Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (3)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (4)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (4)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (10)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (11)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (12)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (13)
(Статьи)


Заказ научной авторской работы

Качество продукции; конкурентоспособность на мировых рынках, ее показатели и методы оценки

Качество - весьма сложная и противоречивая категория. Оно пронизывает все стороны жизни людей, является важнейшим стимулом деятельности каждого человека и общества в целом.

Каждый предмет имеет внешнюю и внутреннюю определенность. Внешняя определенность - это форма, размеры, цвет и другие воспринимаемые органами чувств человека характеристики, позволяющие различать между собой окружающие предметы. Внутренняя определенность предмета представляет собой его структуру, взаимосвязи, функциональные особенности.

Категории «качество» с древних времен и до настоящего времени уделяется большое внимание.

В философии качество трактуется как определенность вещи (предмета, явления, процесса), т.е. существование каких-то определенных отличий одной вещи от другой.

По мнению древнегреческого философа Аристотеля, качество образует то, что существует само по себе. Оно занимает второе место после сущности. Аристотель рассматривал качество в следующих значениях: видовое отличие сущности, характеристика состояний сущности, свойство вещи. Аристотель уделял особое внимание качеству материальных предметов, связывая его с отличительными особенностями, состоянием, свойствами, изменчивостью этих предметов [6, с.25].

Гегель определял качество наряду с количеством и мерой исходными логическими моментами бытия. Он отмечал, что «качество - есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество». Гегель выявил диалектику качества и количества, их взаимосвязь.

Идеи качества Аристотеля, Гегеля, русских философов во многом определили подходы к проблемам качества на различных этапах развития теории качества, в том числе современные взгляды. Однако качество не существует вне времени, поэтому трактовка понятия качества на каждом из этапов отражала состояние развития общества и доминирующее в нем отношение к качеству.

В словаре русского языка приводятся следующие определения качества:

1.     Существенный признак, свойство, отличающее один предмет от другого.

2.     Степень достоинства, ценности, пригодности вещи, действия и т.п., соответствия тому, какими они должны быть.

3.     Существенная определенность предмета, явления или процесса, в силу которого он является данным, а не иным предметом, явлением или процессом (философская категория).

В различных справочных источниках качество определяется как «соответствие цели», «пригодность для использования», «соответствие требованиям», «удовлетворение нужд потребителя», «учет общественных потребностей».

Многообразие понятий качества вызвано разнообразием явлений и взаимосвязей, обусловливающих процессы бытия людей, формирования потребностей, состояние производства и потребления товаров. Каждое из понятий соответствует конкретным ситуациям, применительно к которым его используют [6, c.28].

В условиях развитых конкурентных отношений качество товаров чаще всего рассматривают как степень их соответствия конкретным требованиям конкретных потребителей. Вместе с тем на многих отечественных промышленных предприятиях и в торговле и до настоящего времени качество продукции воспринимают как степень их бездефектности, поскольку именно дефекты, отказы и другие несоответствия продукции требованиям нормативных документов контролируются отделами технического контроля в промышленности и службами контроля качества. Это происходит вследствие следующих причин:

?   в течение продолжительного времени в нормативных документах качество продукции трактовалось как ее соответствие требованиям нормативных документов;

?   в промышленности из-за отсутствия конкуренции не уделялось должного внимания потребительским свойствам товаров и внедрению в производство новых изделий;

?   производство новых изделий и изделий высокого качества было экономически невыгодным предприятиям-производителям;

?   потери предприятий-производителей из-за низкого качества производимой продукции касались в основном расходов на устранение дефектов и ремонт в случаях возникновения отказов до истечения гарантийных сроков эксплуатации продукции;

?   многие производители предприятий еще не осознали, что экономическая стабильность предприятий определяется в конечном итоге качеством и конкурентоспособностью производимой ими продукции.

Для проведения практических работ по обеспечению качества все субъекты, имеющие к нему отношение, должны использовать единую стандартизированную терминологию. При стандартизации терминов устанавливаются и классифицируются основные понятия, дается их однозначное толкование. Это обеспечивает взаимопонимание всех, кто профессионально занимается решением проблем в области качества [10, c.65].

В настоящее время во всех экономически развитых странах принята единая терминология, содержащаяся в международном стандарте ИСО 8402.

Первая версия ИСО 8402 была принята в 1986 г. - за год до введения в действие стандартов ИСО серии 9000.

В 1994 г. введена в действие новая версия ИСО 8402. Стандарт издан на трех официальных языках ИСО - английском, французском и русском. В обновленном стандарте число терминов увеличено почти втрое, а в определения содержащихся ранее терминов внесены уточнения.

Понятие качества в МС ИСО 8402: 1994 определено так: «Качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности» [17, c.63].

Под объектом здесь подразумевается деятельность или процесс, продукция, организация, система или любая комбинация из них. Введение понятия «объект» позволяет рассматривать качество не только применительно к продукции, но и к любым объектам, связанным с обеспечением качества, что дает возможность проектировать каждый процесс в системе качества как совокупность ресурсов (персонал, средства обслуживания, сырье, технология) и деятельности.

В версии МС ИСО 8402:1994 в определение понятия «качество» введен термин «характеристика», включающий также понятие «свойство».

В Беларуси и некоторых других государствах СНГ наряду с МС ИСО 8402 продолжает действовать ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». В ГОСТ 15467-79 качество определено только применительно к понятию «продукция»: «Качество продукции - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».

Под продукцией здесь понимается «материальный результат труда, обладающий полезными свойствами, предназначенный для использования потребителем».

Анализ терминов, содержащихся в обоих стандартах, показывает, что в них имеются существенные различия как в методических подходах к решению проблем качества, так и в трактовке основных понятий.

Общим же является то, что качество продукции определяется степенью соответствия совокупности ее свойств потребностям.

Рассматривая качество в любом аспекте толкования данного термина, мы говорим о совокупности свойств и характеристик продукции. Следовательно, необходимо уметь оценивать каждое свойство из этой совокупности. Оцениваются они через определенные показатели.

Под показателями качества в экономической науке понимается количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее эксплуатации или потребления [34, с.251].

Выделяют следующие группы показателей качества, исходя из определенных классификационных признаков:

1.     Назначения. Они характеризуют те свойства продукции, которые определяют функции назначения продукции и область ее применения;

2.     Надежности. Под надежностью понимается способность изделия выполнять заданные функции при сохранении эксплуатационных показателей в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки;

3.     Экономного использования сырья. Показатели этой группы характеризуют свойства изделия, отражающие его техническое совершенство по уровню или степени потребляемых им ресурсов при эксплуатации;

4.     Эргономические. Данные показатели характеризуют изделие как звено, входящее в систему «человек - изделие - среда» и учитывают комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических, психофизиологических и психологических свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых условиях;

5.     Эстетические. Они характеризуют выразительность, рациональность формы, целостность композиции, оригинальность. Как правило, показатели эстетические определяются на основании экспертных оценок и выражаются в баллах;

6.     Транспортабельности. Данные показатели характеризуют приспособленность продукции к перемещению в пространстве не сопровождающемуся ее потреблением;

7.     Стандартизации и унификации - характеризуют степень насыщенности изделия стандартными и унифицированными составными частями;

8.     Патентно-правовые. К ним относятся показатели патентной чистоты и патентной защиты;

9.     Экологические. Отражают степень вредного воздействия на окружающую среду в процессе потребления или эксплуатации продукции;

10.           Безопасности. Характеризуют степень защиты обслуживающего персонала при эксплуатации или потреблении продукции;

11.           Обобщающие показатели эффективности. Показатели этой группы характеризуют не само качество, а целесообразность применения продукции нового качества. Сюда же входит и интегральный показатель качества, выражающий отношение суммарного полезного эффекта от потребления или эксплуатации продукции к суммарным затратам на создание и потребление продукции.

Проведя анализ сущности качества, перейдем к рассмотрению тесно связанного с ним понятия конкурентоспособности.

Конкуренция, являющаяся соревнованием ради прибыли, выступает основной движущей силой товарного хозяйства, а сам товар становится орудием конкурентной борьбы, ее видимой причиной и неизбежным следствием [36, с.18].

В условиях высокой насыщенности мировых товарных рынков, превышения на них предложения над спросом каждый товар (и стоящие за ним товаропроизводитель и продавец) вынужден вести жесткую борьбу за предпочтение потребителя. Множество товаров одновременно предлагают одинаковые или различные способы удовлетворения одной и той же потребности покупателя на равных или незначительно варьирующих ценовых условиях. В этой ситуации предпочтение потребителя отдается товару, который в маркетинге определяется как конкурентоспособный. Что же такое конкурентоспособность товара?

В отечественной и зарубежной литературе имеются различия в терминологическом аппарате, связанном с вопросами конкурентоспособности. При этом, как правило, понятиям не дается однозначного толкования, что приводит к сложности их понимания.

Например, даются такие определения, как «конкурентоспособность товаров показывает степень притягательности для совершающего реальную покупку потребителя», «конкурентоспособность продукции - это способность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период».

В определенной степени «конкурентоспособность» отождествляется с понятием «качество продукции». Однако, качество и конкурентоспособность это две разные категории, хотя в конкурентоспособность входит понятие качество, но лишь составным элементом. В частности, конкурентоспособность отличается от качества тем, что [9, с.11]:

?   Это параметр, характеризующий продукцию, оценку которому дает только потребитель;

?   Это параметр, определяемый только путем сравнения с товарами конкурентов на конкретно рассматриваемом рынке. Мировой рынок уже давно оперирует понятиями «градация», «разряд», «класс», которые устанавливают уровень требований к качеству продукции (ценность для потребителя) за соответствующую цену. И никто не сравнивает по «качеству» гостиницы с пятью и двумя звездами. Для каждой градации существует свой сектор рынка, свой круг потребителей, соизмеряющих свои желания со своими финансовыми возможностями.

?   Конкурентоспособность - это категория временная, распространяемая только на период жизни товара, причем нестабильная, зависящая, в частности, от стадий жизненного цикла товара на рынке сбыта.

Чтобы продукция стала конкурентоспособной, она должна выполнять свои функции лучше, чем аналогичная, обладать лучшим качеством и большей надежностью, иметь другие свойства, существенные для потребителя, чем та, что предлагается другими производителями.

Однако конкурентоспособной может оказаться также продукция равного качества и даже несколько уступающая конкурирующей, поскольку к числу условий, интересующих потребителя, относиться также его привычка к определенной продукции, марке, фирме, какой-либо особенной черте продукции, семейная традиция или другие подобные факторы.

В целом, конкурентоспособность можно определить как комплексную многоаспектную характеристику товара, определяющую его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение, которое обеспечивает возможность реализации этого товара в определенный момент времени на конкретном рынке. Отсюда следует, что конкурентоспособность обусловливается качественными и стоимостными особенностями товара, которые учитываются покупателем согласно их непосредственной значимости для удовлетворения потребностей. При этом среди товаров аналогичного назначения большей конкурентоспособностью на рынке обладает тот, который благодаря своим свойствам обеспечивает наибольший полезный эффект по отношению к цене потребления.

Конкурентоспособность товаров более полно раскрывается через систему ее показателей. Они представляют собой совокупность критериев количественной оценки уровня конкурентоспособности изделий.

Основой для построения системы показателей конкурентоспособности являются анализ взаимодействия потребности и товара, в ходе которого осуществляется их сравнение и выявляется степень соответствия друг другу. Суммарный полезный эффект от каждого товара по существу представляет производную нескольких факторов, важнейшим из которых является качество изделия. Именно оно является основным критерием успеха товаров в конкурентной борьбе на рынке и образует группу качественных показателей конкурентоспособности. Действительно, для того чтобы товар мог уд

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров