Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Информация как объект присвоения и отчуждения: диалектика частного и общественного труда

Процесс признания частного труда трудом общественным со-
вершается различным образом для разных составных частей сово-
купного общественного знания. Данная проблема имеет непосредст-
венную связь с различиями воспроизводственных процессов, харак-
терных для общественного движения продуктов выделенных ранее
трех составных частей сферы НИОКР.
В сфере фундаментальных исследований признание общест-
венного характера научного труда осуществляется посредством пуб-
ликации его результата, поэтому такой труд непосредственно адре-
суется обществу в целом, он имеет непосредственно общественную
форму. Следовательно, стоимость информации, выступающей про-
дуктом ФНИР, есть по существу иррациональная категория, она не
принимает превращенных форм, оставаясь вещью в себе и не реали-
зуясь на поверхности экономической жизни общества. Продукт фун-
даментальных исследований выступает в нетоварной (непосредст-
венно общественной) форме, не имеет меновой стоимости (и, следо-
вательно, цены) и не является объектом купли-продажи.
Таким образом, информация, представляющая собой продукт
16 Маркс К. Нищета философии//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е
изд. Т. 4. С. 97.
19
фундаментальной науки, выступает как безграничный и бесплатный
ресурс, непосредственное применение которого не имеет стоимост-
ного выражения. Следовательно, величина стоимости информации,
выступающей продуктом ФНИР, непосредственно связана с общест-
венной потребностью в этой информации, но никак не с затратами
частного труда на ее производство.
Продукт сферы прикладных исследований находит примене-
ние за пределами сферы собственно научных исследований. Поэтому
он имеет не только абстрактно-теоретическую, но и практическую
ценность, и в процессе его общественного движения складываются
товарно-денежные отношения. Производитель продукта ПНИР вы-
ступает монополистом в сфере практического применения произве-
денной им информации. Применяя эту информацию в сфере матери-
ального производства, он может получить монопольную прибыль,
превышающую среднюю прибыль на вложенный в производство ка-
питал. Эта, как говорил К.Маркс, искусственная монополия получает
юридические формы своего выражения — патенты, лицензии, ноу-
хау и проч.
Покупатель лицензии, выступая производителем продукции в
системе общественного разделения труда, уже постольку претендует
на среднюю прибыль. Производство продукции по лицензии для не-
го имеет смысл тогда, когда оно обеспечит ему получение дополни-
тельной прибыли в виде избытка над средней. "Этот избыток —
сверхприбыль, монопольная прибыль — служит источником лицен-
зионных платежей", — отмечает Л.С.Рожнева17. Поэтому эти плате-
жи следует рассматривать как особую форму ренты, как экономиче-
скую реализацию монополии на изобретение, на технико-
технологические знания как на объект хозяйствования, то есть как
реализацию монополии хозяйственного использования этих знаний.
Некоторые авторы в связи с этим используют категорию "инноваци-
онная рента"18. Из сказанного вытекает, что по поводу продукта
ПНИР возникают рентные отношения, и его стоимость, будучи по
существу величиной рациональной, приобретает внешнюю форму
иррациональной категории.
Инновационная рента, возникающая в процессе производи-
тельного применения результатов научных исследований, является
разновидностью дифференциальной ренты, источником которой яв-
ляется добавочная прибыль, имеющая место, как отмечал К.Маркс, в
17 Рожнева Л.С. Особенности ценообразования на продукцию
прикладных исследований и разработок. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. С. 92.
18 См.: Салин В.Л. Экономика и нововведения. Киев: Выща
школа, 1991. С. 62.
20
любой сфере промышленного производства для любого капитала,
действующего в лучших условиях по сравнению с общественно нор-
мальными19. Ее следует отличать от интеллектуальной ренты, воз-
никающей непосредственно в сфере НИОКР и выступающей разно-
видностью монопольной ренты, выражающей факт уникальности, не-
воспроизводимости индивидуальных условий производства научных
знаний, в том числе — условий, связанных с уникальностью челове-
ческого капитала определенных исследовательских коллективов и
отдельных исследователей.
Очевидно, что монополия на знание как объект собственно-
сти существовать не может, поскольку собственность одного субъ-
екта производственных отношений на информацию не отвергает и не
ограничивает собственности другого субъекта производственных от-
ношений на ту же самую информацию. Речь может идти лишь об ог-
раничении возможностей коммерческого использования этой ин-
формации, ее производительного применения.
Монополия на информацию как объект хозяйствования неред-
ко преодолевается тем, что конкуренты монополиста пытаются орга-
низовать собственные изобретения, помогающие обойти уже суще-
ствующие патенты. Такого рода деятельность, имитирующая произ-
водство новой информации, получает широкое распространение в
период вздорожания патентов и лицензий. В такие периоды совокуп-
ные общественные издержки на техническое развитие повышаются,
а его темпы замедляются.
Именно возможность обойти информацию, содержащуюся в
продуктах ПНИР, возможность нахождения альтернативных техни-
ко-технологических решений одной и той же проблемы обуславли-
вают временный характер действия патентов и лицензий. По истече-
нии известного времени монополия на знание естественным образом
исчезает, и из его использования уже нельзя извлечь монопольную
прибыль. Начиная с этого момента информация, овеществленная в
продукте прикладных исследований, выступает как даровая сила
природы, как неограниченный и бесплатный ресурс.
В условиях современного всемирного хозяйства монополия на
информацию, представляющую собой продукт прикладных исследо-
ваний, означает монополию на условия производства. Количествен-
ным (стоимостным) выражением этих лучших условий производства
является избыточная монопольная прибыль, создаваемая при помо-
щи данной информации на применяющем ее предприятии, причем
часть этой монопольной прибыли уплачивается как монопольная
19 См.: Маркс К. Письмо Ф.Энгельсу, 2 августа 1862 г.//Маркс
К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 30. С. 220.
21
рента в форме лицензионных платежей. Связывая рентные отноше-
ния с устойчивым воспроизводством лучших условий производства,
К.Маркс отмечал: "Если лучшая почва приносит ренту, то это дока-
зывает только то, что в земледелии разность между общественно не-
обходимым трудом и трудом индивидуально необходимым фиксиру-
ется, так как она имеет здесь данный природой базис, в то время как
в промышленности она постоянно исчезает"20.
В сфере материального производства в условиях практического
применения продуктов сферы ПНИР устойчиво воспроизводящаяся
разность между общественно необходимым и индивидуально необ-
ходимым трудом имеет базис не данный природой, но созданный ин-
теллектуальным трудом человека. Однако рано или поздно эта раз-
ность исчезает вследствие морального износа применяемой инфор-
мации, и норма прибыли капитала, применяющего эту информацию,
выравнивается до среднего уровня.
Диалектика общественно необходимых и индивидуальных ус-
ловий производства имеет важное значение при выделении особого
класса информационных продуктов, называемых информационными
ресурсами.
Информационным ресурсом называется научно-техническая
информация, производительное применение которой при условии ее
достаточно широкого распространения способно оказать влияние на
динамику общественно нормальных условий производства, но еще
не нашедшая применения в общественно значимом масштабе. Ин-
формационными ресурсами являются преимущественно продукты
прикладных научных исследований — патенты, лицензии, различно-
го рода текущая научно-техническая информация (ноу-хау, автор-
ские свидетельства и проч.), содержащая описание новых техниче-
ских достижений и технологических решений.
Применение информационных ресурсов в производстве перво-
начально отражается лишь на себестоимости продукции и других
финансовых показателях отдельных применяющих данную инфор-
мацию предприятий. Но по мере распространения нововведений,
овеществляющих новую научно-техническую информацию, ее ис-
пользование снижает общественную стоимость производимых про-
дуктов, а это означает экономию общественного (а не только частно-
го) труда и характеризует переход информации из состояния инфор-
мационного ресурса в состояние общественно значимого нововведе-
ния (нововведения-продукты или нововведения-процессы).
Продукт опытно-конструкторских разработок является то-
20 Маркс К. Теории прибавочной стоимости (IV том «Капита-
ла»)//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26. Ч. II. С. 137.
22
варом в полном смысле этого слова: он имеет меновую стоимость,
его стоимость принимает превращенную форму цены и выступает
как реальная общественная форма движения этого продукта. Про-
дуктом сферы ОКР выступает информация, овеществленная в новой
технике и технологии, а их потребительная стоимость сводится пре-
имущественно к увеличению производительной силы общественного
труда.
Исследование системы отношений признания частного труда
трудом общественным в сфере информационного производства
предполагает необходимость разработки соответствующих методо-
логических подходов к исследованию превращенных форм, прини-
маемых стоимостью информации, выступающей продуктом сферы
НИОКР в ее всеобщей вещественной определенности, а также во
всех ее особенных проявлениях.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров