Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Современные подходы к их классификации нематериальных активов

Учитывая сложность рассматриваемого понятия, естественным представляется то, что существуют множество подходов к классификации нематериальных активов.

Они неоднородны:

· по составу

· по характеру использования / эксплуатации в процессе производства;

· по степени влияния на финансовое состояние и результаты хозяйственной деятельности.

Соответственно, необходим дифференцированный подход к их анализу.

Можно выделить 6 наиболее распространённых современных подходов к классификации нематериальных активов.

Во-первых, нематериальные активы можно классифицировать по срокам полезного использования. В соответствии с этим подходом выделяют функционирующие (работающие) и нефункционирующие (неработающие) нематериальные активы. Работающими называют объекты нематериальных активов, использование которых приносит предприятию доход в настоящий период, в то время как неработающими - те, которые не используются в настоящее время по каким-либо причинам, но могут использоваться в будущем. Этот подход применяется при планировании на фирме, когда необходимо спрогнозировать возможные будущие доходы.

Во-вторых, исходя из различий в оборачиваемости, различают текущие и долгосрочные нематериальные активы. Текущими считаются те, которые используются в деятельности предприятия не более года. Они быстро теряют свою потребительскую стоимость и, соответственно, включаются в текущие затраты предприятия. В свою очередь, долгосрочные нематериальные активы используются предприятием более года. Их стоимость переносится на стоимость производимого с их помощью продукта по частям (амортизируется). Данная классификация применяется, в основном, при составлении отчётности на фирме.

Третья классификация основана на различиях в степени отчуждаемости. Те нематериальные активы, которые обладают способностью полностью передаваться при их продаже (передаче, аренде), называются отчуждаемыми, а те, которые остаются  в собственности предприятия-владельца при частичной передаче прав на их использование, носят название неотчуждаемых. К примеру, неотчуждаемой признаётся деловая репутация юридического лица, хотя в особых случаях она может приобретать имущественное содержание и передаваться посредством сделки (по договору коммерческой концессии или по договору простого товарищества). Этот подход применяется при слияниях, поглощениях (реорганизации компании), а также, естественно, и при продаже нематериальных активов.

Существуют также классификации, основными критериями в которых являются степень влияния на финансовые результаты предприятия, степень правовой защищенности и источник приобретения. В первом случае выделяют объекты нематериальных активов, способные приносить доход прямо, за счет внедрения их в эксплуатацию, а также те, которые влияют на финансовые результаты деятельности фирмы опосредованно. По степени правовой защищенности имеются соответственно нематериальные активы, защищаемые охранными документами (например, авторскими правами), и не защищенные ими.

В зависимости от источника приобретения можно говорить о собственных, паевых и приобретённых со стороны нематериальных активах. К собственным относятся все активы, разработанные лично работниками или учредителями предприятия; к паевым – разработанные совместно с другими физическими или юридическими лицами на долевых условиях; приобретенные со стороны нематериальные активы получены от других физических или юридических лиц, за плату или безвозмездно.

Оперируя понятием «интеллектуальный капитал» и таким образом немного расширяя категорию нематериальных активов, можно привести ещё одну классификацию, выделяющую в составе нематериальных активов рыночные активы, интеллектуальную собственность, человеческие активы и инфраструктурные активы. Рассмотрим последовательно каждый элемент.

Интеллектуальная собственность по сути своей является юридическим гарантом защиты прав, относящихся к интеллектуальной деятельности, и включает ноу-хау, патенты, торговые секреты, авторские права, торговые марки товаров и услуг. Изобретения защищаются лицензиями, новые продукты – патентами, оригинальное имя – торговой маркой товара или услуги, торговые секреты – договорами о неразглашении.

Права интеллектуальной собственности иногда относят и к так называемому «структурному капиталу», куда также включаются информационные ресурсы, инструкции и методики работы и т.п. Однако в этом ключе правомерно и более оправданно говорить о понятии «инфраструктурных активов». Оно объединяет в себе технологии, методы и процессы, которые обеспечивают работу предприятия. Это, безусловно, одна из самых разнородных частей интеллектуального капитала, так как он объединяет в себе корпоративную культуру компании, методы управления, применяемые в фирме, финансовую структуру, базы данных по рынку и покупателям, методы оценки риска, коммуникационные системы, - другими словами, всё, на чём основана работа предприятия. При этом важно подчеркнуть, что особое значение имеет не непосредственная материальная стоимость предметов (компьютеров, стоимость подключения к Интернету, и т.д.), а характер, методы их использования в организации, умения и навыки, позволяющие считать всё вышеперечисленное активами.

Что касается навыков и умений, они также относятся к человеческому капиталу (или «человеческим активам»). Под человеческим капиталом (активами), понимается вся совокупность знаний, умений и способностей, личных и профессиональных качеств работников фирмы. Сюда относятся и «подразумеваемые» или «молчаливые» знания (от англ. «tacit knowledge»), и ноу-хау, неотделимые от конкретного человека, то есть предполагающие как знания, так и умения. В соответствии с расширительной трактовкой понятия «человеческий капитал», к нему относятся собранная вместе и обученная рабочая сила, хороший менеджмент, контракты с выдающими специалистами в сфере специализации фирмы. Человеческий капитал не отражается в составе активов фирмы, так как не принадлежит ей, однако может существенно повлиять на эффективность работы компании.

Наконец, рыночные активы связывают компанию непосредственно с рынком. Это марки, бренды, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования, приверженность (loyalty) покупателей, каналы распределения, различные контракты и соглашения, деловая репутация компании, наличие своих людей (insiders) в организациях-партнёрах и т.д.  Рыночные активы обеспечивают компании конкурентное преимущество во внешней среде. Например, отработанные каналы распределения гарантируют обслуживание всех потенциальных клиентов и, следовательно, получение максимальной прибыли от продажи товаров или оказания услуг. При работе с рыночными активами огромное значение имеет разработка эффективных стратегий по позиционированию компании на рынке, так как осведомлённость потребителей о предприятии и его товаре – залог процветания компании.  Поскольку рыночные активы – одно из самых важных составляющих интеллектуального капитала, на них следует остановиться подробнее.

 

 

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров