Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Некоторые методические аспекты исследования процесса формирования интеллектуальных активов фирмы

Проблемы формирования интеллектуальных активов фирмы как совокупности всех информационно-интеллектуальных факторов развития (человеческие ресурсы, технико-технологический потенциал, патенты, лицензии, «ноу-хау» маркетингового, организационно-управленческого, финансового, юридического и иного характера, организационная (корпоративная) культура, торговая марка и репутация фирмы, партнерские отношения с поставщиками и потребителями и т.п.) достаточно активно обсуждаются в последнее время в научной и научно-практической литературе, однако механизмы формирования и использования таких активов, а также степень их влияния на эффективность функционирования фирмы и экономический рост в целом требуют, на наш взгляд, более глубокого теоретического осмысления, методологической формализации и эконометрического обоснования.

Количественная взаимосвязь между усилиями фирмы по созданию интеллектуального капитала (затратами на формирование информационно-интеллектуальных активов) с одной стороны и интегрированными показателями результативности ее функционирования (например, рыночной стоимостью) с другой стороны не является достаточно однозначной.

Исследование влияния информационно-интеллектуальных факторов на уровень эффективности функционирования экономического субъекта (фирмы) предполагает установление количественной взаимосвязи между объемом интеллектуальных факторов, используемых фирмой в каждый момент времени, и интегрированными показателями эффективности функционирования.

Первоочередной задачей здесь является спецификация модели, которая могла бы адекватно воспроизводить связи между переменными, характеризующими результативность функционирования фирмы, и переменными, характеризующими объем используемых при этом информационно-интеллектуальных факторов.

На первом этапе предполагается использовать простейшую регрессионную модель, выражаемую функцией вида:

Yi = a + b Xi + Ui,

где Xi – независимая переменная, отражающая усилия фирмы по формированию информационно-интеллектуальных факторов функционирования;

Yi – зависимая переменная, отражающая результативность усилий фирмы по формированию интеллектуальных активов;

Ui – случайная переменная.

В дальнейшем возможна качественная детализация информационно-интеллектуальных факторов и добавление новых независимых переменных в правой части уравнения. Поскольку результативность усилий фирмы в данном случае не проявляется мгновенно, а является следствием всех накопленных в прошлом знаний и положительной репутации, но в то же время информация и образы подвержены моральному устареванию, очевидно, дополнительного изучения требует спецификация функции распределенных временных лагов. Предложение о линейности также может быть модифицировано. В настоящее время для осуществления предварительной проверки первоначальной гипотезы авторами проводятся пробные исследования на отдельных предприятиях Краснодарского края. К сожалению, возможности получения достаточной информации о проведении подобных эмпирических исследований за рубежом весьма ограничены.

Однако уже использование простейшей модели требует обоснования и практической конкретизации подходов к решению следующих проблем:

1. Идентификация и количественная оценка объема информационно-интеллектуальных факторов, используемых фирмой. Идентификация интеллектуальных активов предполагает их выявление и классификацию, а количественная оценка реально может иметь лишь стоимостной характер. Отмеченные ранее особенности интеллектуальных активов требуют обоснования методических подходов к стоимостной оценке интеллектуальных активов фирмы.

С теоретической точки зрения наилучшей оценкой актива является его рыночная цена на эффективном рынке, однако, рынки информационно-интеллектуальных факторов не могут быть названы эффективными в высокой степени по многим причинам, кроме того, далеко не все интеллектуальные активы фирмы, особенно уникальные, являются объектами коммерческого оборота в чистом виде. Некоторые зарубежные ученые (Пол Страссманн) считают, что разница между рыночной (цена акции х количество акций) и бухгалтерской (балансовой) стоимостью фирмы является наиболее точным отражением совокупного интеллектуального капитала фирмы ("капитала знаний"). Такое предположение, очевидно, справедливо для развитых финансовых (фондовых) рынков индустриальных стран, однако, на наш взгляд, не учитывает таких факторов, как асимметричность информации и уровень ожиданий инвесторов. Переоценка или недооценка активов фирмы рынком, видимо, имеет место не только на развивающихся рынках.

Кроме того, с точки зрения повышения эффективности управления, влияние конкретных видов интеллектуальных активов на эффективность функционирования фирмы должно быть детализировано.

На рынках развивающихся стран, в том числе и в России, рыночная стоимость фирмы может вообще не существовать (акции не котируются), либо отражает интересы спекулирующих или контролирующих групп участников ("голубые фишки").

Балансовая оценка нематериальных активов фирмы с практической точки зрения выглядит более доступной, однако, трудности с идентификацией, оформлением предметов собственности и оценкой таких активов приводят к тому, что в балансах большинства российских предприятий в графе "Нематериальные активы" стоит прочерк. Кроме того, действующий механизм учетной политики не позволяет формально относить многие виды расходов к формированию нематериальных активов, хотя по сути (с позитивной точки зрения) они таковыми являются (например, реклама).

Компромиссным вариантом стоимостной оценки информационно-интеллектуальных активов фирмы, по нашему мнению, при всех его недостатках является затратный подход, подразумевающий вычленение из общего потока расходов фирмы расходов, связанных с созданием и использованием интеллектуальных активов.

 

 

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров