Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

ПУТИ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА В РЕГИОНЕ

Аннотация. Статья посвящена решению актуальной проблемы повышения эффективности функционирования рынка образовательных услуг на основе кластерной модели развития. Отражены взаимосвязи рынка образования и рынка труда, обосновывается необходимость и предпосылки формирования кластерной модели в образовании в региональном разрезе на примере образовательного комплекса г. Бердянска.

Ключевые слова: управление, производство знаний, рынок труда, образовательный кластер.

 

Введение. Образование в демократических обществах всегда востребовано. Особенность современного развития как мира экономически развитых стран, так и Украины состоит в том, образовательный продукт является не столько предпосылкой высокопроизводительного труда, сколько становится наиболее эффективным производственным ресурсом новой экономики. П. Друкер, современный гуру в области теории и практики менеджмента, небезосновательно полагает, что образованный сотрудник в экономике ХХІ века – это основной капитал (выделено нами - С.П., П.Г.) [1, С.20]. Заметим, что приращение этой стоимости возможно на основе, как опыта, так и новых знаний, что предполагает не только дополнительное инвестирование в образование на макро- и микроуровне, но и требует роста эффективности производства образования, более высокого качества управления образовательным процессом, регулирования рынка образовательных услуг. Характерным по этом поводу является мнение академика РАН Е.Велихова, полагающего, что экономика ХХІ века – это экономика знаний, в основе которой находится органическое сочетание образования и науки, технологии и предпринимательства.

Вполне логично предположить, что образовательная отрасль на национальном и региональном уровнях в ближайшем будущем будет становиться стратегической точкой роста городской и региональной экономики, формироваться как градообразующая и бюджетообразующая отрасль. Достаточно привести пример, что в промышленно-курортном г.Бердянск, где размещено свыше 70 производственных предприятий только один из трех вузов негосударственной формы собственности – Академия управления и информационных технологий «АРИУ» входит в пятерку наиболее весомых плательщиков налогов в бюджеты различных уровней.

Постановка проблемы. В начале 90-х годов в системе отечественного образования зарождаются инновации, детерминированные развитием нормативно-правовой базы различных уровней образования, широко обсуждаемой в системе высшего образовании проблеме вхождение Украины в Болонский процесс.

Актуальной остается проблема достижения целостности и преемственности развития образования как такого, использования стратегического и системного подходов к его развитию, преодоления своеобразной автаркии, замкнутости среднего и высшего образования, профессионального образования и переквалификации, дисбаланса развития фундаментальной и отраслевой науки и разработки инновационных продуктов.

Несмотря на то, что в общеобразовательных и специализированных школах, школах нового типа появляются информационные технологии, внедряются новые предметы, такие как право, экономика, бухучет, многие выпускники не в состоянии получить высшее образование.

С одной стороны, современный бизнес формирует устойчивый спрос на высококачественных специалистов, однако, качество продукта, предлагаемого на рынке молодых специалистов зачастую низкое - большинству выпускников не достает опыта, знаний, профессионализма. Иначе говоря, востребованной со стороны общества и бизнеса становится проблема подготовки качественных специалистов в системе как высшего, так и профессионального обучения и переквалификации.

С другой стороны, немало выпускников вузов с удивлением и досадой обнаруживают, что их образовательный и интеллектуальный потенциал оказывается невостребованным, а затрачиваемые усилия не приносят ожидаемого эффекта. Так, например, высоким, хотя и подверженным структурным сдвигам, является динамика зарегистрированных безработных, получивших до этого образование и ранее нетрудоустроенных (рис.1).

 

Рис.1. Количество выпускников (чел.), ставших на учет в качестве безработных в городском центре занятости (2001-2002 гг.).

 

Как свидетельствует анализ данных, с трудоустройством возникают проблемы не только у выпускников, имеющих среднее и профессионально-техническое образование, но и у выпускников с высшим образованием. Не следует забывать, что издержки общества на подготовку специалиста с высшим образованием значительно превышают затраты выпускников школ, лицеев, колледжей, училищ, техникумов.

Почему так происходит? Ответ следует искать в системе организации образования, особенностях формальных и неформальных принципов, норм, установок, регулирующих формирование и реализацию соответствующих образовательных технологий, требующих адаптации экономики образования и экономики труда.

Результаты исследования. Безусловно, положительное решение по реформированию образовательного рынка требует системного подхода. Интегрированный характер управления отраслью состоит в том, что имеет место организация вертикального и горизонтального управления. В трансформации нуждается система государственного управления образованием: переход на стратегическое планирование и прогнозирование рынка специалистов, формирование государственного заказа на востребованное количество и качество специалистов, организация образовательного процесса на основе европейских и международных образовательных стандартов, дерегулирование деятельности образовательных учреждений.

На уровне отдельных образовательных учреждений необходимы демократизация управления образовательными учреждениями на основе концепции самоуправления – вузов, школ и т.п., эластичность деятельности к изменяющейся внешней среде и ее диверсификация, переход на научные методы управления на основе маркетинг-менеджмента, на инновационные технологии образовательного процесса.

Безусловно, заинтересованным участником образовательного рынка выступает абитуриент. Его покупательские предпочтения строятся не только на основе природных данных, врожденных склонностей к определенной профессии. В условиях развивающейся региональной экономики для регионального менеджмента очень важным является вопрос выбора абитуриентом конкретной товарной марки - вуза, его месторасположение, поскольку положительное решение вопроса для региона развитие означает рынка образования и обслуживающих предприятий, а значит, и создание рабочих мест, наполнение местных бюджетов и т.п.

В табл.1 представлены статистические данные распределения учеников и студентов по типам учебных заведений.

 

 

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров