуру банкротства.

Таким образом, можно говорить, что Закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» является одним из основных законодательных актов в системе правового регулирования экономической несостоятельности (банкротства). Вместе с тем рассматриваемый Закон не исключает возможности принятия других законодательных актов, регулирующих отдельные правоотношения, связанные с экономической несостоятельностью.

В 12.11.2003г. был принят Указ Президента Республики Беларусь №508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства). Данный Указ разделил между собой понятия банкротство и экономическая несостоятельность [19].

Анализ норм Гражданского кодекса Республики Беларусь (статьи 46, 57, 61 и др.), а также норм Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (статьи 1, 2) позволяет достаточно полно определить круг должников – юридических лиц, попадающих в сферу действия комментируемого Закона [22].

Основной формой борьбы с экономической несостоя­тельностью предприятий в соответствии с Законом признается их досудебное оздо­ровление. Для этого на руководителей и учредителей орга­низаций, а также на государственные органы управления возлагается обязанность своевременно принимать меры по предупреждению экономической несостоятельности.

Такими мерами могут быть:

-         изменение структуры и состава органов управления юридических лиц и иных организаций;

-         взыскание дебиторской задолженности;

-         выделение бюджетных средств для погашения задол­женности перед кредиторами, заключение кредитных дого­воров,   погашение   кредиторской   задолженности   за   счет иных источников;

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров