Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Информация как потребительная стоимость

Сегодня общепризнано, что информация представляет собой
важнейший фактор экономического роста, ресурс, от эффективности
использования которого в огромной, если не в решающей, степени
зависит развитие отдельных стран, регионов и мирового хозяйства в
целом. В то же время, во всей информационной экономике трудно
найти проблему, которая вызывала бы столько разногласий и споров,
как проблема потребительной стоимости научно-технической ин-
формации.
Некоторые авторы в связи с этим отмечают, что информация
как потребительная стоимость проявляется только в процессе ее
производительного применения и что поэтому продукты научных
исследований сами по себе не выступают потребительной стоимо-
стью2. Другие, напротив, полагают, что назначение и общественная
функция информации заключаются в ее участии в процессе прира-
щения нового знания и, таким образом, полезность информации оп-
ределяется ее “познавательной способностью”3. По данному вопросу
существует и множество других позиций, занимающих промежуточ-
ное положение между двумя приведенными крайностями.
На мой взгляд, научно-техническая информация как потреби-
тельная стоимость многолика и проявляется во всей совокупности
своих общественных функций, основными из которых являются три:
1 — применение информации в процессе информационного
производства: в процессах познания, выделения информации из ок-
ружающего мира и ее знаковой фиксации, т.е. представления в фор-
ме, наиболее удобной для ее последующего использования, а также
хранения, передачи, преобразования, обработки;
2 — применение информации в процессе разработки технико-
технологических и управленческих решений;
3 — применение информации в процессах материального и ду-
ховного производства (для краткости будем называть его производи-
тельным применением информации), позволяющее делать легче и
успешнее человеческий труд, снижая общественную стоимость про-
изводимых продуктов и осваивая производство новых продуктов
2 См.: Наука и производительные силы: региональные пробле-
мы. Алма-Ата: Гылым, 1990. С. 20.
3 См.: Социально-экономическая природа информационного
продукта и информационного ресурса/Под ред. Д.Г.Плахотной. М.:
Изд-во МГУ, 1992. С. 50.
6
труда, удовлетворяющих общественные потребности людей.
Троякая особенность научной информации как потребительной
стоимости связана с воспроизводственными процессами, а именно —
с воспроизводством сферы информационного производства как обо-
собленной сферы хозяйственной деятельности, играющей все более
заметную роль в процессах материального и духовного производства
по мере становления информационного типа экономического роста.
В современном мировом хозяйстве информация выступает все-
общим продуктом человеческого труда4. Однако не каждый процесс
труда является процессом информационного производства, то есть
приводит к выделению из окружающего мира той или иной научной
информации и к ее знаковой фиксации. Поэтому в целях исследова-
ния общих (в том числе и экономических) законов информационного
производства необходимо выделить сферу хозяйства, продуктом ко-
торой выступает научная информация в различных ее видах и фор-
мах.
Сферу общественного производства, продуктом которой вы-
ступает научная информация, называют сферой НИОКР (научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ).
Получение научной информации как результат процесса чело-
веческого труда представляется возможным лишь в том случае, ко-
гда эту научную информацию сопровождает тот или иной матери-
альный носитель, в котором она оказывается овеществленной. Сле-
довательно, продуктом труда никогда не выступает информация как
таковая, в своей непосредственной наличной данности, но всегда
вместе со своим вещественным носителем, от формы и характера ко-
торого нередко существенно зависят перспективы дальнейшего
вступления этой информации в процесс общественного воспроизвод-
ства. Иными словами, в качестве продукта труда, совершаемого в
сфере НИОКР, выступает не информация как таковая, а информаци-
онный продукт, овеществленная в котором научная информация отя-
гощена своим материальным носителем, хотя его производство само
по себе может не иметь прямого отношения к сфере информацион-
ного производства.
Несмотря на то, что информационное производство выступает
“нулевым циклом” практически каждого производственного процес-
са и, следовательно, в любом продукте человеческого труда овеще-
ствляется некоторая научная информация, тем не менее, из всей мас-
сы продуктов труда выделяется достаточно широкий класс информа-
4 Подробнее см.: Нижегородцев Р.М. Теоретические основы
информационной экономики. Владикавказ: Изд-во «Проект-Пресс»,
1998.
7
ционных продуктов, процессом непосредственного создания которых
выступает собственно информационное производство.
Информационным продуктом называется продукт человече-
ского труда, основную долю совокупного общественного спроса на
который обеспечивает овеществленная в нем научная информация.
Заметим, что принадлежность того или иного продукта к числу ин-
формационных является фактом историческим, преходящим, по-
скольку категории “спрос”, “потребность”, явно или неявно участ-
вующие в определении информационного продукта, носят историче-
ский характер.
В зависимости от воспроизводственных функций создаваемых
информационных продуктов сфера НИОКР разделяется на научные
исследования (НИР) и опытно-конструкторские разработки (ОКР).
При этом продуктами НИР выступают информационные продукты,
необходимые для производства новой информации и тем самым
обеспечивающие расширенное воспроизводство сферы НИОКР в це-
лом. Продуктом ОКР выступает научная информация, применяемая
лишь для производства продуктов иного рода, неинформационных
продуктов.
Заметим, что материальной основой воспроизводственного
принципа, на котором базируется предложенная классификация НИ-
ОКР, является не абстрактная схема, которой по тем или иным при-
чинам удобно пользоваться на практике, а реальные воспроизводст-
венные процессы, опирающиеся на приведенную выше характери-
стику информации как потребительной стоимости и выражающиеся
в углублении общественного разделения труда внутри сферы НИ-
ОКР. В самом деле, сегодня не только наука, вырастающая из по-
требностей материального производства, отделяется от самого про-
изводства, но и “чистая” наука, производящая знание в наиболее аб-
страктном его виде (НИР), отделяется от науки, применяемой к про-
изводству (ОКР).
Для сферы НИР, в свою очередь, характерен достаточно обо-
собленный воспроизводственный процесс, обеспечивающий прира-
щение “чистого” знания, без накопления которого невозможен про-
цесс материализации научных идей в производстве. Поэтому вся
система научных исследований естественным образом разделяется
на фундаментальные исследования (ФНИР), продуктом которых яв-
ляется информация, потребляемая в сфере НИР и тем самым обеспе-
чивающая ее расширенное воспроизводство, и прикладные исследо-
вания (ПНИР), продуктом которых является информация, потреб-
ляемая вне сферы НИР. Легко понять, что с продуктами ФНИР свя-
зана первая из перечисленных выше функций информации как по-
требительной стоимости, с продуктами ПНИР — вторая, с продукта-
8
ми ОКР — третья.
Возникает резонный вопрос: можно ли внутри сферы фунда-
ментальных исследований также выделить достаточно обособленную
ее часть, которая обеспечивает ее внутреннее расширенное воспро-
изводство, и продуктом которой является информация, потребляемая
только в рамках фундаментальной науки? На мой взгляд, такая обо-
собленная часть существует: это логика, она же — диалектика, она
же — теория познания. Продуктом этой науки является научное зна-
ние, которое непосредственным образом воздействует только на раз-
витие фундаментальной науки, а лишь посредством этой фундамен-
тальной науки — и на все другие составные части и элементы систе-
мы, называемой сферой НИОКР. Всякая наука, как справедливо ут-
верждал Гегель, есть прикладная логика.
Разделение сферы НИОКР, сферы производства совокупного
общественного знания, на ФНИР, ПНИР и ОКР традиционно и в дос-
таточной степени условно. Воспроизводственный аспект, выдвигае-
мый в данной работе в качестве критериальной основы такого деле-
ния, не снимает этой условности. В то же время, реальная практика
современной организации и управления сферой НИОКР не предпо-
лагает и не требует проведения жестких, метафизических границ
между различными составными частями этой сферы.
Воспроизводственный критерий классификации сферы НИОКР
составляет методологическую основу постановки и решения пробле-
мы общественной формы труда в сфере НИОКР и, соответственно,
форм общественного движения продукта этого труда.
Научная информация как потребительная стоимость обладает
целым рядом важных особенностей. Важнейшей из них, очевидно,
следует считать бесконечную воспроизводимость информации. Хо-
зяйствующий субъект, передающий информацию другому субъекту,
сам ее не лишается. В результате хранения, передачи, преобразова-
ния и производительного применения научно-технической информа-
ции ее количество не уменьшается и не ухудшается качество. Ин-
формация, поскольку она имеет невещественную, нефизическую
природу, не может быть подвержена физическому износу, в отличие
от ее вещественного носителя, физический износ которого приводит
к утрате овеществленной в нем информации.
Тем не менее, с течением времени научно-техническая инфор-
мация подвержена старению, моральному износу. Некоторые иссле-
дователи отмечают5, что количественная динамика этого морального
износа выражается экспоненциальным законом:
5 См., например: Воробьев Г.Г. Информационная экономика:
предмет и проблемы (Препринт). М., 1987.
9
U(t)=U(t)e- (t-t ),
0
l 0
где t — время, U(t) — потребительная стоимость информации для
всех t?t0, выраженная в тех или иных условных единицах, l — по-
ложительная константа, значение которой может быть различным
для разных типов информации.
Из приведенной формулы вытекает, что с течением времени
моральный износ научно-технической информации неуклонно за-
медляется. Думается, что такой вывод столь же неверен, как и закон
убывающей производительности капитала, согласно которому каж-
дое следующее вложение добавочной величины капитала приносит в
среднем меньшую прибыль на единицу инвестиций, чем предыду-
щие вложения капитала в то же самое производство. В самом деле, и
экспоненциальный закон морального износа информации, и закон
убывающей производительности капитала выражают количествен-
ные закономерности последней фазы жизненного цикла технологиче-
ских укладов, на которой применяемые технологии приближаются к
своим технологическим пределам и их динамика выражается поло-
гим экспоненциальным ростом, асимптотически приближаясь к го-
ризонтальной прямой.
Полный жизненный цикл технологий выражается логистиче-
ской кривой, поэтому моральный износ покидающих производствен-
ный процесс кластеров нововведений также характеризуется волно-
образной, логистической динамикой, в которой последовательно че-
редуются периоды ускоренного и замедленного морального старения
научно-технической информации. В частности, в периоды быстрого
завоевания новыми технологическими укладами хозяйственного
пространства совершается ускоренное, скачкообразное старение
элементов прежних укладов.
Эта закономерность касается не только продуктов прикладных
исследований, но и фундаментальной научной информации. Напри-
мер, открытие теории относительности означало вместе с тем скач-
кообразный моральный износ законов механики Ньютона, поскольку
релятивизм обнаружил дотоле неизвестные пределы их применимо-
сти. В настоящее время в наиболее развитых странах средний срок
морального старения научной информации в фундаментальной науке
составляет примерно 30-50 лет, а в прикладных исследованиях —
около 5 лет.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров