Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Природа гудвилла и его место в системе общественного воспроизводства

В отечественной финансовой науке и теории бухгалтерского учета категория «деловая репутация организации» признается синонимичной категории «гудвилл». Н.А. Абдулаева и Н.А. Колайко[58, с. 174], Я.В. Соколов и М.Л. Пятов[175, с. 46], С.В. Валдайцев[29, с. 278], И.А. Бланк[23, с. 409] считают некорректным русский перевод английского термина «goodwill» [гудвилл] и предлагают деловую репутацию организации признавать в качестве отдельного элемента гудвилла предприятия (компании). Таким образом, необходимо четко разграничивать деловую репутацию организации, принимаемую в качестве элемента стоимости действующей компании для целей оценки бизнеса, финансового управления и бухгалтерского учета, от термина «деловая репутация», являющегося категорией психологии и отражающего образ восприятия субъекта, формирующийся у его контрагентов, что есть психологический акт, не имеющий стоимостного выражения.

Рынок капиталов признает реальное существование гудвилла компаний. Так, С. Полозков, Т. Семенов указывают, что «…в начале 1980-х гг. индекс Доу-Джонса стал показывать возрастающий отрыв рыночной капитализации некоторых фирм от стоимости реальных активов – зданий, сооружений, оборудования, запасов…» [162, с. 46], при этом указанный рост по объективным причинам не может быть связан только со спекулятивным разогревом рынка ценных бумаг. Среди крупнейших компаний мира по величине рыночной капитализации выделяются Microsoft Corp., Intel Corp., Vodafone Group Plc, Johnson & Johnson Inc., CiANCo Systems Inc., Procter & Gamble Co., Coca-Cola Co., GlaxoSmithKline Plc – компании, для которых характерно существенное превышение показателя рыночной капитализации над стоимостью их чистых активов и высокая стоимость используемых ими идентифицируемых нематериальных активов. По этой причине стоимость бизнеса, отражающая рыночную конъюнктуру, организационно-правовую форму бизнеса и ожидания инвесторов о функционировании бизнеса в будущем, должна быть увеличена на стоимость созданного гудвилла. Даже если в некоторых случаях обоснована нулевая стоимость гудвилла, порядок его оценки при определении стоимости всего предприятия (компании) сохраняется неизменным.

Англо-русский экономический словарь дает следующие определения термина «goodwill» [гудвилл] [22, с. 322]:

1. условная стоимость деловых связей (фирмы), «цена» накопленных нематериальных активов фирмы, денежная оценка неосязаемого капитала (престиж торговых марок, опыт деловых связей, устойчивая клиентура);

2. денежная оценка предполагаемого будущего превышения прибыльности (данной фирм по сравнению со средней прибыльностью аналогичных фирм);

3. неосязаемый основной капитал (разность между ценой предприятия в целом и ценой его реального основного капитала);

4. доброжелательность, благорасположение (клиентуры).

Как отмечают Я.В. Соколов, М.Л. Пятов[175, с. 46], категория «гудвилл» впервые стала использоваться в английской коммерческой практике в первой половине пятнадцатого века. В дословном истолковании она означала «добрую волю» участников коммерческих сделок в предоставлении ряда уступок своим контрагентам в обмен на уступки с их стороны.

Период разложения феодальных отношений и становления капиталистического производства в Западной Европе характеризовался быстрыми темпами концентрации капитала, в том числе скупкой мелких компаний на открытом внутреннем рынке. Целые предприятия рассматривались в качестве отдельных объектов коммерческих сделок и могли быть проданы или приобретены в собственность. Несмотря на примитивный характер оценки сделок купли-продажи предприятий, наличие особого объекта сделки приводило к тому, что сделка, цена которой полностью совпадала с рыночной стоимостью скорректированных чистых активов приобретаемого предприятия, не могла считаться справедливой и обоснованной, так как не соответствовала «действительной» стоимости предприятия. Другими словами, покупатель приобретал не отдельные активы, а взаимосвязанные, благодаря производственному процессу, имущественные объекты, и чтобы сохранить производственную взаимосвязь между объектами средств производства и трудом работников, соглашался заплатить за целое предприятие сумму большую, чем стоимость всего имущества. Стоимость данного превышения получило название «гудвилл».

Наличие у предприятия созданного (наработанного) гудвилла стимулирует его продажу и приобретение, так как всегда существует риск некорректной оценки гудвилла одним из участников сделки вследствие различных неопределенных факторов, и, соответственно, шанс другого участника сделки получить выигрыш за счет другого. Примерами таких факторов являются отсутствие достоверной информации о финансовом состоянии приобретаемой компании, устоявшаяся рыночная конъюнктура, при которой приоритет принадлежит покупателям бизнеса по причине того, что на рынке имеется избыток продавцов и недостаток покупателей или обратная ситуация, и т.д. Таким образом, потенциальное формирование гудвилла, стимулирует продажу предприятия и облегчает его приобретение, что на макроэкономическом уровне способствует ускорению процесса концентрации капитала и может рассматриваться как действие, приводящее к ограничению конкуренции. По этой причине наличие гудвилла как элемента коммерческих сделок даже при добровольном согласии продавца предприятия на первоначальных этапах развития рыночных отношений должно рассматриваться как отрицательный с общественно-политической точки зрения факт, и английское законодательство тех лет прямо запрещало осуществление сделки купли-продажи предприятия с некоторой величиной гудвилла, несмотря на то, что на практике подобные сделки происходили. Согласно Я.В. Соколову, М.Л. Пятову, «…по крайней мере с 1417 года более, чем 200 лет участникам заключаемых договоров купли-продажи предприятий приходилось вуалировать в тексте соглашений факты наличия гудвилла, могущие, по английским законам тех лет привести к уплате штрафа и даже к тюремному заключению. И только лишь в 1620 году гудвилл получил право на существование со стороны судебных властей Великобритании…» [175, с. 46].

Широкое распространение в англо-американской финансовой и бухгалтерской литературе категория «гудвилл» получила в конце девятнадцатого века. Особое внимание стало уделяться гудвиллу, когда на практике было отмечено, что повышенный спрос на продукцию компании создается группой факторов, стоимостное выражение которых не подлежит отражению в учете и которые непосредственно ею не контролируются, например, репутация и профессиональные качества ведущих менеджеров, деловые связи, что обуславливает возникновение дополнительных прибылей. Поскольку под активом компании традиционно понимались средства, приносящие ей прибыль, то можно было предположить, что если компания получает по итогам отчетного периода прибыль, норма которой на вложенный капитал выше, чем у предприятий аналогичной отрасли, то есть потенциальных конкурентов, то компанией используется принадлежащий ей актив, стоимость которого в данный момент времени не оценена и не отражена в финансовом учете. Однако, как отмечают Я.В. Соколов, М.Л. Пятов[175, с. 46], вычленить эту прибыль из общей ее массы с высокой долей вероятности на практике не представляется возможным, а, следовательно, невозможно исчислить стоимость этого актива в рамках доходного подхода. Поэтому в юридической практике ставится под сомнение возможность отчуждения и передачи гудвилла при смене одного из собственников или руководящих работников фирмы, а также надлежащая оценка и отражение гудвилла в бухгалтерском учете. Так, например, А. Слейтер делает заключение о том, что гудвилл «…не следует рассматривать как актив и что он должен выступать исключительно в качестве характеризующего элемента или дополнения к ведению бизнеса…» [113, с. 26].

Принимая во внимание усилившиеся на современном этапе тенденции в рассмотрении актива в качестве ресурса, используемого в финансово-хозяйственной деятельности компании и обязательно контролируемого ею, традиционное определение гудвилла как актива кажется необоснованным, так как контроль компании над своими преимуществами, складывающимися в результате индивидуального характера специфического по своей природе труда менеджмента, носит условный характер и не может быть реализован в полной степени на данном этапе развития человеческой цивилизации

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров