Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Рынки и конкуренты

 

На конкуренцию в лизинговой области в первую очередь оказало влияние структура концентрации  финансового капитала,  при которой значительная часть лизинговых компаний создавалась в Москве и Санкт-Петербурге. Лизинговые компании учреждаются разными структурами, как коммерческими, так и государственными. Те компании, которые продолжали лизинговую деятельность в период спада, прочно заняли свои ниши на рынке лизинга техники и оборудования, как, например, «Балтийский лизинг», основным направлением которого является лизинг кораблей, компьютеров, авиационной техники и других транспортных средств; «Аэролизинг», основным направлением является внутренний лизинг самолетов.

В результате можно выделить три выделившиеся группы лизинговых компаний, которые соответственно применяют свою, присущую им и зависящую от их особенностей стратегию. Все лизинговые компании, действующие на российском рынке, являются либо дочерними отделениями банков (Интеррослизинг, Лизингбизнес и другие), либо отраслевыми компаниями (Лизингуголь, Росстанкоинструмент), либо муниципальными компаниями (Московская лизинговая компания, Ликострой). Рассмотрим подробнее стратегию присущую каждой из групп.

Первая группа представлена лизинговыми компании, созданные банками, которые ориентировались на оказание стандартных лизинговых услуг широкому кругу клиентов. Банки-учредители не только финансировали деятельность дочерних компаний, но и активно поставляли им клиентов из числа тех, кто обращался к ним за получением кредита на приобретение основных средств. Естественно, что лизинговые компании, входящие в структуру крупных банков, стали крупными и на рынке. Имея большой портфель заказов, а значит наиболее современные методы работы, квалифицированный персонал. Подбор клиентов через родственный банк облегчал работу, так как лизинговая компания получала доступ к большому числу клиентов с относительно известной кредитной историей. Оптимизировался процесс среднесрочного кредитования для связи «банк - дочерняя лизинговая компания» посредством использования специальной техники ценообразования и защиты от кредитных рисков, тем не менее, лизинговые отделы банков сталкивались с тем, что многие лизингополучатели не могли освоить высокую процентную ставку по лизингу, так как ресурсы, которые привлекались для лизинга, стоили также дорого. Сроки, на которые удавалось привлечь кредитные ресурсы, были крайне малы - до 1 года. В эти сроки не могли уложиться до 80 % обращающихся в компанию предприятий. Со временем лизинговые компании стали отказываться от учета лизинговых операций в российских рублях и переходить на учет в иностранной валюте. Следующим их шагом стало обращение непосредственно к производителям, так как только производитель мог предложить приемлемую ставку процента (8-12 % годовых), которую могли освоить лизингополучатели, привлекающие оборудование, и необходимые сроки (до 5 лет), которые требовались для полного освоения лизингового оборудования. Роль лизинговых компаний при банках постепенно укреплялась, то есть банк через лизинговую компанию гарантировал производителю возвратность средств за оборудование за определенный интерес. В обязанности лизинговой компании входило проведение финансового анализа проекта и отслеживание своевременности оплаты лизинговых платежей лизингополучателем, а также контроль по использованию за оборудованием в течение всего времени исполнения лизингового договора.

Российский рынок лизинговых услуг столкнулся с риском непогашения средств за предмет лизинга. В значительной степени это вызвано не до конца продуманным маркетингом, и предприятие - лизингополучатель так и не выходит на запланированный объем продаж продукции, произведенной на лизинговом оборудовании. Поэтому компании вынуждены назначать невысокую залоговую стоимость оборудования (до 30 % от стоимости оборудования), которое является предметом договора лизинга.

Весь спектр перечисленных способов защиты от рисков, несомненно, сокращает количество проектов, которые готова рассматривать лизинговая компания для заключения лизингового договора.

Характерен холдинговый подход к организации лизинга, которые реализуются одним из крупнейших банков России - «Российским кредитом». Скупив акции государственных предприятий, банк оказался перед выбором: продавать эти акции более дорого, так как в основной своей массе эти предприятия были мало рентабельны или убыточны из-за устаревшего оборудования и технологий, используемых в процессе производства, либо найти способ более полной реализации производственных мощностей выкупленных предприятий. Был выбран второй путь. Контролируя весь процесс производства, и сбыта, банк через образованное лизинговое подразделение смог с наименьшим риском развивать предприятия, обеспечивая им получение в лизинг новейшего оборудования и технологий.

Инвестиционный отдел банка рассматривает инвестиционный проект развития завода, акциями которого владеет банк. Одной из форм инвестирования может быть лизинг. Количество «посторонних» клиентов, инвестиционные проекты которых готов рассматривать банк, едва достигает 10 % от общего числа инвестируемых проектов. Это очень выгодные проекты, с высокой степенью рентабельности и очень малым риском. С первых шагов развития лизинга банк столкнулся с проблемой высокой стоимости российских ресурсов для лизингополучателя и невозможностью проведения операций оперативного лизинга. Трудностью явилось и то, что при импорте технологического оборудования первый собственник не должен уплачивать налог на добавленную стоимость на таможне, но при сдаче этого оборудования на условиях финансового лизинга лизингополучатель был обязан выплатить этот налог, так как на этот раз право собственности переходило от зарубежного резидента к российскому резиденту. Это обстоятельство многократно увеличивало стоимость лизинговой услуги. Выход из данного положения был найден банком «Российский Кредит», который использовал схему с участием лизингового отдела  банка.

Инвестируя, таким образом, в дочерние структуры, банк получает конкурентоспособные предприятия, способные давать более высокий процент рентабельности. Лизинговое подразделение банка «Российский кредит» выполняет часть общего объема функций, которые должна выполнять лизинговая компания. Подразделение проводит финансовый анализ, ведет переговоры с поставщиками и лизингополучателями, но не выкупает оборудование, а выступает посредником-гарантом в лизинговой сделке, не неся дополнительных обязательств за качество работы лизингового оборудования, что бывает очень важно для лизингополучателя. Для того чтобы лизинговое подразделение полностью выполняло функции лизинговой компании необходимо снижение ставки процента на денежные ресурсы на внутреннем рынке страны.

Совершенно другой подход используют лизинговые компании, созданные под определенные правительственные программы и которые как следствие жестко ориентированы на осуществление лизинговых сделок с определенными типами клиентов. Такие компании пользуются льготным бюджетным финансированием, что позволяет им предлагать более привлекательные условия для клиентов, но доступность их услуг сильно ограничена. Для таких компаний основным критерием является соответствие клиента правительственной программе, а вопросы эффективности или хотя бы надежности реализуемых лизинговых проектов стоят не так остро, как для коммерческих лизинговых компаний. Главное для них - это выполнить социальный заказ помощи в создании определенной инфраструктуры. Так, например, Правительство Москвы через Фонд поддержки малого предпринимательства организовало Московскую лизинговую компанию для стимулирования развития малого бизнеса в Москве, а также финансируемые за счет бюджета «Агропромлизинг» и «Ликострой». Московская лизинговая компания заключила много договоров на лизинг оборудования для переработки мяса, торгового оборудования, деревообрабатывающего оборудования, оборудования по разливу газированной воды, пекарен. Это позволило Московскому Правительству ликвидировать дефицит товаров и услуг, создать хорошую инфраструктуру в городе.

 Московской лизинговой компании является хорошим примером решения администрацией социальных вопросов в регионе. Клиентами компании могут быть малые предприятия, зарегистрированные только в Москве. Эти предприятия должны быть действующими и иметь опыт производства и реализации тех товаров и услуг, оборудование под которые запрашивается в лизинг. Направление деятельности этих предприятий должно соответствовать требованию Правительства Москвы по созданию новых рабочих мест. Так, например, для насыщения Западного округа города пекарнями в приоритетном порядке рассматривались бизнес-планы по созданию и реализации готовой продукции хлебопекарен именно в Западном округе.

Обращаясь в компанию для получения в лизинг оборудования, малое предприятие должно предоставить требуемые документы для анализа и контроля. Бизнес-план рассматривается относительно развития всего предприятия, а не использование конкретного оборудования. Предоставленный бизнес-план сравнивается сотрудниками компании с аналогичными проектами, юридическая служба проверяет чистоту предоставленных документов, техническая служба перепроверяет результаты маркетинговых исследований, проведенных предприятием. Совершается выезд на место ответственным сотрудником компании и проверяется право на аренду производственных помещений, так как в большинстве случаев малые предприятия не имеют производственные площади в собственности.

В качестве дополнительного обеспечения сделки Компания требует предоставить в залог либо транспортное средство, либо иное производственное оборудование, принадлежащее лизингополучателю на правах собственности. Дополнительно лизингополучатель обязан произвести авансовый платеж в размере около 8% от стоимости лизингового оборудования в качестве депозита. Депозит засчитывается компанией в счет последних платежей или в счет штрафов, которые может получить малое предприятие за просрочку оплаты лизинговых выплат. Средние сроки, на которые уже предоставила и предоставляет оборудование в лизинг Московская лизинговая компания, достигают трех лет, что по российским меркам считается долгосрочными вложениями. Самым значительным конкурентным преимуществом является низкая ставка по лизингу, а такие условия может предложить далеко не каждое кредитно-финансовое учреждение. Но из-за слабо развитого рынка подержанного оборудования используется в 97% только финансовый лизинг. Чтобы избежать рисков непогашения лизинговых сумм, компания отслеживает наиболее рентабельные отрасли. Так, например, на начальном этапе деятельности компании наиболее высокодоходными были мини-пекарни, производство по разливу в пластиковые бутылки, но сейчас прибыльность этих отраслей осталась позади по отношению к производству по переработке мяса и т. д. Тем не менее, компания сталкивается с фактами банкротства малых предприятий, взявших у нее оборудование в лизинг. Процент таких предприятий не превышает 12, в основной своей массе эти предприятия результатами своей деятельности обязаны неграмотному менеджменту. Обнаружив невозможность лизинговых выплат лизингополучателем, компания расторгает договор, изымает из производства лизинговое оборудование и налагает арест на залог, взятый в качестве обеспечения при подписании лизингового договора.

Последняя группа лизинговых компаний и, следовательно, соответствующая стратегия представлена отраслевыми лизинговыми компаниями. Так, например государственные органы создавали лизинговые компании для решения и выполнения специальных программ, предоставляя для них эксклюзивные льготы по налогообложению и, предоставляя им дешевые финансовые ресурсы. Но, однако, подобные отраслевые лизинговые компании, ориентированные на обслуживание определенной отрасли, постепенно свернули деятельность, так как основной вопрос финансирования сделок оказался не решен. Такие компании были построены, исходя из принципа государственной поддержки, что делало их чрезвычайно уязвимыми.

Наверное, наиболее успешной компанией данной группы является «Лизингуголь», которая занимается обеспечением угольных объединений горно-шахтным оборудованием. Данная компания смогла добиться значительных оборотов за счет применения компенсационного лизинга, когда оплата осуществлялась продукцией, произведенной на лизинговом оборудовании. В данном случае углем, металлом и другой продукцией.

Другие лизинговые компании вынуждены изобретать сложные схемы для проведения операций и стандартизировать их, что позволяет им развиваться дальше. Однако подобная стратегия, направленная на стандартизацию лизинговых сделок, в свою очередь, не позволяет лизинговым компаниям быть гибкими по отношению к клиентам и быстро расширять рынок услуг. Ряд лизинговых компаний нашли выход, из данного положения изменив свою стратегию и, начав специализироваться только на международном лизинге, используя некоторые ниши в российском налоговом законодательстве.

Также следует отметить, что на рынке лизинговых услуг еще остаются незаполненные ниши. Так, например,  практически отсутствует рынок мелких

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров