Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Разработка системы управления качеством в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000

 

Как было отмечено выше, качество продовольственных товаров определяется их пищевой ценностью и потребительскими свойствами. Пищевая ценность характеризуется такими понятиями, как энергетическая ценность, усвояемость, доброкачественность и др. и обусловливается содержанием в продукте белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и т.п. Потребительские свойства включают в себя: внешний вид, цвет, вкус, запах, консистенцию в др.

Необходимо отметить, что на протяжении многих десятилетий отечественное научное товароведение наибольшее внимание уделяло исследованию пищевой ценности продовольственных товаров, а потребительские свойства их в определенной мере недооценивались и оставались как бы в тени. Такое не совсем нормальное положение объяснялось рядом причин, важнейшей из которых, на наш взгляд, являлось то, что многие жизненно важные товары годами оставались дефицитными, и уже это само по себе создавало высокий покупательский спрос на них и необходимость в изучении потребительских свойств их утрачивала свою актуальность. Вместе с тем было и такое положение, когда многие потребительские товары залеживались на прилавках магазинов, приходили в негодность и, в конце •концов, уничтожались по той причине, что покупатель либо недостаточно знал их, либо они имели явно низкие потребительские свойства (невзрачность упаковки, плохая информативность и т.п.). В числе таких товаров чаще всего находились некоторые виды плодоовощных и рыбных консервов, пищевых концентратов и некоторые др. [40, с.87].

В этой связи как нельзя актуальной является курс нашей страны на внедрение требований международных стандартов, поскольку система стандартов бывшего Союза, во-первых, не обеспечивает конкурентоспособности белорусских товаропроизводителей, во-вторых, значительно отстала от мирового уровня требований к качеству продукции. Правда, на последнем саммите глав Госстандартов стран СНГ, состоявшемся летом 2000 года во Львове, удалось достичь договоренности об интеграции в системе ГОСТ. Но пока этот процесс идет весьма вяло, а защищать отечественный рынок от низкокачественной продукции нужно, как говорится, денно и нощно. Вот здесь белорусскому производителю, а значит, и всей нашей экономике может помочь сертификация по международным стандартам серии ISO 9000 .

Признано, что стандарты ИСО серии 9000 как системы качества являются хорошим инструментом для достижения главной цели фирм в рыночных условиях - удовлетворения потребителя. Завоевать потребителя можно только через качество - таково кредо процветающих фирм всего мира. Стандарты ИСО 9000 широко внедряются в Европе, США, Японии; ожидается резкое увеличение числа предприятий, внедряющих стандарты ИСО серии 9000 в странах Азии и Латинской Америки [2, c.19].

В 1994 году ИСО/ТК 176 завершил первый пересмотр («Фазу I») стандартов ИСО серии 9000. Для специалистов, которые занимаются проблемами управления качеством, это означает ряд принципиальных положений и новых версий, в частности на сделанный в стандартах акцент на деятельность по предупреждению дефектов. Введены дополнительные положения по «планированию качества» и «улучшению качества». При этом улучшение качества подразумевает принятие мер на всех уровнях предприятия для повышения, в конечном счете, экономических результатов деятельности [8, c.84].

К сожалению, внедрение систем качества в Беларуси отстает по сравнению с другими странами, что не способствует конкурентоспособности наших предприятий как на внешнем, так и на внутреннем рынке.

Принципиальным отличием создаваемых на предприятиях систем качества, основанных на стандартах ИСО серии 9000, является их четкая направленность на удовлетворение конкретных запросов потребителя. Именно это обстоятельство определяет необходимость внедрения систем качества как важного условия успешной конкурентной борьбы, завоевания доверия потребителей и, в конечном итоге, получения прибыли. Опыт ведущих стран мира доказывает, что качество продукции является главным условием «выживаемости» и ключом к успеху на рынке в условиях жесткой конкуренции.

На нынешнем этапе развития белорусской экономики необходимость и потребность в применении международных стандартов ИСО серии 9000 диктуется в первую очередь требованиями внешнего рынка. По оценкам западных специалистов, уже сегодня с переходом Европы к общему европейскому рынку в 90% контрактных отношений потребитель требует от предприятия-поставщика подтверждения о наличии системы обеспечения качества, соответствующей стандартам ИСО серии 9000. Способны ли сегодня белорусские предприятия в условиях затяжного экономического кризиса «прорваться» и закрепиться на общеевропейском рынке? Мировой опыт показывает, что прогресс экономики многих стран и отдельных предприятий связан с осознанием чувства кризиса и применением эффективных систем обеспечения качества как средства выхода из этого кризиса.

С применением стандартов ISO серии 9000 потребители получают возможность удостовериться в том, что производитель использует эффективную систему менеджмента качества, которая постоянно отвечает их требованиям относительно уровня качества продукции или услуг. Вот почему многие фирмы во всем мире тратят значительные средства на разработку и сертификацию систем управления качеством и требуют того же от своих поставщиков [13, c.63].

Таким образом, наиболее приемлемым курсом для отечественных предприятий и организаций является скорейшая разработка и внедрение систем качества в объеме требований стандарта ИСО 9004, освоение новых документов семейства ИСО 9000 и выход на сертификацию систем признанными органами.

Стандарты ISO серии 9000 пересматривались в 1994 году. И тогда же было разработано три основополагающих стандарта:

-         ISO 9001 «Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;

-         ISO 9002 «Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании»;

-         ISO 9003 «Модель обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях».

Учитывая замечания и опыт, накопленные при развитии и применении системы менеджмента качества, специалисты ISO разработали стандарты ISO серии 9000 версии 2000 года, объединяющие все перечисленные выше стандарты 1994 гола в один - ISO 9001:2000. Одно из наиболее принципиальных изменений при переходе к новой версии стандарта ISO 9001 - замена понятия «обеспечение качества» на «управление качеством». Если в версии 1994 года система качества рассматривалась как совокупность двадцати элементов, то в версии 2000 года требования к системе разделены на четыре основные группы: ответственность руководителя; управление процессами; создание продукции; измерение, анализ и усовершенствование. Новая версия стандарта также предусматривает системный подход. Достигаемый результат более эффективен, когда надлежащими ресурсами и видами деятельности руководят как процессами. Еще одно немаловажное отличие двух версий стандарта - это усиление ориентации на потребителя. Изучение требований потребителя и их удовлетворение, анализ удовлетворенности потребителя являются требованиями стандарта [18, c.78].

В условиях современного рынка, в который интегрируется экономика Беларуси, для предприятий, стремящихся к устойчивому положению на рынке, необходим менеджмент, обеспечивающий преимущества перед конкурентами в вопросах качества, цены, соблюдения сроков поставок и по другим критериям. И следование требованиям стандартов ISO 9001 версии 2000 года дает возможность сформировать систему управления предприятием, удовлетворяющую этим требованиям.

Помимо совершенствования системы управления качеством продукции, результаты такой работы необходимо доносить понятным языком до конечных потребителей. Так, указание на колбасах мелкими буквами сведений о сертификации и стандартизации их в соответствии с международными требованиями является недостаточным и не каждому понятным.

Упаковка отечественных товаров содержит недостаточно информации. Нередко на ней отсутствуют сведения о пищевой ценности продукта, содержании в нем вредных веществ (нитратов, нитритов, радионуклидов, пестицидов, тяжелых металлов и т.п.), способе употребления, условиях и сроках хранения. Иногда она носит неконкретный характер. Например, на банках с мясными консервами часто вместо указания конкретного срока хранения приводится мало полезная надпись «Продукт не подлежит длительному хранению» [40, с.88].

Проводимые нами многочисленные сравнительные оценки конкурентоспособности одноименных отечественных и импортных образцов продовольственных товаров показывают, что чаще всего наши товары уступают зарубежным именно из-за невыразительной и недостаточно информативной упаковки.

Через такую информацию, сопровождающую товар, зарубежный покупатель не получает рекомендаций о том, какие продукты необходимы для людей различных возрастных категорий, страдающих теми или иными заболеваниями, нуждающихся в профилактическом, диетическом питании. Это объясняется тем, что у нас по существу не проводятся маркетинговые исследования, поэтому крайне плохо удовлетворяются потребности населения в детском питании, в продуктах для профилактического и лечебного питания и т.п. [40, с.89].

Стандарты развитых зарубежных стран с рыночной экономикой, в отличие от отечественных, прежде всего, содержат показатели безопасности потребления пищевых продуктов.

В свете выше изложенного предлагается:

   принять в Республике Беларусь Закон о качестве товаров, который бы обязывал товаропроизводителей и торговлю реализовывать населению продукты питания с высокими потребительскими свойствами и пищевой ценностью и гарантировал безопасность потребления их;

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров