Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Налогообложение операций финансового лизинга в РФ

Лизинговые платежи всегда приравниваются к ренте, которую должен включить в обязательный доход лизингодатель. Однако, Налоговое Управление никогда не позволит лизингополучателю полностью вычесть из облагаемого дохода арендную плату и не успокоится, пока соглашение не будет настоящим лизингом, а не завуалированной покупкой оборудования или обеспеченной ссудой[1].

Теперь уже осознан тот факт, что лизинговая форма инвестиций – это не просто способ вложения средств в развитие реального производства, но и новая для нашего рынка эффективная схема финансирования. Но если лизинг строится его участниками на налоговой основе, то происходит снижение налоговых поступлений в бюджет по сравнению с традиционным кредитным финансированием капиталовложений. Среди экономистов нет однозначного мнения по поводу льготного налогового режима по лизингу.

Показатели бюджетной эффективности отражают финансовые последствия реализации проекта для федерального, регионального и местного бюджета. Методы оценки бюджетной эффективности, в принципе, те же что и для определения коммерческой эффективности. Если считать, что эффективность лизинга зависит только от перераспределения налоговых льгот, то так или иначе, упраздняй налоговые льготы по лизингу или усиливай их, все равно общая эффективность лизинга (складывающаяся из коммерческой и бюджетной эффективности) равна нулю. Любое увеличение налоговых льгот участникам лизинга оборачивается точно таким же снижением налоговых поступлений в бюджет (и наоборот). Такой вывод основывается на представлении лизинга исключительно как финансового инструмента. Предполагается, что перераспределение созданной в ходе производства стоимости, как бы, не имеет прямого отношения к самому производству. С этой точки зрения, для правительства не имеет значения каким способом (лизингом или прямым кредитованием) финансируется производственный проект, а значит и налоговые льготы по лизингу необходимо упразднить. Однако, в действительности, льготный налоговый режим по лизингу отражается на производственной эффективности арендатора. Эта взаимосвязь обнаруживает непосредственное отношение лизинга к производству, а значит и льготный налоговый режим для лизинга требует углубленного изучения. Государственная фискальная политика в отношении лизинга – это предмет дискуссии в которой до настоящего времени не найдено компромисса.

Наиболее часто высказываемые аргументы в пользу предоставления налоговых льгот.

Чем обоснованы налоговые льготы по лизингу?

Во-первых, лизинг рассматривают как один из способов развития производства, имея при этом в виду производственную эффективность арендатора. Лизинговый механизм обуславливает снижение лизингодателем стоимости арендуемых основных фондов с целью выполнения критерия эффективности аренды, в сравнении с кредитом, для арендатора. Увеличение суммы финансирования при лизинговой форме капиталовложений имеет непосредственное отношение к производственной эффективности арендатора. И в этом роль лизинга для интенсификации инвестиционного процесса трудно переоценить.

Во-вторых, с точки зрения государства, важным в лизинге является то, что лизинговая форма капиталовложений способствует переориентации кредитной деятельности на нужды производства. Финансовые, в частности банковские, круги находят, что лизинг снижает отдельные факторы инвестиционных рисков по сравнению с другими формами финансирования и открывает доступ к получению налоговых льгот.

В-третьих, лизинг позволяет осуществлять производственные инвестиции в условиях высоких темпов научно – технического прогресса. При лизинге экономически оправдана политика ускоренной амортизации, тогда как при прямом кредитовании производства это не всегда приемлемо. Ускоренное накопление амортизационного фонда способствует своевременной замене оборудования на более прогрессивное.

В-четвертых, лизинг может стимулировать производственные инвестиции при высоких ставках ссудных фондов. То, что рентабельность предприятий промышленных отраслей в целом ниже, чем у предприятий финансовой и торговой сфер экономики, факт общеизвестный. Поэтому промышленным предприятиям сложнее, а под час просто не выгодно, пользоваться дорогими кредитными ресурсами. Однако лизинг, при высокой рыночной ставке ссудных фондов, может обеспечивать относительное снижение ставки арендной платы производителям продукции.

В-пятых, лизинг, как форма инвестиций, способствует развитию рыночной инфраструктуры. Основному звену рыночной экономики – малому и среднему бизнесу – представляется дополнительная возможность получения инвестиций.

Однако находятся экономические доводы в пользу упразднения налоговых льгот.

Чем лизинг не выгоден государству? Наибольший удельный вес в доходах бюджета имеют налоговые поступления. Поэтому неслучайно, величина налоговых поступлений от реализации проекта представляются наиболее значимым показателем его бюджетной эффективности. Налоги с прибыли предприятий – весомая составляющая доходов российского бюджета. Например, собственно налог на прибыль в доходах федерального бюджета составлял: 21,7% в 1992 г., 24,2% в 1993 г., 21% в 1994 г., 22,5% на начало сентября 1995 г. К настоящему моменту осознан тот факт, что коммерчески эффективный лизинг, строящийся его участниками на налоговой основе, способствует снижению налоговых поступлений с прибыли предприятий в бюджет, по сравнению с традиционным кредитным финансированием капиталовложений. В общем, ответ банален, лизинг позволяет его участникам увеличить и перераспределить стоимость предоставляемых государством инвестиционных налоговых льгот. Если этот ответ конкретизировать, то можно констатировать следующие факты:

Во-первых, не все налоговые преимущества лизинга получает лизингополучатель. Производственная эффективность лизингополучателя – это составная часть общего экономического эффекта лизинговой операции, являющаяся следствием более эффективного распределения инвестиционных затрат и связанных с этими затратами налоговых льгот в лизинге, нежели при кредитном финансировании. Лизинг позволяет лизингодателю использовать процентный и амортизационный налоговые щиты с одновременным использованием лизингополучателем налогового щита арендной платы, который отсутствует при прямом кредитном финансировании. Часть налоговых льгот, предоставляемых правительством производственной сфере экономики, при лизинге переходит к лизингодателю, то есть в финансовую сферу.

Во-вторых, лизинг для государства видится еще менее привлекательным, если он осуществляется внутри страны и ставка налога на прибыль лизингодателя больше ставки налога на прибыль арендатора. Получаемые лизингодателем налоговые льготы оказываются больше тех налоговых льгот, которые мог бы получить лизингополучатель.

В-третьих, в международных лизинговых операциях происходит импорт налоговых льгот лизингодателем – экспортером капитальных товаров. В противовес чему задолженность по международному лизингу не учитывается Международным Валютным Фондом в задолженности страны арендатора и как бы появляется возможность превысить первоначально установленный лимит кредитов. Однако, лизинговая задолженность, в экономическом смысле, тот же долг и собственно внешняя государственная задолженность от внебалансового учета лизинговых обязательств меньше не становится.

Чем объясняется отрицательный эффект лизинга для государства? Если эффективность лизинга основывается только на особенности налоговых условий его проведения, то взаимная выгода участников лизинга происходит исключительно за счет государства. Экономически эффективный лизинг с точки зрения государства сопровождается побочным эффектом перераспределения налоговых льгот. Издержки перелива[2] в лизинге возникают у государства, когда предоставленные им налоговые льготы производственному сектору экономики перемещаются к лизингодателю, который не является непосредственным производителем продукции. Таким образом, проводимая государством фискальная политика в отношении лизинга оказывает непосредственное влияние не только на производственную, но и на финансовую сферу экономики. Возникает вопрос о направленности государственных мер в отношении лизинга.

Нужно ли предоставлять льготы всем участникам лизинга, либо только лизингополучателям, производящим продукцию? Справедливо считается, что в большей мере льготы нужны именно в производственной сфере. Однако лизингополучатель уступает инвестиционные налоговые льготы лизингодателю (когда для лизингодателя они имеют большую стоимость) взамен на более дешевое финансирование и налоговый щит лизинговых платежей. Таким образом, налоговые льготы производственной сфере экономики при лизинге частично теряют свое целевое назначение.

Какие меры предпринимаются государством для урегулирования проблемы перераспределения налоговых льгот? Государству необходимо трансформировать возникающие при лизинге издержки во внутренние издержки лизингодателей и арендаторов. На практике правительством используется два способа корректировочных мер в отношении лизинга:

1) искусственное уравнивание финансовой аренды с покупкой и продажей активов;

2) введение особого налога, который равен или очень близок к издержкам перелива.

В чем заключается первый способ? Искусственное уравнивание лизинга с кредитом на покупку активов заключается в попытке государства создать систему критериев классификации лизинга на финансовый и оперативный – для учета финансового лизинга как отношений купли-продажи с отсрочкой платежа. Сущность проблемы состоит в концепции капитализации арендуемого имущества. Подходы к ее решению различаются от полного отказа в капитализации, до применения капитализации ко всем лизинговым сделкам.

Канадский Институт Дипломированных Бухгалтеров (CICA) и Американский Институт Дипломированных Бухгалтеров (АIСРА) считают, что аренда, которая переводит значительную часть преимуществ и рисков по владению имуществом арендатору, должна быть капитализирована. Капитализированная арендная сделка (финансовая аренда) должна учитываться как покупка и продажа активов. Арендные сделки, которые не отделяют значительную часть преимуществ и рисков от права собственности на имущество, классифицируются как оперативные, не капитализируются и учитываются как простые арендные платежи.

В сентябре 1982 г. Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета (IASK) опубликовал стандарт бухгалтерского учета для арендных операций (IAS 17) в котором приводятся определения финансовой и оперативной аренды и их основные отличия. Согласно этому документу под финансовой арендой понимается арендная сделка, в которой практически все доходы, связанные с владением имуществом, передаются арендатору. Под оперативной арендой в IAS 17 понимается любая другая аренда, отличная от финансовой.

Стандартизация бухгалтерского учета лизинга посредством определения момента и условий отделения прав и рисков владения имуществом от права собственности на это имущество заключается в классификации аренды на финансовую и оперативную. Однако, действующая система критериев классификации аренды на финансовую и оперативную во многом не совершенна. Критерии капитализации, применяемые к арендаторам и лизингодателям, содержат в себе ряд противоречий, в виду чего их применение на практике до сих пор не носит устойчивого характера.

Стремление правительства капитализировать долгосрочные лизинговые сделки есть не что иное, как попытка заставить лизингодателей и лизингополучателей показать в бухгалтерской отчетности финансовый лизинг как сделку купли-продажи. Когда это удается, налоговые условия лизингового и прямого кредитного финансирования одинаковы. Экономический эффект лизинга для его участников появляется только когда лизинговая сделка не капитализируется.

Бухгалтерский учет лизинга – это область, в которой значительные усили

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров